Интеллектуальные ресурсы.




Классификация ресурсов для хозяйственной деятельности

Для прикладной деятельности в области ресурсного анализа (выявление структуры ресурсов деятельности или системы) и синтеза (определение структуры ресурсов, необходимых для реализации заданной функции), может быть использован такой инструмент, как классификация ресурсов по различным классификационным признакам.

По мнению автора, классифицировать ресурсы, используемые в бизнесе, следует по следующим признакам:

· по происхождению или природе ресурса;

· по значимости для осуществления деятельности;

· по степени расходования в процессе деятельности;

· по степени зависимости от человека;

· по функциональному назначению;

· по взаимной зависимости ресурсов;

· по активности;

· по возможности получения ресурса.

По степени значимости для деятельности компании, можно выделять ключевые и дополнительные ресурсы.

Ресурсы, без которых невозможна или существенно затруднена деятельность в бизнес-системе, являются ключевыми ресурсами.

Ресурсы, используемые в хозяйственной деятельности, но не являющиеся ключевыми ресурсами, относятся к категории дополнительных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности деятельности, но без них деятельность в принципе возможна.

По природе, ресурсы коммерческой деятельности можно классифицировать следующим образом:

1. Материальные ресурсы – все то, что можно купить и продать без значительных трансакционных издержек (материальные и условно материальные[1] ресурсы).

Например, материальными можно считать следующие ресурсы:

1.1. Деньги, ценные бумаги, иные ценности.

1.2. Станки, оборудование, транспорт, здания, сооружения и т.п. – все, что является более или менее стандартным[2], может быть приобретено на рынке без значительных усилий, необходимости использования дополнительных ресурсов.

Условно материальными являются, например, являются следующие ресурсы:

1.3. Информация структурированная, с определенными характеристиками, в достаточной степени распространенная на рынке, не требующая значительных ресурсов (времени и сил, особых условий, например, большого времени для изучения) для ее получения и/или использования.

1.4. Время работы «стандартных» специалистов, «стандартные» услуги.

2. Информационные ресурсы – систематизированная информация, либо возможность получения систематизированной информации, необходимой для реализации целевой функции.

В деятельности используется весьма широкий спектр информационных ресурсов. Для примера можно привести следующие виды ресурсов:

2.1. Методологическая база – набор принципов, допущений, теорий и концепций, позволяющие сформировать адекватную модель системы[3].

2.2. Информация о необходимых для реализации целевой функции ресурсах, возможных вариантах сочетания ресурсов, о возможности замены одного ресурса на другой и т.п.

2.3. Информация о потенциальных и действующих участниках корпоративных отношений – наличие у них ресурсов, как нужных компании, так и других; их предпочтениях и ожиданиях; поведении.

Наличие иных, помимо необходимых компании, ресурсов у потенциальных УКО, может определить возможности компании или условия взаимодействия с этими участниками. Поэтому, наличие информации о таких ресурсах может стать, в свою очередь, ресурсом для организации взаимодействия.

2.4. Информация о системе: элементах системы, их параметрах и особенностях их использования; описание эталонного состояния системы; алгоритмы функционирования подсистем и др.

Например, информация о каналах распространения информации, их параметрах: нацеленность определенных каналов на определенные группы УКО, передаточная функция канала, шумы, суггестивные[4] свойства каналов распространения информации, другие. Такая информация позволяет рассчитывать информационное воздействие на потенциальных участников корпоративных отношений и, как следствие, позволит снизить затраты материальных и временных ресурсов на организацию нужного взаимодействия.

2.5. Управляющая информация, организационные ресурсы в форме социальных институтов[5].

Интеллектуальные ресурсы.

3.1. Способность человека решать задачи определенного вида.

3.2. Собственно способность человека обрабатывать информацию, думать, делать выводы, формировать необходимую для деятельности информацию.

Примечание:

Следует отметить, что интеллектуальный ресурс требует наличия комплементарных ресурсов. Это, прежде всего, необходимые знания – информация, методологическая база, позволяющая сформировать адекватную задаче модель системы; а также время, необходимое для обработки информации, формулирования выводов (кстати, именно количеством времени можно косвенно измерять интеллектуальный ресурс в расчётах и формах учёта).

4. Социальные ресурсы.

4.1. Связанные с компанией или ее продукцией стереотипы, образцы поведения. Они формируют бренд, имидж, другие комплексные социальные институты, определенным образом структурирующие поведение различных УКО.

4.2. Социальные институты, их сочетание, которое может быть более или менее благоприятно для компании.

4.3. Наличие противоречий в социальных институтах (или их отсутствие)[6].

4.4. Распространенные установки на взаимодействие, обучение, формирующие готовность изменяться, подстраиваться под систему.

4.5. Благоприятные факторы, способствующие формированию социальных институтов. Это могут быть определенные личностные факторы населения, например, наивность населения – это позволяет меньше сил тратить на информационные воздействия, чтобы сформировать соответствующие социальные институты.

4.6. Социальные группы, обладающие определенными характеристиками (в том числе, определенным поведением).

Например, потенциальные потребители, имеющие опыт работы с компанией, обладающие информацией, что взаимодействие с компанией – выгодно.

5. Пространственные ресурсы.

5.1. Место расположения деятельности, обеспечивающее преимущество. Например, определенное место расположения магазина может обеспечить приток клиентов.

5.2. Физическое пространство для ведения деятельности. Например, помещение для работы, др.

6. Временные ресурсы.

6.1. Время до события, существенно изменяющего условия. Например, время до прекращения приема документов на тендер. Или, например, время до отправления поезда.

6.2. Различие в скорости выполнения работы в условиях конкурентной борьбы. Например, способность быстрее выполнить работу может иметь решающее значение для конкурентной борьбы, поскольку обеспечит более быстрый выход на рынок.

По степени зависимости от человека, ресурсы разделяются на системные и человеческие.

Системные ресурсы – это ресурсы, источником которых является корпоративная система (компания) и они могут быть использованы без каких-либо специальных договоренностей с владельцем этих ресурсов (как правило, в соответствии с определенными правилами распределения ресурсов).

В общем-то, конечно, это весьма условная характеристика. Как мы отмечали ранее, любые ресурсы имеют своих владельцев. Но при решении определенных задач мы можем сделать допущение, что владельцем ресурсов является система, – корпорация, – без указания конкретного лица, владеющего этим ресурсом. Точнее, в этом случае, представлять корпорацию будет лицо, имеющее право распоряжаться этими ресурсами. Строго говоря, это не всегда будет лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа – во многих задачах как лицо, имеющие право распоряжаться ресурсами, может быть рассмотрен руководитель подразделения, например, или диспетчер.

Человеческие ресурсы – это ресурсы, неотъемлемые от человека в данных социальных условиях. Прежде всего, к этой группе ресурсов, как правило, следует относить следующие нематериальные ресурсы:

1. Интеллектуальные ресурсы – способность сформировать необходимую информацию (в том числе, информационные и организационные ресурсы в компании).

Например, это может быть умение специалиста компании решать задачи определенного вида. Так, например, в одной из транспортных компаний, работал сотрудник, обладающий способностью таким образом расположить груз в ограниченном объеме кузова автомобиля, который обеспечивал более плотную загрузку на 10-20% по сравнению с «обычным» специалистом. Соответственно, умение решать такую задачу рассматривалось руководством компании как ресурс, поскольку позволяло экономить финансовые ресурсы, затрачиваемые на перевозку груза.

Или, например, умение эксперта обратить внимание на «мелочи», на которые менее квалифицированный специалист внимания не обратит.

2. Знания и навыки действующих УКО, способствующие деятельности системы.

Прежде всего – знания и навыки сотрудников, но не только. Не менее, а в отдельных случаях, и более значимы могут быть знания и навыки потенциальных клиентов.

Например, квалификация потенциальных клиентов может обеспечить спрос на качественный инструмент, профессиональные услуги – люди будут понимать значение и критерии качества, это сформирует определенные потребности и, соответственно, поставщик, обеспечивающий качественные услуги получит преимущества по сравнению с работой на рынке, где понимание значимости и ценности качества не сформированы.

Сюда же, можно отнести навыки и знания, позволяющие настраивать систему на особенности деятельности и/или взаимодействия с определенными участниками корпоративных отношений, формировать организационные ресурсы.

Знания и навыки УКО, вовлеченных в систему, представляющие ценность для других УКО (действующих или потенциальных), могут послужить основой конкурентной борьбы за ресурсы и, как следствие, являются ресурсом для хозяйственной деятельности.

3. Личностные качества, позволяющие более или менее эффективно взаимодействовать субъектам в корпоративной системе.

Например, наличие определенных личностных качеств может создать условия эффективной/неэффективной координации без специальных усилий (и, соответственно, расходования иных ресурсов).

Так, педантичность может способствовать тому, что человек будет вовремя выполнять работу, обеспечивать качественную проработку материалов и т.п. Этого же можно добиться и от «обычного, нормального» человека. Но для этого придется сформировать такие условия, которые препятствовали бы некачественной проработке материалов, запаздыванию в выполнении работы.

4. Социальные связи, позволяющие снизить трансакционные издержки деятельности.

Но, к человеческим ресурсам, при определенных условиях, могут и должны быть отнесены материальные ресурсы – когда их использование требует согласия их владельцев. Так, например, компьютер или автомобиль, принадлежащие сотрудникам, могут быть использованы в деятельности компании только с согласия их владельцев. Соответственно, материальные по природе ресурсы должны быть отнесены к группе человеческих ресурсов. Но точно такие же компьютер или автомобиль, которые принадлежат компании и могут быть получены для осуществления деятельности в соответствии с определенной в компании процедурой (например, подать заявку и получить подтверждение наличия ресурса), будут рассматриваться как системный ресурс.

Разделение ресурсов на системные и человеческие имеет принципиальное значение для организации взаимодействия в корпоративной системе – если мы позиционируем ресурсы как человеческие, то необходимо конкретизировать УКО, их интересы и организовать взаимодействие с ними; если же ресурсы относятся к системным, то задача существенно упрощается – необходимо только определить правила получения этих ресурсов для обеспечения их наличия.

Ресурсы социальной системы можно, также, классифицировать по степени их расходования в процессе деятельности. Здесь мы выделяем три группы:

· Ресурсы, расходуемые в процессе деятельности.

· Ресурсы, не расходуемые, но требующие обновления и адаптации, поддержания в актуальном состоянии.

· Не расходуемые ресурсы.

Первая группа ресурсов (расходуемые ресурсы) – это, например, деньги; сырье и материалы, комплектующие или товары (для торговой организации); труд людей, время.

Вторая группа ресурсов – это, например, следующие ресурсы:

· информация о том, что и как делать в данной системе и в данных условиях – она требует обновления вследствие изменения условий деятельности;

· бренд и другие элементы социального капитала – они требуют поддержки вследствие динамики социальных процессов, действий конкурентов и/или ошибочных действий компании и т.п.;

· знания о рынке, товаре, клиентах требуют актуализации вследствие изменения рынка, динамики потребностей клиентов, совершенствования товара.

Не расходуемые ресурсы – ресурсы, которые не изменяются вследствие использования их в рассматриваемой системе.

В коммерческой деятельности, это, например, следующие виды ресурсов:

· помещения, здания и сооружения, используемые для организации деятельности;

· фундаментальные знания и другая информация, которая служит основой для принятия решений, но уже устоялась и не требует обновления и актуализации (например, умение считать, говорить, читать и писать; основные знания в области экономики; общеобразовательные знания и др.);

· информация о прошлом опыте – она неизменна вследствие неизменности прошлого, к ней можно по-разному относиться, но сама эта информация не изменяется;

· устоявшиеся технологии работы, принципы и методы принятия решений; устойчивые поведенческие модели и социальные институты, их определяющие.

С точки зрения организации системы, использование расходуемого ресурса требует наличия постоянного источника этого ресурса для нормального функционирования компании. Кроме того, необходимо понимать скорость расходования ресурса, период пополнения и размер резерва (запаса) расходуемого ресурса. Обновление ресурса может потребовать наличия интеллектуального ресурса и, соответственно, определяет условия взаимодействия, необходимость учитывать интересы людей, которые выступают в качестве носителей интеллектуального ресурса. Наличие не расходуемых ресурсов формирует стабильную часть ресурсной базы системы и, соответственно, позволяет концентрировать усилия в других направлениях.

По функциональному назначению, применительно к корпоративным системам, можно выделить следующие группы ресурсов:

1. Ресурсы привлечения, удержания УКО (работников, клиентов, партнеров) или создания их удовлетворенности.

УКО обладают свойством быть активными и, соответственно, могут менять ситуацию. Если не управлять активностью УКО, то развитие системы может пойти по нежелательной траектории. Следовательно, необходимо выявление интересов, сегментация, адаптация предложений, формирование правил, направляющих активность УКО и т.п.

Соответственно, можно выделить следующие ресурсы:

1.1. Механизмы (инструменты) исследования среды – знания и навыки людей; методики и технологии, правила и принципы их использования; средства коммуникации; исходные данные и информация для принятия решений (социологические исследования, например) и др.

Информация о среде в форме, позволяющей использовать ее для прогноза состояния среды и результата функционирования системы в среде.

Они необходимы для того, чтобы просто иметь возможность кого-то привлечь в компанию – не имея информации о среде, в принципе невозможно осуществлять управляемую хозяйственную деятельность.

1.2. Информация о потенциальных партнерах, позволяющая использовать ее для привлечения и удержания партнеров – их характеристики, особенности восприятия информации, др.

1.3. Интеллектуальные ресурсы, необходимые для обработки первичных данных и выбору потенциальных партнеров, проведения переговоров с ними.

1.4. Предложения (коммерческие предложения для клиентов, партнеров и поставщиков, информация для потенциальных сотрудников), ориентированные на особенности потенциальных клиентов, учитывающие их особенности восприятия.

1.5. Привлекательные правила взаимодействия, действующие в компании.

1.6. Ресурсы, необходимые для создания продуктов и услуг компании – производственные мощности, технологии деятельности, знания и навыки сотрудников, др.

1.7. Личностные особенности сотрудников компании, обеспечивающие надлежащие коммуникации с УКО (клиентами, партнерами, др.).

1.8. Социальные связи и иные ресурсы, создающие возможности влияния на партнеров.

1.9. Социальные связи, обеспечивающие выход на клиентов, возможности влияния на них.

1.10. Социальный капитал компании – информация о компании, ее продуктах, особенностях потребления продуктов, способствующая принятию решения о взаимодействии с компанией и распространенная среди некоторого количества людей.

1.11. Материальные ресурсы, необходимые для функционирования соответствующих подсистем компании.

2. Ресурсы, обеспечивающие управление и адаптацию системы к изменяющимся условиям.

2.1. Интеллектуальные ресурсы лиц, принимающих решения для адаптации компании.

2.2. Знания и навыки анализа системы, позволяющие выявлять необходимость и возможность адаптации системы к изменяющейся среде.

2.3. Материальные ресурсы, обеспечивающие функционирование лиц, принимающих решение о том, когда и как нужно адаптировать компанию, а также осуществляющих деятельность по изменению системы.

2.4. Информация об эталонном или целевом состоянии корпоративной системы (информация о том, как должно быть, чтобы было хорошо…).

2.5. Информация о текущем состоянии корпоративной системы – необходима для вычисления отклонения и принятия решения о необходимости осуществлять управленческое воздействие.

2.6. Информация о том, чем и как нужно управлять, что и насколько необходимо изменить, чтобы корпоративная система изменилась так, чтобы получившееся конечное состояние обеспечило соответствие компании изменившимся условиям функционирования (за какие ниточки и с какой силой дергать, чтобы добиться нужного поведения системы – инструкция по управлению системой).

3. Организационные ресурсы (ресурсы координации) – ресурсы, обеспечивающие координацию действий людей, событий, информационных и материальных потоков в пространстве и времени.

3.1. Правила, нормы, принципы, действующие в компании – формальные и неформальные социальные институты.

3.2. Интеллектуальные ресурсы людей, позволяющие надлежащим образом адаптировать координирующую информацию к ситуации при неопределенности правил (например, в случае диспозитивных норм в документах или отсутствии правил).

3.3. Правила и процедуры взаимодействия, обеспечивающие координацию участников в процессе деятельности и, тем самым, снижение системных издержек.

3.4. Миссия, стратегия (или стратегии) деятельности, политики в различных сферах деятельности, и другие документы, обеспечивающие настройку системы на определенные группы УКО, обладающих необходимыми ресурсами, и/или настройку отдельных УКО или групп УКО[7] на условия взаимодействия с компанией.

3.5. Каналы распространения информации с определенными характеристиками (направленность, избирательность, шумы, помехи и т.п.).

3.6. Технологии производства, организации и координации, другие.

По взаимной зависимости ресурсов, выделяются следующие группы:

· ресурсы, зависимые от комплементарных ресурсов;

· комплементарные ресурсы (комплементы);

· независимые ресурсы.

Ресурсы, зависимые от комплементарных ресурсов – это ресурсы, возможность использования которых существует только при наличии других ресурсов[8]. Так, например, для использования интеллектуального ресурса необходимы исходная информация (как правило, это исходные данные, а также знания, определяющие, как обрабатывать исходные данные для получения необходимой новой информации), а также время. Для использования автомобиля необходим комплементарный ресурс – топливо.

Комплементарные ресурсы дополняют зависимый от них ресурс, формируют условия, когда свойства зависимого ресурса могут реализоваться, условия использования этого ресурса.

Независимые ресурсы могут быть использованы самостоятельно.

По активности, ресурсы делятся на ресурсы в активной и пассивной формах.

В основном, это касается информационных и, в том числе, организационных ресурсов (в форме информации – см. выше).

Информация сама по себе является ценным ресурсом. Но во многих случаях информация может быть использована только человеком при принятии решений. Информация, усвоенная человеком, осознанная им, является информацией в активной форме. Просто имеющаяся в системе информация, например, в книгах, на электронных носителях, для использования которой необходимо ее усвоить – это ресурс в пассивной форме.

Это, в том числе, касается правил, регламентирующих деятельность.

По возможности получения, ресурсы делятся на ресурсы, которые можно получить извне в необходимом виде, и ресурсы, которые необходимо сформировать (произвести) в корпоративной системе. В том числе, вследствие их ситуационного характера.

Например, практически невозможно приобрести управляющую информацию, актуальную для данной ситуации. Именно поэтому крайне важно иметь квалифицированных руководителей в компании. Во многих случаях нельзя приобрести необходимые организационные ресурсы.

Бывают ситуации, когда и необходимые материальные ресурсы нельзя получить извне. Например, когда их просто никто не производит. Но чаще, конечно, в этом контексте мы рассматриваем материальные ресурсы, которые нецелесообразно заказывать на стороне. Например, провод или веревка определенной длины – их проще и дешевле нарезать на месте, чем заказывать производителю куски нужной длины.

Безусловно, при рассмотрении различных видов и форм ресурсов, в качестве примеров, приведен не исчерпывающий перечень ресурсов и приведены они, в большей мере, для иллюстрации. Во-первых, как мы говорили ранее, ресурс – категория субъективная, то есть, ресурсом тот или иной феномен делает знание субъекта, осуществляющего (или предполагающего) его использование. Поэтому те ресурсы, которые автор перечислил выше, могут не являться ресурсами для других людей, и, в свою очередь, кто‑либо может иметь информацию, как использовать для выполнения определенной функции какие-либо иные феномены. Во-вторых, перечисление всех возможных ресурсов, использующихся для реализации той или иной функции[9] (по-другому, создание справочника ресурсов), не входит в задачи настоящей работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: