ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специального дошкольного учреждения (группы) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее по тексту – ТНР) (далее по тексту – практика) является составной частью профессиональной подготовки студентов на первой ступени высшего образования по специальности 1-03 03 01 Логопедия. Практика организуется в группах для детей с общим недоразвитием речи (далее по тексту – ОНР) и способствует актуализации необходимых профессиональных качеств будущего учителя-дефектолога (учителя-логопеда).
Целью практики является овладение системой профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) в условиях специального дошкольного учреждения (группы) для детей с ТНР.
Задачи практики:
- закрепление, углубление и творческое применение в практической деятельности теоретических знаний студентов по различным разделам педагогических, психологических, лингвистических и медицинских дисциплин;
- формирование профессионально-педагогических умений и навыков, являющихся основой для овладения профессией учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специального дошкольного учреждения (группы) для детей с ТНР;
- формирование необходимых для учителя-дефектолога (учителя-логопеда) профессионально-личностных качеств;
- формирование умения вести научно-исследовательскую работу в специальном дошкольном учреждении (группе) для детей с ТНР;
- формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта;
- формирование умений взаимодействовать с другими специалистами, сопровождающими детей с нарушениями речи, родителями.
|
Продолжительность практики.
Практика студентов дневной формы получения образования организуется на 3 курсе (6 семестре) и проходит в течение 6 недель. Для студентов заочной формы получения образования организуется на 4 курсе (8 семестре) и проходит в течение 6 недель.
Требования к содержанию и организации практики в соответствии с образовательным стандартом.
Программа практики разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности: 1-03 03 01 Логопедия. Прохождение педагогической практики в специальных дошкольных учреждениях (группах) для детей с ТНР обеспечивает формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Требования к академическим компетенциям
Специалист должен:
- АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
- АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
- АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
- АК-4. Уметь работать самостоятельно.
- АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
- АК- 8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
- АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.
- АК-11. Уметь регулировать образовательные отношения и взаимодействие в педагогическом процессе.
Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
Специалист должен:
– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
– СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
|
– СЛК-4. Владеть навыками здоровья сбережения.
– СЛК-6. Уметь работать в команде.
– СЛК-7. Быть способным к осуществлению самообразования и самосовершенствования профессиональной деятельности.
Требования к профессиональным компетенциям специалиста
Специалист должен быть способен:
Обучающая деятельность:
– ПК-1. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.
– ПК-2. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.
– ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы и средства обучения.
– ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии обучения.
– ПК-5. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов.
– ПК-6. Организовывать самостоятельную работу обучающихся.
– ПК-7. Создавать специальные условия для получения специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования.
Воспитательная деятельность:
– ПК-8. Эффективно реализовывать воспитательную деятельность.
– ПК-9. Использовать оптимальные методы, формы, средства воспитания.
– ПК-10. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.
– ПК-14. Организовывать включение лиц с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие.
Развивающая деятельность:
– ПК-16. Эффективно реализовывать коррекционно-развивающую работу в учреждениях образования разных типов.
– ПК-17. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной литературой и другими источниками информации.
|
– ПК - 18. Развивать уровень учебных возможностей обучающихся на основе системной педагогической диагностики.
– ПК – Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с воспитанниками.
Ценностно-ориентационная деятельность:
– ПК-24. Эффективно реализовывать ценностно-ориентационную деятельность с воспитанниками и родителями.
– ПК-25. Формулировать диагностично образовательные и воспитательные цели.
– ПК-27. Осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.
– ПК-28. Организовывать целостный педагогический процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.
– ПК-30. Обеспечивать реализацию прав лиц с особенностями психофизического развития в сфере образования.
– ПК-31. Осуществлять информационно-просветительскую работу по формированию положительного отношения к детям с особенностями психофизического развития в учреждениях образования различного типа, социуме.
Базами практики являются специальные дошкольные учреждения (группы) для детей с ТНР в группах для детей с ОНР.
Студентам заочной формы получения образования предоставляется право самостоятельно найти учреждение образования, в котором они будут проходить практику. В данном случае в установленный администрацией факультета срок необходимо представить руководителю практики от факультета информацию о месте прохождения практики. Студенты, не представившие в установленный срок гарантийные письма, для прохождения практики могут распределяться по 1-4 человека к одному учителю-дефектологу (учителю-логопеду) учреждения образования города Минска.
Руководство и контроль за работой студентов в период практики осуществляют руководитель практики от кафедры и непосредственный руководитель от учреждения образования. Студенты работают в дошкольном учреждении в соответствии с функциональными обязанностями учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и индивидуальными планами. В процессе практики студенты выполняют функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специального дошкольного учреждения (группы) для детей с ТНР в группах для детей с ОНР:
1. Логопедическое обследование детей и комплектование подгрупп;
2. Планирование и проведение подгрупповых и индивидуальных занятий;
3. Оказание консультативной помощи воспитателям и другим специалистам, родителям детей с ОНР;
4. Участие в работе методического объединения учителей-дефектологов (учителей-логопедов) специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с ТНР, методических советов, родительских собраний.
Практика направлена на формирование и совершенствование у студентов профессионально-педагогических умений в следующих видах деятельности:
диагностической:
– проектировать схему логопедического обследования детей 3-4, 4-5, 5-7 лет с ОНР;
– уметь отбирать и структурировать диагностический инструментарий для логопедического обследования детей дошкольного возраста с ОНР;
– анализировать и интерпретировать результаты диагностики;
– планировать на диагностической основе коррекционно-педагогическую работу в речевых картах и дневнике педагогической практики;
учебно-воспитательной:
– планировать коррекционно-педагогическую работу в соответствии с этапами, принципами и методами логопедического воздействия;
– планировать свою педагогическую деятельность на период практики в дневнике практиканта;
– формулировать цель и задачи к индивидуальным и подгрупповым занятиям;
– осуществлять отбор речевого и дидактического материала и их адаптацию с учетом этапа логопедического воздействия и образовательных потребностей детей дошкольного возраста с ОНР;
– отбирать и адаптировать авторские методики, методы, методические приемы и средства обучения детей дошкольного возраста с ОНР;
коррекционно-развивающей:
– комплексно реализовывать коррекционно-развивающие задачи в различных видах деятельности детей с ОНР;
– применять программы коррекционно-педагогической работы на основе индивидуального темпа развития ребенка с ОНР;
– создавать условия для формирования у детей с ОНР положительной мотивации к занятиям;
консультативной:
– уметь устанавливать позитивные отношения с детьми, имеющими ОНР;
– уметь осуществлять консультирование родителей, других специалистов;
– уметь взаимодействовать с другими специалистами, сопровождающими детей с ОНР;
учебно-методической:
– уметь работать с научно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с ТНР;
– уметь анализировать и обобщать профессиональный опыт планирования и проведения занятий учителем-дефектологом (учителем-логопедом) в группах для детей с ОНР;
– уметь оценивать методическую составляющую эффективности занятий для всех участников коррекционно-педагогического взаимодействия;
– уметь анализировать работу методического кабинета специального дошкольного учреждения для детей с ТНР;
научно-исследовательской:
– владеть методикой проведения научного эксперимента, выполнять исследования, связанные со сбором экспериментальных данных;
– уметь подготовить сообщение по материалам научно-исследовательской работы и выступить с ним в ходе курсового собрания по организационно-методическим вопросам для подведения итогов практики, методическом совете на базе дошкольного учреждения;
коммуникативной:
– уметь организовывать педагогическое общение и коллективное взаимодействие с учителем-дефектологом (учителем-логопедом), кафедральным методистом, руководителем практики, детьми;
– уметь устанавливать положительные взаимоотношения с родителями и привлекать их для оказания помощи своим детям в выполнении заданий учителя-дефектолога (учителя-логопеда);
– уметь организовать свою педагогическую деятельность в микрогруппе студентов-практикантов;
– инициировать коммуникативную и речевую активность детей с ОНР на коррекционных занятиях;
рефлексивной:
– уметь анализировать свою педагогическую деятельность, деятельность детей с ОНР, в целом педагогическое взаимодействие;
– уметь анализировать и оценивать результативность занятий;
– уметь анализировать опыт создания адаптивного образовательного пространства;
– уметь составлять объективный итоговый отчет о прохождении практики.
Практика позволяет решать задачи формирования комплекса профессионально значимых умений в различных видах деятельности: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, учебно-методической, научно-исследовательской, инновационной, информационно-просветительской, организационно-управленческой. В итоге практики студенты приобретают личный опыт проведения логопедической работы в группах для детей с ОНР.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Студенты осуществляют практическую деятельность в соответствии с функциональными обязанностями учителя-дефектолога (учителя-логопеда), изложенными в нормативных и инструктивно-методических документах Министерства образования Республики Беларусь («Положение о специальном дошкольном учреждении», утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 г. № 90 и др.), а также в соответствии с расписанием рабочего дня учителя-дефектолога (учителя-логопеда) учреждения образования и индивидуальному плану студента на период практики.
Первоначально студенты наблюдают за порядком индивидуальных и подгрупповых занятий учителя-дефектолога (учителя-логопеда), изучают документацию, планируют свою деятельность на период прохождения практики, составляют схемы логопедического обследования детей, отбирают соответствующий диагностический инструментарий, определяют тематику консультаций для родителей детей с ОНР.
Затем практиканты принимают активное участие в реализации основных направлений деятельности учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специального дошкольного учреждения (группы) для детей с ТНР в группах для детей с ОНР.
Студенты проводят логопедическое обследование детей, подгрупповые и индивидуальные занятия в группе для детей с ОНР. Продолжительность занятий с подгруппой детей – от 15-20 минут (1-й и 2-й годы обучения) до 25-30 минут (3-й и 4-й годы обучения). Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с расписанием учителя-дефектолога (учителя-логопеда) группы по 15-20 минут с каждым ребенком, в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.
Для проведения индивидуальных занятий за студентами закрепляется по 3-4 ребенка дошкольного возраста с ОНР.
Ежедневно за время практики каждый студент проводит не менее 1 занятия с подгруппой детей и не менее 2 индивидуальных занятий.
Студенты посещают занятия учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и своих однокурсников, активно участвуют в их анализе. За время практики каждому студенту необходимо принять участие в обсуждении и анализе не менее 15 занятий.
Студенты участвуют в работе методических советов учреждения, заседаниях методического объединения учителей-дефектологов (учителей-логопедов) специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с ТНР.
Студенты по согласованию с непосредственным руководителем практики, администрацией дошкольного учреждения проводят логоритмические занятия с детьми.
Практика состоит из четырех этапов: организационно-методический, ознакомительно-организационный, основной, заключительный.
I ЭТАП – организационно-методический (1 день)
Проведение курсового собрания по организационно-методическим вопросам: ознакомление студентов с задачами, организацией и содержанием практики, перечнем, сроками сдачи и требованиями к оформлению отчетной документации. Проводится обсуждение рекомендуемого наглядного и дидактического материала для обследования детей, литературы. Студенты изучают программу практики, содержание работы практикантов фиксируется в дневнике практики.
II ЭТАП – организационно-ознакомительный (3 дня)
Знакомство студентов с дошкольным учреждением. Беседы со студентами заведующего, заместителя заведующего по основной работе и учителей-дефектологов (учителей-логопедов) (непосредственных руководителей практики) учреждения. Ознакомление студентов с информацией о структуре учреждения и организации работы его сотрудников по обучению и воспитанию детей с ОНР.
Изучение студентами нормативных и инструктивно-методических документов Министерства образования Республики Беларусь («Положение о специальном дошкольном учреждении», утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 г. № 90, «Положение об учреждении дошкольного образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 150, «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования», утвержденное постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12. 2011 г. № 128 и др.). Современные подходы и требования к организации и осуществлению образовательного процесса определяются в Инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года.
Знакомство студентов с документацией учителя-дефектолога (учителя-логопеда) в группе для детей с ОНР:
- расписанием занятий, утверждённым руководителем учреждения образования;
- журналом учета проведенных занятий и их посещения детьми;
- календарно-тематическим, ежедневным планированием занятий;
- речевыми картами на детей;
- тетрадью преемственности в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя.
Студенты изучают организационные (пространственных, предметных и др.) условия проведения занятий, знакомятся с оформлением и оборудованием кабинета для занятий, анализируют опыт создания адаптивного образовательного пространства в специальном дошкольном учреждении для детей с ТНР.
Осуществляется наблюдение и анализ занятий, проводимых учителем-дефектологом (учителем-логопедом), планирование содержания работы с воспитателями и родителями (беседы, консультации, семинары, родительские собрания, открытые занятия и практикумы для родителей), определение перечня пособий и дидактического материала, который изготавливают студенты, распределение детей для индивидуальных занятий, проводимых практикантами.
Основным содержанием практики на данном этапе является формирование у студентов умений проводить логопедическое обследование детей дошкольного возраста с ОНР, анализировать и оформлять его результаты, формулировать направления логопедической работы, т.е. составлять речевые карты.
В этот же период студенты начинают проводить индивидуальные занятия с детьми с ОНР; заполнять речевые карты на основе проведенного обследования и динамического наблюдения в процессе индивидуальных занятий, игр, режимных моментов.
После проведённого обследования детей с ОНР студенты составляют перспективный план коррекционно-педагогической работы на период практики, изучают методический и речевой материал по разделам программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» (2007).
Студенты совместно с непосредственным руководителем от учреждений образования планируют свою деятельность на основной период практики:
- составляют график проведения подгрупповых и индивидуальных занятий;
- определяют перечень пособий и дидактического материала, который изготавливают студенты;
- составляют план работы с родителями на период практики;
- определяют план научно-исследовательской работы.
Вся проводимая на данном этапе практики работа студентов (изучение документации, наблюдение и анализ занятий и т.д.) фиксируются в дневнике практики.
III ЭТАП – основной
На данном этапе содержание практики направлено на формирование у студентов навыков самостоятельного проведения подгрупповых занятий с детьми с ОНР. В этот период продолжаются индивидуальные занятия с детьми, а также дальнейшее изучение детей во время подгрупповых и индивидуальных занятий, игр, режимных моментов и т.д. Осуществляется просмотр и анализ занятий, проводимых учителями-дефектологами (учителями-логопедами) или другими студентами группы (наблюдение и анализ занятий фиксируется в дневнике практики).
Непосредственные руководители практики от учреждений образования обращают внимание студентов на особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР, особенности их поведения в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми.
Обращается внимание на то, что наряду с коррекцией речевых нарушений в группе детей с ОНР необходимо осуществлять работу по общему психическому развитию детей, рекомендуется систематическое проведение разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Под руководством непосредственного руководителя практики студенты анализируют формы взаимодействия в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда), воспитателя и других специалистов дошкольного учреждения.
В ходе данного этапа практики студенты принимают участие в работе методического совета дошкольного учреждения, на котором могут выступить с докладами по тематике плана работы учреждения, или по тематике своих научно-исследовательских работ. Научно-исследовательская работа студентов предполагает:
- разработку протокола наблюдения и осуществление наблюдения за речью детей в процессе игровой, изобразительной и других видах деятельности;
- выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста с ОНР (по образовательным областям «Элементарные математические представления», «Человек и общество», «Ребенок и природа», «Искусство») и их соответствие программным требованиям;
- разработку протокола наблюдения и осуществление наблюдения за речевой активностью детей с ОНР на занятиях, в свободной игровой деятельности и других режимных моментах;
- разработку анкеты и осуществление анкетирования учителей-дефектологов (учителей-логопедов) по проблеме преемственности с другими специалистами дошкольного учреждения;
- определение предрасположенности к дислексии у детей 5-7 лет по методике А.Н.Корнева и другие.
Пополнение методического обеспечения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР за счет изготовления дидактического, наглядно-иллюстративного демонстрационного и раздаточного материала по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте, формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи.
В течение практики студентами осуществляется подготовка методических материалов для родителей, выясняются условия воспитания в семье, особенности различных видов деятельности и поведения ребенка дома, анализируются трудности обучения, проводятся беседы и консультации с родителями. Родители приглашаются на индивидуальные занятия, студенты проводят практикумы для родителей, обучают их приемам закрепления навыков, полученных ребенком на занятиях. Студенты принимают участие в проведении родительских собраний, тематических выставок и т.д.
IV ЭТАП – заключительный (1 день)
Непосредственный руководитель в последний день практики подписывает письменный отчет студента о выполнении программы практики и оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом, анализирует и оценивает работу студента-практиканта (в том числе и ведение документации), заверяет дневник печатью учреждения, вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации практики.
Практика завершается курсовым собранием по организационно-методическим вопросам для подведения итогов практики (проводится во время следующей за практикой сессии), на котором анализируется работа студентов, обсуждаются вопросы по совершенствованию организации и содержанию практики. Студенты выступают с краткими докладами по итогам практики, отчитываются по проделанной работе, демонстрируют лучшие наглядные пособия и дидактический материал (фото, может быть в виде мультимедийных презентаций), делятся впечатлениями об учреждении и об организации работы, сообщают о результатах научно-исследовательской работы.
Руководителями практики от кафедры анализируется и оценивается работа студентов (в том числе сроки предоставления на факультет, качество оформления, а главное – содержание отчетной документации). При выставлении итоговой оценки за практику учитывается письменный отзыв непосредственного руководителя от учреждения образования.
Таким образом, в процессе практики студенты практически усваивают все основные аспекты деятельности учителя-дефектолога (учителя-логопеда), работающего с детьми с ОНР. Сформированные в период практики педагогические умения и навыки студентов составляют важный компонент их профессиональной подготовки.