Тема урока: Словари. Лексический анализ слова
Дата: 9.11.2020
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Различные виды словарей.
2. Использования словарей различного типа.
3. Лексический анализ слов.
Тезаурус
Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями или с переводом на другой язык. Составлять словарь.
Поме́та – специальное указание в словаре на какие-либо характерные признаки слова или его употребления. Грамматические, стилистические пометы.
Справочник – книга, в которой можно навести справку, которая содержит краткие сведения по какому-либо вопросу, предмету, области знаний. Технический справочник. Справочник по правописанию.
1. Повторение
Выполните тест по теме «Лексика» в тетради
1. Выбери правильный вариант ответа.
Aнтонимы - это
а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения
в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
Укажите строку, где все слова являются синонимами.
а) бросать, кидать, швырять
б) ураган, дождь, пурга
в) алфавит, азбука, букварь
Укажите антоним к выделенному слову в переложении
Скажу я слово потерял, и скажешь ты….
а) узнал б) понял в) нашёл г) бери
Укaжите многозначные слова.
а) лист б) скакалка в) дождь г) полотно
Новые слова, возникающие в языке, называются
а) историзмы б) неологизмы в) диалектизмы г) профессионализмы
2. Работа по теме урока
Давайте поговорим о словарях русского языка. Вы уже хорошо знаете некоторые из них. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который создавался с 1819 года. Первое четырёхтомное издание вышло в период с 1863 по 1866 год.
Раздел лингвистики, который занимается вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией, а учёный называется лексикографом.
Самыми известными лексикографами были Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов. О словарях мы так и говорим: словарь Даля, словарь Ушакова, словарь Ожегова.
Словарей в языке много. Перечислим основные: словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, словарь иностранных слов, этимологический. Большинство словарей существует в версии для школьников.
В настоящее время в помощь человеку помимо бумажных словарей созданы словари электронные. Проверка слова идёт сразу по многим источникам, о которых говорится в разделе «О словарях портала».
У любого человека, который регулярно пользуется Интернетом, может возникнуть вопрос: зачем нужны словари? Можно в Интернете найти ответ на любой вопрос, пользуясь поисковой системой.
Желательно в решении спорного вопроса пользоваться и бумажным, и электронным словарём. И при этом смотреть на год выхода словаря в свет. Мы должны понимать, когда слово появилось в языке, успело ли оно прочно в нём закрепиться и попасть в словарь.
Вот пример в доказательство. Как писать слово риелтор?
Это слово, осваиваясь в языке, испытывало колебания в написании (что часто происходит с заимствованными словами), но сегодня нормативным является только один вариант: риелтор. Смотрите «Русский орфографический словарь»: Российской Академии наук, под редакцией Лопатина В. В., Ивановой О. Е. Москва. 2012 год. А в словаре 2004 года было зафиксировано другое написание слова.
Делаем вывод: доверять нужно авторитетным источникам, которые ближе всех находятся к нам по времени.
Чтобы пользоваться словарями без затруднений, нужно знать основные правила и понимать назначение словаря. Посмотрите на три словарные статьи.
Пастель. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где pastel итал. Pastello «цветной карандаш», суф. производного от pasta «тесто». Цветные карандаши делались из сухих красок на тесте. |
Невзрачный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Непривлекательный, некрасивый на вид. Н-ая девушка. Н-ая наружность. Н. город. Н-ая квартира, мебель. Н. пейзаж. Невзрачно, нареч. Город выглядел н. |
газопрово́д,-а! неправ. газопро́вод степь, степи́ и стéпи, тв. стéпью, предл. в степи́, мн. стéпи, степéй[сьть] |
В первом случае говорится о происхождении заимствованного из французского языка слова пастель, но ничего не говорится о произношении слова, хотя это важно. Это словарная статья из этимологического словаря, его назначение – объяснить происхождение слова в русском языке.
Во второй словарной статье даётся толкование прилагательного невзрачный, примеры его употребления. Даны грамматические пометы. Это фрагмент толкового словаря.
Третий пример из орфоэпического словаря, задача которого – показать произношение слова и его форм.
Как правило, словарная статья толкового словаря включает: слово, грамматические пометы, толкование лексического значения, пример употребления в речи.
Есть интересный словарь, который называется обратным. Все слова в нём, как и в других словарях, расположены по алфавиту, только начиная с последней буквы. Этот принцип используется в грамматическом словаре, так как его основная задача – отразить систему словоизменения.
Некоторые люди пользуются этим словарём, чтобы подобрать рифмы к словам.
Словари в умелых руках – это наши помощники. Пользоваться ими нужно с умом.
3.Тренировочные задания
- Найдите неверные утверждения.
1.Во фразеологическом словаре содержится толкование значений фразеологизмов.
2.В орфографическом словаре можно узнать, как произносятся слова.
3.В толковом словаре нет информации о том, какого рода имя существительное.
4.В словаре иностранных слов есть примеры употребления слов в речи.
Для выполнения задания нужно проанализировать каждое утверждение, помня о назначении каждого словаря. Первое утверждение верно. Во втором утверждении говорится об орфографическом словаре, назначение которого – объяснить написание слова. Утверждение неверно. В третьем утверждении есть ошибка: у существительных в толковом словаре есть грамматическая помета рода. В четвёртом утверждении нет неточностей.
Правильный ответ?
- Установите соответствие между терминами и определениями.
1.Улан
2.Драгун
3.Кирасир
4.Гусар
А. В российской армии до 1917 г. и некоторых других армиях: солдат или офицер лёгкой конницы. Внешним отличительным атрибутом был высокий, четырёхугольный монгольский головной убор (уланка или конфедератка).
Б. В российской армии до 1917 г. и некоторых других армиях: солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназначенных для конных и пеших военных действий).
В. В российской армии с 18 в. до 1917 г.: всадник тяжёлой кавалерии, защищённый кирасой и каской.
Г. В российской армии и армиях некоторых стран 17-20 вв.: солдат или офицер из частей лёгкой кавалерии. Одежда: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги.
Анализируем толкования значений слов и изображения. Следует обратить внимание на особенности одежды. Так, у улана это четырёхугольный головной убор, у кирасира – каска, у гусара – короткий мундир, сапоги, высокая цилиндрическая шапка.
Правильный ответ?
Видеоурок по теме урока посмотрите по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/6948/main/259459/
4. Домашнее задание
1.Выполните задание по ссылке
https://edu.skysmart.ru/student/todopulipu
(интерактивная тренажерная тетрадь SKYSMART). Оценки за данную работу я буду видеть сразу же после выполнения вами задания.
Оценки за эту работу будут выставлены в электронный журнал!