Введение.
-Какие бывают вышивки? Можно ли в это распространённое рукоделие внести новаторские идеи, сделать вышивку современной, модной,гармоничной и стройной с точки зрения математики? Можно ли использовать элементы новизны в технике вышивания?
Над этими вопросами я задумалась, когда моя учительница по математике нашла в сундуке своей бабушки вышитую скатерть и принесла её в школу. Я с интересом рассматривала орнамент, геометрию стежков, захотелось узнать больше, глубже. Прочитала доступную литературу, использовала интернет–ресурсы и занялась хордовой вышивкой, вышивкой с математическим уклоном. И вот ещё один интересующий меня вопрос об использовании математических идей в вышивании вычеркнут, решение которого в моей работе.
Цель исследования:
- Математическое обоснование выполнения техники «изонить».
- Развитие кругозора и познавательного интереса на основе практического применения математики в вышивании.
Задачи исследования:
- Рассмотреть применение математических понятий в вышивании.
- Поддерживать интерес учащихся к изучению математики и технологии.
Гипотеза: Взаимосвязь геометрических понятий и техники вышивания.
Актуальность исследования:
- В последнее время интерес к вышиванию растет, но сам процесс вышивания происходит «по-старинке», спонтанно. В то же время построение узоров можно осуществлять на научной, математической основе, что приведет к большему разнообразию, красоте и стройности рисунков.
Немного истории.
Вышивание – общеизвестное и распространенное рукоделие, искусство украшать самыми разнообразными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных до тончайших. Вышивание было известно в глубокой древности, как и многие другие отрасли искусства и науки, а колыбелью его был Восток.
Изучая эту область искусства, я поняла, что вышивать можно не только гладью и крестиком, а использовать новые нестандартные технологии -нитяную графику.
Если обратится к известной интернет-энциклопедии Википедия, то мы сможем обнаружить следующее: нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании..
В мире рассматриваемая техника известна уже более 400 лет. Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI в. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища.
Картины в этой технике незабываемы. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны (именно сделаны) из декоративных гвоздей, переплетенных яркими цветными шелковыми нитками. Иногда для декораций в театре, вместо гвоздиков используются крючки или конструкции, а вместо нитей используются провода, канаты, ленты, полоски тканей. При внимательном рассматривании таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по-разному из-за изменяющихся условий отражения света от шляпок гвоздей и ниток.
Многие из рисунков для лазерных шоу основаны на шаблонах для нитяной графики!
Термин «изонить» в России ввел академик Геннадий Алексеевич Браницкий. Вот что он писал об этом: «...О существовании ниточного дизайна я узнал случайно, много лет тому назад во время служебных командировок в Англию и США. Там мне посчастливилось видеть картины, сделанные не только любителями, но и профессионалами этого необычного для многих людей вида творчества. Все это вызывало желание самому научиться ниточному дизайну, а потом и передать свой опыт другим...» Он же является автором первого русскоязычного издания по данной технике.
Хордовая вышивка - это вышивка с математическим уклоном.
Название "хордовая вышивка" ("хордовый стежок") родилось от математического термина "хорда" (прямолинейного отрезка, соединяющего две произвольные точки конического сечения, кривой линии или поверхности). Эта вышивка внешне схожа с техникой изонити Хордовую вышивку выполняют не на картоне или доске, а на хорошо, натянутой на подрамнике ткани нитями различной структуры, цвета и качества. Причем стежки не натягивают, как в изонити, а прокладывают свободно, зрительно выдерживая расстояние между ними. Слайд
В такой технике вышивают не только орнаменты, узоры, абстрактные композиции, но и картины разных жанров. Вышитые сюжеты напоминают графику, выполненную простыми и цветными карандашами. Правильное направление штриховки, наложение нитей одного цвета на другой хорошо передают объем, форму предмета, светотень.
Я сделала Вывод, что достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров.