Типология уроков естествознания во вспомогательной школе.




Дисциплина: «Методика преподавания естествознания»

Группа: З-СДО-17

Дата: 18.04. 13-10

Тип: лекция

Количество часов: 2

Тема: Формы работы на уроках естествознания

ПЛАН:

 

Формы организации учебной работы по естествознанию

Типология уроков естествознания во вспомогательной школе.

Внеурочная работа

 

Формы организации учебной работы по естествознанию

Система форм организации учебной работы: уроки, экскурсии, обязательные внеурочные работы, необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые, массовые), домашние задания, практическая работа школьников на учебно-опытном участке и общественно-полезный труд учащихся. Урок как основная форма организации процесса обучения естествознанию во вспомогательной школе. Ведущие методические требования к уроку: его коррекционно-развивающая направленность, использование элементов проблемности при изложении педагогом новых сведений, недопустимость перегрузки учащихся новым учебным материалом; воспитание у школьников познавательного интереса к активности и самостоятельности; комплексное применение разнообразных методов обучения и методических приемов; привлечение имеющегося запаса знаний и жизненного опыта учащихся, сопутствующее повторение, необходимость оптимального сочетания фронтальной (групповой) работы с индивидуальным и дифференцированным подходом к старшеклассникам.

Типология уроков естествознания во вспомогательной школе.

Виды уроков по ведущей дидактической задаче: комбинированный (смешанный), формирования новых знаний; обобщения и систематизации изученного учебного материала, применения полученных знаний в практической деятельности; контрольно-учетный. Основные разновидности уроков по формируемым понятиям: морфологические (ведущим методом является практический), анатомические (преобладают наглядно-практические методы), физиологические и экологические (доминируют наглядные, словесно-наглядные методы), санитарно-гигиенические (используются преимущественно словеснопрактические методы). Подготовка учителя к уроку естествознания: тщательный отбор сообщаемой учебной информации; выбор методов и методических приемов и определение вариантов их оптимального сочетания и соотношения; подготовка разнообразных наглядных пособий и дидактического материала; определение задач урока (образовательнопрактической, коррекционно-развивающей и воспитательной), его типа и структурных компонентов; разработка плана проведения урока и написание его развернутого конспекта (для начинающего педагога).

Некоторые методические особенности проведения урока естество знания во вспомогательной школе: четкое распределение времени на проведение всех структурных компонентов урока; варьирование способов сообщения новой учебной информации учащимся (индуктивный и дедуктивный); планирование самой сложной работы на первые 10-15 минут урока (наивысшая работоспособность класса); разнообразие видов работ, предлагаемых школьникам) для самостоятельного выполнения; сопутствующее повторение изученного материала; постоянная работа по установлению как ближних, так и дальних связей. Комбинированный урок как наиболее распространенный тип уроков естествознания во вспомогательной школе.

Структурные компоненты урока: организационная часть (в том числе и психологический настрой учащихся на предстоящую работу); проверка ранее пройденного материала, изложение учителем новой учебной информации, первичное закрепление школьниками формируемых естествоведческих знаний, домашнее задание, подведение итогов работы на уроке, выставление оценок учащимся в сочетании с их комментированием. Виды работ по проверке изученного учебного материала на уроках естествознания, необходимость их разнообразия,, ответы школьников на разнообразные вопросы педагога и прежде всего развивающего характера; биологические разминки разного типа; краткий рассказ учащихся о природном объекте с предъявлением наглядной опоры, в том числе и словесной (плана на доске или индивидуальной карточке); различные письменные задания с обязательной их проверкой; использование некоторых элементов программированного обучения (упрощенных перфокарт с последующей проверкой выполненной работы в процессе демонстрации опытов; простейших развернутых перфокарт, предусматривающих ответы старшеклассников на несложные обобщающие вопросы, нахождение школьниками неизвестного по одному или двум известным данным).

Последовательность и виды работы по ознакомлению учащихся с новым учебным материалом на уроках естествознания во вспомогательной школе, вводная (вступительная) беседа с целью выяснения у школьников имеющегося запаса представлений и знаний об изучаемом природном объекте, процессе или явлении; рассказ (объяснение) учителя в сочетании с элементами беседы и опорой на различные наглядные пособия (преимущественно образные); использование разнообразных методов и специальных методических приемов, их оптимальное сочетание; разные практические работы учащихся по заданию педагога (распознавание, определение, сравнение, классификация, наблюдение и др.). Виды работ по первичному закреплению изученного учебного материала на уроках естествознания во вспомогательной школе: комментированное чтение научно-познавательных статей учебника и ответы на вопросы к ним; приемы работы учащихся с иллюстрациями, рисунками и схемами, представленными в учебной книге; выполнение классом разнообразных заданий (биологические диктанты различного вида, вычерчивание простейших опорных схем и таблиц сравнительнообобщающего характера, несложные схематические зарисовки рассматриваемых природных объектов и явлений); разные упражнения в рабочих тетрадях по естествознанию (в том числе и на печатной основе) и др.

Домашние задания по естествознанию во вспомогательной школе, необходимость их разнообразия: работа учащихся с учебной книгой; выполнение школьниками различных заданий в тетрадях на печатной основе; постановка учениками простейших опытов; проведение (по зада- 20 нию учителя) кратковременных наблюдений, в том числе и самонаблюдений; выполнение учащимися несложных практических действий (схематические зарисовки изученных объектов или явлений по памяти, заполнение простейших опорных сравнительно-обобщающих таблиц, краткие записи в рабочих тетрадях и др.). Работа с учебником на уроках естествознания во вспомогательной школе. Некоторые методические требования по организации работы с текстовым материалом учебной книги: организация обязательной словарной работы; чтение научно-познавательных статей учебника после проведения опытов, наблюдений и выполнения практических действий; привлечение разнообразных наглядных средств (прежде всего образных) в процессе работы над сложной деловой статьей учебной книги; разнообразие видов чтения на уроках (комментированное, выборочное, по отдельным частям, вслух и про себя); непременная работа по пониманию школьниками прочитанного материала.

Приемы работы с иллюстративным материалом учебной книги: его анализ по вопросам учителя; сравнение двух рисунков в целях установления сходства (различия) изучаемых предметов или явлений; нахождение в тексте деловой статьи учебника описания природного объекта (явления), изображенного на только что рассмотренном рисунке; самостоятельное описание рисунка школьником; рассказ учащегося с опорой на рисунок (иллюстрацию) о том, какие действия и в какой последовательности ему предстоит выполнить; oбъяснение учеником содержания рисунка «почему так изображено».

Виды работ в тетрадях по естествознанию, выполнение учениками несложных схематических зарисовок демонстрируемых опытов c поясняющими записями к ним и краткими выводами; вычерчивание с школьниками простейших таблиц и схем разнообразного вида (в том в числе и динамических); выписывание учащимися биологических терминов в сочетании с соответствующими пояснениями; запись планов проведения опытов и наблюдений, вопросов и заданий на дом; фиксация учениками результатов фенологических наблюдений.

Экскурсии как одна из форм организации процесса обучения естествознанию во вспомогательной школе. Виды экскурсий по месту их про- о ведения: в природу (ознакомление с разнообразием растительности), у в краеведческий музей (изучение животных своего края), на строительный объект (использование местных полезных ископаемых).

Виды экскурсий по дидактическим задачам и тому месту, которое она занимает в изучении темы: вводные (наблюдение и сбор учебного материала, необходимого для проведения последующих 21 уроков); текущие (проводимые в течение рассмотрения темы) и заключительные (обобщение и систематизация пройденного учебного материала). Возможности организации с комплексных экскурсий во вспомогательной школе. Подготовка педагога к экскурсии: знакомство учителя с местом ее проведения; выбор природных объектов удобных для наблюдения; формулировка основных задач экскурсии; определение содержания работы во время ее проведения; распре деление обязанностей между учащимися; осуществление контроля за практическими действиями школьников; выбор формы подведения итогов экскурсии.

Методические рекомендации к организации вводной экскурсии по разделу естествознания «Растительный мир» во вспомогательной школе. Сообщение темы экскурсии и ее основных задач. Подготовка учащихся к учебной экскурсии (краткая установка о поведении во время ее проведения, распределение обязанностей среди школьников, инструкция о содержании работы на экскурсии). Организованное сопровождение учеников к месту проведения экскурсии. Выявление и уточнение представлений и знаний учащихся о растениях цветника. Наблюдения учеников за его цветущими растениями по указанию учителя (окраска, запах, созревание плодов и др.). Сообщение педагогом некоторых интересных сведений об отдельных растениях (не более двух). Постановка опыта с продлением цветения растений (объяснение цели его постановки, распределение заданий между школьниками).

Выполнение учениками практических действий: сбор созревших плодов (с пояснениями педагога, когда и с каких растений следует их собирать), пересадка цветущих растений в цветочные горшки (словесный инструктаж учителя в сочетании с показом). Домашнее задание (сортировка, очистка от мусора и просушивание собранных плодов; расфасовка их по пакетикам с соответствующими надписями; размещение пересаженных цветущих растений в классе на хорошо освещенные места; ежедневный их полив водой комнатной температуры). Обобщение материала проведенной экскурсии в природу (уточнение выполненных школьниками различных видов практической деятельности). Организованное возвращение класса в школу. Внеурочная работа по естествознанию во вспомогательной школе, обязательность ее проведения: необходимость длительных наблюдений учащихся за изучаемыми растениями и животными; ограниченность временных рамок учебным расписанием.

Внеурочная работа

Внеурочные работы в уголке живой природы (постоянный уход за растениями и животными). Внеурочные работы в природе: наблюдение, изготовление гербария и коллекций по заданию учителя (сбор, засушивание, оформление и изготовление табличек с указанием места и времени сбора). Внеурочные работы в кабинете (совместная с учащимися закладка опытов для демонстрации их результатов на уроках с физиологическим содержанием). Фенологические наблюдения, методические рекомендации к их организации во вспомогательной школе: планирование различных заданий учащимся до проведения урока; систематическое использование результатов деятельности школьников во время проведения уроков; постоянный контроль учителя за ходом выполнения практической работы учащимися; определение педагогом времени, формы и способа применения полученных материалов в учебном процессе. Методика проведения фенологических наблюдении: создание небольших групп учащихся (3—4 человека); закрепление за каждой из них не менее трех растений (два древесных и одно кустарниковое), являющихся феноуказчиками для данной местности; обязательный учет при выборе растений таких факторов, как их близкое расположение от школы (по дороге домой); тщательная раз работка фенологического дневника педагогом; обязательное оформление результатов наблюдений в виде феностенда; целесообразность фиксации учениками увиденного не только словом, но и посредством его графического изображения. Общественно-полезный труд учащихся, его виды: внутришкольная общественно-полезная работа; внешкольный общественно-полезный труд. Внутришкольная общественно-полезная работа, ее содержание < постоянная работа учащихся по озеленению класса и школы (посадка комнатных растений и уход за ними); работа учащихся на учебноопытном участке (осенняя и весенняя уборка его территории); изготовлена: простейшего оборудования и наглядных пособий для кабинета (специальных приспособлений, коробок, раздаточного материала, гербариев, коллекций и др.); ремонт и приведение в порядок наглядных средства обучения (подклейка таблиц и картин, прибивка реек и др.); организация выставок работ школьников (рисунки, гербарии, коллекции, поделки из природного материала); совместное оформление информационные уголков. Внешкольный общественно-полезный труд, его основные разновидности: участие школьников в охране природы родного края и проведение постоянных мероприятий по ее обогащению.

Содержание работы по охране учениками природы своего края: организация охраны муравейников, птиц и других полезных животных; работа по охране зеленых насаждений вдоль улиц и дорог; практические работы по очистке леса от сушняка, мусора; участие в борьбе с вредителями и сорняками сельскохозяйственных культур и др. Содержание работы по обогащению природы своего края: посадка учащимися деревьев и кустарников для создания живых изгородей; приведение учениками в порядок существующих и закладка новых цветников; организация школьниками постоянного ухода за зелеными насаждениями; участие старшеклассников в массовых кампаниях по сбору плодов, семян и передача их местным лесопитомникам.

 

Список литературы:

1. Гусев А. Ф. Краеведческая работа во вспомогательной школе // Специальная школа. 1967. Вып. 5.

2. Ковалева Е. А. Изучение неживой природы в V классе вспомогательной школы // Дефектология. 1971. № 6.

3. Ковалева Е. А. Организация опытнической работы во вспомогательной школе // Дефектология. 1983. № 4.

4. Ковалева Е. А. Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы // Дефектология. 1969. № 5.

5.КручининаС.С. Активизация познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы на уроках по основам природоведения // Дэфекталогія. 1996. № 1.

6. Кручинина С. С., Татаркина И. В. Особенности усвоения естестведческого материала учащимися вспомогательной школы // Психоло-педагогическое изучение детей с нарушением умственного и физического развития. Мн., 1985.

7. Муратова К. Г. Краеведческая работа во вспомогательной школе-интернате // Дефектология. 1978. № 5.

8. Пороцкая Т. И. Использование учебных фильмов во вспомогательной школе. М., 1971.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: