Общественно-политическая мысль.




ТЕМА 9. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

1. Факторы, оказавшие влияние на развитие отечествен­ной культуры в XVIII веке.

- Развитие производительных сил.

- Реформы Петра I.

- Влияние культуры Запада (заимствование западных куль­турных образцов).

- Ослабление позиций церкви в жизни общества.

- Политика просвещенного абсолютизма.

- Увеличение числа грамотных и образованных людей, как создателей, так и потребителей культурных ценностей.

- Военные победы России.

Характерные черты российской культуры XVIII века.

- Светский характер культуры (по сравнению с XVII в.).

- Европеизация культуры.

- Раскол культуры на дворянскую (современную) и народ­ную (традиционную).

- Сословный характер культуры.

- Оформление науки.

- Оформление регулярного образования.

- Формирование русской просветительской мысли.

- Складывание нового, близкого к разговорному, литератур­ного языка.

- Господство в первой половине века барокко, а во второй половине века классицизма.

- Появление новых видов и направлений художественной культуры (скульптура, батальная живопись, профессиональный театр).

- Увеличение числа грамотных и образованных людей.

Образование.

- В XVIII в. образование стало регулярным и носило в целом сословный характер:

1) Дети дворян обучались в шляхетских корпусах (Паже­ский, Сухопутный, Морской, Артиллерийский и Инженерный), в Институте благородных девиц, частных пансионах и за гра­ницей.

2) Дети духовенства обучались в духовных семинариях и ду­ховных училищах.

3) Дети купцов обучались в коммерческих школах.

4) Дети солдат обучались в солдатских (цифирных) школах.

5) Дети разночинцев обучались в Академии художеств, в специальных школах (горной, медицинской, штурманской, ремесленной и др.).

- Для детей крестьян не было предусмотрено учебных заве­дений.

- Школьная реформа 1782-1786 гг. положила начало разви­тию общеобразовательной школы:

1) В уездных городах были созданы малые народные училища.

2) В губернских городах были открыты главные народные училища.

3) В учебных заведениях вводились классно-урочная систе­ма обучения, твердое расписание, постоянные учебники.

- В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоно­сова был открыт Московский университет, в котором:

1) Обучение было бесплатным.

2) Обучаться могли представители всех сословий, кроме крепостных крестьян.

3) Обучение велось на русском языке (в европейских вузах на латыни).

4) Имелись три факультета - юридический, медицинский и философский (в отличие от Европы отсутствовал богослов­ский факультет).

5) Для подготовки будущих студентов действовали две гим­назии - для дворян и для других сословий.

- Наиболее распространенными учебниками были «Грамма­тика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магниц­кого, «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича.

Значение школьной реформы 1782-1786 годов.

- Стала складываться общеобразовательная школа.

- Увеличилось число учебных заведений.

- Способствовала распространению образования в россий­ском обществе.

- Были заложены основы современной школьной системы.

- Усилился процесс демократизации образования.

Наука.

- В 1725 г. открыта Академия наук, первоначально состояв­шая из иностранных ученых.

- Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов.

- Приоритет в деятельности Академии наук отдавался изу­чению географии России и быта населявших империю народов.

- В этих целях организовывались научные экспедиции, крупнейшими из которых были Великая Северная экспедиция по изучению Северной Азии и экспедиция по изучению Повол­жья и Урала.

- Данные экспедиции позволили:

1) Витусу Берингу открыть пролив между Северной Амери­кой и Азией.

2) Братьям Лаптевым исследовать побережье Северного Ле­довитого океана (море Лаптевых).

3) С. П. Крашенинникову исследовать Камчатку («Описание земли Камчатки»).

4) Издать первые географические атласы России («Атлас Российской империи», 1745 г.).

- В XVIII в. начала оформляться русская историческая наука в лице В. Н. Татищева («История Российская»), М. М. Щербато­ва, И. Н. Болтина, М. В. Ломоносова.

- Важные технические изобретения были сделаны:

1) А. К. Нартовым - токарные станки.

2) И. П. Кулибиным - проект одноарочного моста через Не­ву, часовые и оптические механизмы.

3) И. И. Ползуновым - паровой двигатель.

Общественно-политическая мысль.

- Общественно-политическая мысль находилась под влия­нием идей европейского Просвещения.

- В центре внимания образованной части российского обще­ства находились вопросы государственного устройства, эконо­мического развития и положения крестьянства.

- Современники пытались осмыслить происходившие в Рос­сии события и предлагали различные варианты дальнейшего развития страны.

- Крупнейшими представителями общественно-политичес­кой мысли были:

1) Иван Посошков - в «Книге о скудости и богатстве» от­стаивал интересы купечества и крестьянства, ратовал за разви­тие отечественной промышленности и торговли.

2) Феофан Прокопович - в «Духовном регламенте» и в «Прав­де о воли монаршей» выступал за подчинение духовной власти светской и за неограниченную власть монарха.

3) Николай Новиков - в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» критиковал крепостнические порядки.

4) Александр Радищев - в книге «Путешествие из Петербур­га в Москву» выступал за отмену крепостного права и ликвида­цию монархии («первый русский революционер»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: