Их сравнительная характеристика представлена в таблице 2.




Таблица 2. Сравнительная характеристика стилей, ориентированных на задание, и стилей, ориентированных на подчиненных.

 

Стили, ориентированные на начальника Стили, ориентированные на подчиненного
Теория Х Теория У
Автократический Демократический
Ориентированный на производство Ориентированный на работников
Узкий Общий
Структуризация заданий Забота о людях
Нацеленность на задачу Человеческие отношения
Директивный Поддерживающий
Директивный Поощряющий участие

Одним из наиболее популярных подходов к определению стилей лидерства является «управленческая решетка» Блэйка – Моутона, согласно которой выделяют пять стилей лидерства, характеристика которых представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Стили лидерства по Блэйку – Моутону.

Высокая   1.9. Пристальное внимание к нуждам людей для построения удовлетворительных отношений ведет к созданию приятной, дружественной атмосферы и удобному темпу работы.   9.9. Работа выполняется преданными делу людьми; взаимозависимость в результате общей заинтересованности в достижении целей организации; доверие и уважение.
Забота о людях    
   
      5.5. Адекватная деятельность организации возможна благодаря балансу между необходимостью выполнить работу и поддержанием морального духа людей на удовлетворительном уровне      
           
           
  1.1. Приложение минимума усилий для выполнения работы и поддержания духа корпоративности   9.1. Эффективность деятельности достигается за счет создания таких условий работы, при которых человек задействован в возможно меньшей степени.
   
Низкая    
                     
    Низкая Забота о производстве Высокая
                     

Свое развитие данная модель получила в классификации стилей лидерства Херси и Бланщара, согласно которой все стили лидерства подразделяются на:

1. Приказной стиль. Преимущественно ориентирован на задачу, незначительное внимание уделяется отношениям с подчиненными. Такой стиль лидерства эффективен при очень низком уровне зрелости последователей.

2. Стиль «продажи идеи». Ориентирован и на задачу, и на отношения. Эффективен при низком уровне зрелости последователей.

3. Стиль вовлечения. Слабо ориентирован на задачу, в основном внимание уделяется отношениям с подчиненными. Эффективен при высоком уровне зрелости последователей.

4. Стиль делегирования. Слабо ориентирован и на задачу, и на отношения. Эффективен при очень высоком уровне зрелости последователей.

Свой вклад в классификацию стилей лидерства внес Лайкерт, выделивший четыре стиля лидерства. Их характеристика предствлена в таблице 3.

Таблица 3. Стили лидерства по Лайкерту.

 

Параметры Эксплуата торско-автократический стиль Благожелатель но-автократичес кий стиль Партисипативный стиль Демократи ческий стиль
Уверенность в подчиненных и доверие к ним У лидера нет уверенности в подчиненных и доверия к ним. Снисходительно доверяет подчиненным и уверен в них, как хозяин в своих слугах. Обладает существенной, но не полной уверенностью и доверием; все еще стремиться контролировать решения. Доверяет подчиненным и верит в них.
Чувство свободы у подчиненных. Подчиненные не свободны в обсуждении своей работы с начальством. Чувствуют себя не слишком свободными, обсуждая работу со своим начальником. Достаточно свободны, обсуждая свою работу с начальником. Полностью свободны в обсуждении своей работы с начальством.
Стремление лидера вовлечь подчиненных в процесс управления. Лидер редко получает от подчиненных идеи и мнения о решении рабочих вопросов. Лидер иногда получает от подчиненных идеи и мнения о решении рабочих вопросов. Лидер обычно получает обратную связь и стремиться конструктивно ее использовать. Всегда интересуется мнением своих подчиненных и стремиться конструктивно его использовать.

 

Анализируя понятие лидерства, необходимо остановится и на том, какие роли играют лидеры в организации. Считается, что роли лидеров можно разделить на три группы:

1. Межличностные роли. Они связаны с формальными полномочиями лидера. Любой формальный лидер играет представительскую роль, являясь символом организации (церемониальные обязанности), а также координирующую роль, объединяя усилия людей для достижения целей организации.

2. Информационные роли. Деятельность лидера напрямую зависит от обладания той или иной информацией. Степенью ее дозирования он может воздействовать на окружающих.

3. Роли, связанные с принятием решений.

Замечено, что лидеры, способные играть множественные и противоречивые роли, действуют наиболее эффективно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: