Датские народные поверья




 

Девушка, чтобы узнать, какой у нее будет муж, должна вылить в ночь на Новый год расплавленный свинец в стакан с водой, а наутро посмотреть, в какой форме он застыл. Если он напоминает ножницы, быть ей замужем за портным, если молот — за кузнецом и т. д. Другой, не менее действенный способ — вылить в воду яйцо и судить по форме, которую примет его содержимое.

 

Если девушка хочет увидеть будущего мужа, пусть она в крещенскую ночь, прежде чем лечь спать, произнесет следующий стих:

 

Молю вас, три святых царя,

Пошлите сон мне в эту ночь,

Кому мне постель стелить,

Кому мне рубахи мыть,

Чье имя мне носить,

Чьей невестой быть?

 

Другая формула, которую, вероятно, следует повторять накануне дня Святой Люсии (13 декабря), такова:

 

Добрая Люсия, дай мне знать,

Кому постель стелить,

Кому одежду шить,

Чье дитя носить,

Чьей любимой быть,

В чьих объятьях спать?

 

У девушек есть обычай в Иванов день собирать «траву Святого Иоанна» (зверобой) и сажать ее между балками крыши, чтобы узнать будущее. Обычно сажают один цветок за себя, а другой — за милого друга: если цветы клонятся друг к другу, это предвещает свадьбу. Иногда сажают цветы между балками, чтобы узнать, кому из родственников предстоит долгая жизнь, а кому короткая. Если цветок растет вверх, это добрый знак, если же клонится вниз, это предвещает болезни и смерть[1].

 

Если парни и девушки хотят узнать, кому уходить из дому, а кому оставаться, они через голову бросают к двери башмак. Если тот упадет к двери каблуком, гадающий останется, если же мыском — уйдет.

 

Если человек заметит первую по весне кукушку, когда еще не кончился пост, он говорит: «Кукушка нас дурачит». Если это мужчина, он не найдет, чего искал, будь то скотина или что-либо другое. Если девушка, ей следует остерегаться, как бы ее не одурачил ее парень. Старикам такая встреча дает повод опасаться болезней.

 

Если слуга первый раз в году заметит летящего аиста, он в течение года оставит свое место. Если заметит стоящего аиста — останется на своем месте еще на год.

 

Чтобы обнаружить вора, особенно среди слуг, прежде был обычай «качать решето». Хозяин устанавливал решето в равновесии на ножницах и повторял имена всех слуг, внимательно следя за решетом. При имени вора оно должно было покачнуться.

 

Если что-то украдено, следует обратиться к «знающим людям», которые умеют заставить вора вернуть украденное.

 

От Рождества до Нового года нельзя двигать ничего круглого, соответственно нельзя прясть и веять зерно.

 

В рождественскую полночь вся скотина в стойлах встает на ноги.

 

Если за столом под Рождество захочется узнать, умрет ли кто-нибудь из присутствующих до следующего Рождества, надо тихонько выйти и заглянуть в комнату сквозь окно. Тот, кто представится сидящим без головы, умрет в следующем году.

 

Не к добру, если за стол садятся тринадцать человек: не пройдет и года, как один из них умрет.

 

Подстригать ногти в пятницу — к счастью.

 

Когда стригут ногти, обрезки надо либо сжигать, либо зарывать в землю, чтобы злой человек, подобрав их, не навел порчу на их хозяина[2].

 

Найти на земле сломанную иголку до утренней молитвы предвещает быть битым или обруганным.

 

Если у покойника не закрываются глаза, это предвещает скорую смерть кого-нибудь из той же семьи.

 

Одежда и белье покойника скоро ветшают и распадаются на куски, подобно тому, как гниет труп в могиле.

 

Нельзя хоронить покойника в одежде живого, потому что как гниет в могиле одежда, так будет чахнуть тот, кому она принадлежала.

 

Если воск на огарке свечи загибается стружкой, это предвещает скорую смерть, обычно тому, на кого она указывает[3].

 

Не следует плакать над умирающим и тем более ронять на него слезы, а то он не будет знать покоя в могиле.

 

Если утром на теле оказываются синяки, это щипки призрака, и предвещают они смерть родственника или близкого друга.

 

Прежде был обычай, как только человек умирал, звонить в колокол, пока отлетевшая душа уходит на небеса[4].

 

Вой собаки предвещает смерть.

 

Сорока на крыше предвещает появление незнакомца.

 

Нельзя тревожить ласточек и аистов, которые строят гнездо на крыше дома: они приносят счастье[5].

 

Кто найдет клевер с четырьмя листиками, или двойной орешек, или скиллинг (монету), тот должен их сохранить на счастье.

 

Выходя утром, нужно заметить, кто первым встретится: не к добру встретить старуху или если заяц перебежит дорогу[6].

 

Если человек хочет увидеть дьявола или поговорить с ним, он должен трижды обойти против хода солнца вокруг церкви, а на третий раз остановиться против церковных дверей и крикнуть: «Выходи!» или свистнуть в замочную скважину.

 

Чтобы узнать, вступал ли покойник при жизни в сношения с дьяволом, надо посмотреть на него сквозь упряжь лошади, которая везет дроги. В таком случае смотрящий увидит сидящего за гробом черного пса.

 

Кто владеет книгой Киприана, может, читая по ней, совершать любые превращения; однако владелец этой книги никак не может от нее избавиться. Если ее продать, сжечь или зарыть, она возвращается к хозяину.

 

Тот, у кого есть книга Киприана, может по ней вызвать дьявола, но он должен приготовиться задать тому такую работу, с которой нечистому не справиться. Это опасное дело, если человек не знает, как заклясть дьявола и заставить того убраться обратно.

 

Только дети, рожденные в воскресенье или в святой праздник, могут видеть духов.

 

Если кто боится духов, пусть рассыплет на пороге льняное семя: через него не перешагнет никакой дух. Не менее действенное средство защиты — ставить на ночь тапочки пятками к кровати. Можно выкурить духов из комнаты дымом сальной свечи, а вот восковые свечи их притягивают: именно потому в церквях всегда водятся привидения. Еще хорошее защитное средство — повесить над дверью стальной предмет.

 

Если прибить у двери подкову, ни один дух в нее не войдет[7].

 

Когда крестьянки месят тесто, они крестят квашню или сам хлеб, чтобы тролли его не испортили.

 

Если прийти в церковь слишком рано утром, можно увидеть покойников, сидящих на скамьях для молящихся.

 

Тролли не смеют произнести слово «крест», а называют его просто: «туда-сюда».

 

На рыбалке очень важно не ссориться с другими рыбаками и даже не завидовать им, иначе рыба немедленно уйдет от этого места.

 

Когда умирает человек, который, как опасаются, не будет спокойно лежать в могиле, следует, чтобы избежать его посмертного появления, при выносе тела вылить на него лоханку воды.

 

Глупо стрелять в призрака, потому что пуля вернется обратно к стрелку. А вот если зарядить ружье серебряной пуговицей, она наверняка поразит цель.

 

В третью ночь после похорон мертвые встают из могил.

 

Беременным женщинам нельзя проходить там, где точили нож: от этого бывают тяжелые роды. Если же трижды сплюнуть на это место, то оно уже не опасно.

 

Если новорожденного ребенка сразу взвесить, он потом будет плохо расти.

 

Если вынести ребенка из дома через окно и внести через другое, он перестанет расти.

 

Если беременная женщина умрет до родов, она через сорок недель родит в могиле. Поэтому вместе с ней в могилу кладут нитку с иглой, ножницы и т. п., чтобы она могла сшить ребенку белье.

 

По грудной кости гуся, приготовленного к Мартынову дню (11 ноября), можно узнать, какова будет зима. Белая — к большому снегу, а коричневая предвещает суровые морозы. Замечено также, что передняя часть кости предсказывает зиму до Рождества, а задняя — после Рождества.

 

Какая погода стоит в день Семи Спящих (27 июля), такая продержится семь недель.

 

Часто моряки в открытом море видят корабль, во всем подобный настоящему, проплывающий мимо и тут же исчезающий. Это корабль-призрак, и он предвещает, что на этом месте скоро утонет какое-то судно.

 

Каждые семь лет петух откладывает яйцо. Из него вылупляется василиск, который убивает людей взглядом. Говорят еще, что это существо можно убить, только поставив перед ним зеркало: оно так ужасно, что не выдерживает вида собственного отражения.

 

Кто хочет узнать будущее в новогодний прилив, должен взять хлеб, нож и скиллинг и с ними выйти посмотреть на новый месяц. Потом, открыв Книгу псалмов, наугад прочитать из нее отрывок, который расскажет о самых важных вещах.

 

Накануне Великого четверга (на Страстной неделе) сельские жители бросают на засеянные поля топоры и железные клинья и прибивают сталь на двери, чтобы ведьмы не причинили им вреда.

 

Звон в левом ухе означает, что кто-то дурно говорит о вас, а в правом — что хорошо.

 

Если кто-то, придя в Великий четверг в церковь, будет, сам того не зная, иметь в кармане молодкино яйцо (первое яйцо, снесенное курицей), все женщины-ведьмы привидятся ему с решетом или подойником на голове.

 

Следующее рекомендуется как средство от зубной боли: взять сперва прутик бузины в рот, а затем воткнуть его в стену, проговорив: «Сгинь, злой дух!»

 

Как средство от малярии полезно воткнуть в землю веточку бузины, при этом не проронив ни слова. Болезнь тогда перейдет в веточку и с нее — на первого прохожего, который окажется рядом.

 

В северных странах считается дурной приметой встретить зайца, но доброй — встретить волка или медведя.

 


[1]Языческий праздник летнего солнцестояния, или «смерть Бальдра», был, по-видимому, превращен христианскими миссионерами в праздник Святого Иоанна Крестителя, который как раз приходится на этот день. Вместо растения «чело Бальдра» (anthemis cotula) с этим днем стали связывать зверобой, который в Англии считается растением, способным изгонять ведьм и предсказывать судьбу молодых парней и девушек. В Нижней Саксонии девушки собирают его побеги и вешают на стене своей комнаты. Если к утру побег остается свежим, можно ожидать жениха, если же увядает или засыхает, девушку ждет ранняя могила. Название androsaemum, возможно, связано со смертью Крестителя — сок растения представляет собой красноватую жидкость. Примечание Б. Торпа. — Ред.

 

[2]В Швабии повсеместно распространено суеверие, что обрезки волос надо сжигать или бросать в проточную воду; потому что если птицы подберут их и унесут, то либо у человека выпадут все волосы, либо ведьма наведет на него порчу. — Примеч. ред.

 

[3]В Англии в этом случае говорят: «Смотрите! На свече саван!» Примечание Б. Торпа.

 

[4]Обычай похоронного звона сохранился по сей день, хотя его происхождение давно забыто. Примечание Б. Торпа.

 

[5]Норвежский конунг Олав Трюггвасон, хотя и был христианином, замечал, на какой ноге стоит ворона, на правой или на левой, и соответственно, предсказывал счастье или неудачу, за что враги дали ему прозвище «кракабейн» («воронья нога»). — Примеч. ред.

 

[6]Горняки на севере Англии считают особенно дурным знаком повстречать на пути в шахту женщину, и многие рабочие, стоит им заметить женщину или вообразить, что мелькнула где-то развевающаяся юбка, разворачиваются и отправляются домой досыпать. Примечание Б. Торпа.

 

[7]Поверье, не менее распространенное в Англии. Примечание Б. Торпа. — Ред.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: