Организация работы учителя – дефектолога, работающего на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.




М.М. Шабардина, г. Киров,

КОГКУСО «КСРЦН» «Вятушка»

Учитель – дефектолог

 

В современном мире увеличивается количество детей, отстающих в развитии. Социум имеет огромное влияние на подрастающее поколение, очень многое зависит от родителей и других близких людей. Не редки случаи, когда отсутствует присмотр за ребенком, его воспитание и образование, дети бывают изъяты из семьи по социальным причинам и оказываются в государственном учреждении, где им должна быть оказана всесторонняя помощь.

Специализированные учреждения, созданные в системе социальных служб органов социальной защиты населения, осуществляют социальную реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет. Такие центры созданы для профилактики безнадзорности и беспризорности, они обеспечивают временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и социальной реабилитации, и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

С детьми, попадающими в Центр, проводится комплексная диагностика, которая включает обследование психолога, учителя - дефектолога, социального педагога и обследование медицинскими работниками. По результатам всех диагностик проводится психолого – медико – педагогический консилиум специалистов и составляется общая реабилитационная карта.

Учитель-дефектолог – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В работе дефектолога преобладает индивидуальная форма занятий, это позволяет максимально учесть особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.

Хотелось бы подробнее рассказать об особенностях работы учителя - дефектолога в конкретном учреждении. Целью логопедического воздействия в условиях Центра является обеспечение специализированной диагностико - консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В процессе логопедического воздействия решаются такие задачи как выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи; выявление уровня сформированности разных сторон речи; углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности; изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития; выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах; логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению. При отсутствии отклонений у несовершеннолетнего, учителю – дефектологу необходимо подобрать, те задания и упражнения, которые позволят развить высшие психические функции, речь, учебные навыки.

Особенностью работы социально – реабилитационного центра так же является то, что отсутствуют дети с тяжелыми отклонениями (тотально слепые и глухие, дети с тяжелой степенью умственной отсталости и т.п.), они направляются в специализированные учреждения, разделенные по характеру дефекта.

Дефектолог работает в тесном взаимодействии с психологами, социальными педагогами, воспитателями, специалистами по социальной работе. Деятельность психолога и дефектолога во много перекрестна, работа распределена таким образом, что психолог по больше части занимается эмоционально – волевой сферой, а дефектолог развитием и коррекцией высших психических функций, особенностями познавательной деятельности. Взаимодействие с социальными педагогами позволяет дефектологу узнать о потребностях ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Одной из основных задач коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми является развитие и формирование социальных представлений и коммуникативных навыков. Общая работа дефектолога с воспитателями позволяет узнать о речи и поведении ребенка в тех условиях, которые приближенны к естественным. Невозможна так же работа учителя – дефектолога без сотрудничества со специалистами по социальной работе, оно позволяет изучать документацию, собирать анамнестические данные, знакомится с итогами предыдущих психолого-медико- педагогических комиссий.

Несовершеннолетние находятся в центре не одинаковое количество времени, поэтому диагностика становится важнейшим этапом работы. На основании обследования составляется план дальнейших действий, а по результатам работы пишется характеристика на ребенка и рекомендации родителям, что ценно в дальнейшей работе с несовершеннолетними за стенами учреждения.

Большое значение имеет наличие отдельного кабинета учителя – дефектолога, его грамотное оборудование, достаточное оснащение дидактическими пособиями, компьютером и принтером, это помогает в организации коррекционно – развивающей среды, которая стимулирует речевое и личностное развитие несовершеннолетнего. Уютная атмосфера, созданная в кабинете, способствует налаживанию личного контакта педагога и детей. Компьютерное обеспечение позволяет сделать наглядный материал более ярким и интересным, что положительно влияет на коррекцию и развитие психических функций ребенка.

В качестве вывода, хотелось бы обозначить пути совершенствования работы учителя – дефектолога: развиваться в сторону современного интерактивного обучения, которое позволяет достигнуть высокого уровня активности в деятельности несовершеннолетних. Каждый думающий специалист стремится к более эффективной работе, которая будет полезна не только детям, но и личностному развитию педагога. Только слаженная работа и взаимопомощь всех специалистов позволяет осуществить грамотную реабилитацию в учреждении.

 

Список используемой литературы:

1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство...(серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

2. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007

3. Настольная книга педагога-дефектолога, Т. Б. Епифанцева и др., Ростов н/Д: Феникс, 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: