Г. 7-А кл.,
Б кл.(21.05.20г.)
Тема
Повторение темы «Наречие»
Задачи и цели урока: с истематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
проверить степень овладения умением правильно писать наречие; развивать память, орфографические навыки, прививать любовь к родному языку.
Перед вами громада – русский язык.
Наслаждение глубокое зовет вас – наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
Ход урока
– На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы.
–это имена существительные,
глаголы,
имена прилагательные,
местоимения,
имена числительные,
предлоги,
союзы,
частицы,
междометия
и, конечно, наречия.
Вот о наречии и пойдет у нас разговор.
II Работа по теме урока
1. Задание. Прочитайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
(П.Панченко)
Классная работа.
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2) Наречие никогда не (изменяется).
3) У наречия никогда не бывает (окончания).
4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
3. Восстановите текст.
Задание: Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.
|
• Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
4. Задание: запишите предложения.
Из нашего окна видна крыша соседнего дома.
Летние каникулы я провел дома.
Тепло приходилось беречь. – Из-за мороза все были тепло одеты.
Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами, волк приближался.
Солнце светило по-зимнему неярко. – По зимнему небу плыли снеговые облака.
- Как мы отличаем наречия от созвучных форм других частей речи?
В 1 предложении слово дома – имя сущ.: оно обозначает предмет (дома, т.е. здания) и отвечает на вопрос чего?
Во 2 предложении слово дома является наречием: оно не обозначает предмет., а указывает только место.
Кроме того, наречие не изменяется по числам, как это свойственно сущ. (крыши домов); при нем невозможно употребить определения, как при сущ. (крыша соседнего дома).
Итак, наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует распознавать по значению. В отличие от других знаменательных частей речи наречия не изменяются.
Вспоминаем фразеологизмы.
Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
Как в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Битый час | долго |
Бок о бок | рядом |
Вверх дном | кувырком |
Веки вечные | навсегда |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Не покладая рук | старательно |
|
6. задание. Буквы о и а на конце наречий.
1 вариант: выписать наречия с суффиксом – о,
2 вариант: выписать наречия с суффиксом – а.
Досух…, досрочн…, слев…, издавн…, наглух…, направ…, влев…, изредк…, снов…
Досуха, досрочно, слева, издавна, наглухо, направо, влево, изредка, снова, достаточно.
8.Словарная работа.
На улице по-весеннему свежо, говорить по-немецки, кое-как передвигаться, запоминать крепко-накрепко, смущенно улыбаться, по-прежнему дружить, держаться мужественно, говорил неискренне, написал небрежно, вовсе не далеко от нас.
МОЛОДЦЫ, хорошего вам настроения. Поработали – отдохнём и посмотрим слайды, кто найдёт видео по повторению темы «Наречие» ПЕРЕСЫЛАЙТЕ ДРУГ ДРУЖКЕ И МНЕ