Судьба шубертовского наследия




После смерти Шуберта началась интенсивная публикация его песен. Они проникали во все уголки культурного мира. Харак­терно, что и в России песни Шуберта получили широкое распростра­нение в среде русской демократической интеллигенции еще задол­го до того, как приезжие гастролеры, выступая с виртуозными ин­струментальными транскрипциями, сделали их модой дня. Имена первых ценителей Шуберта — самые блестящие в культуре России 30 — 40-х годов. Среди них А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, А. В. Кольцов, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермон­тов и другие.

По странной случайности большинство инструментальных про­изведений Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало только со второй половины XIX века.

Десять лет спустя после смерти композитора одно из его инст­рументальных произведений (Девятая симфония, обнаруженная Шуманом) привлекло к нему как к симфонисту внимание мировой общественности. В начале 50-х годов был напечатан С-dur'ный квинтет, а позднее — октет. В декабре 1865 года была обнаружена и исполнена «Неоконченная симфония». А еще через два года в подвальных складах одного венского издательства поклонники Шуберта «откопали» почти все его остальные забытые рукописи (в их числе пять симфоний, «Розамунда» и другие оперы, несколь­ко месс, камерных произведений, множество мелких фортепиан­ных пьес и романсов). С этого момента шубертовское наследие стало неотъемлемой частью мировой художественной культуры. В. Конен

- расскажите о балладе «Лесной царь»:

Франц Шуберт «Лесной царь». Камерно-вокальная музыка – вид искусства, большой вклад в развитие которого внёс Франц Шуберт. Именно этот выдающийся австрийский композитор-романтик заново открыл вокальную балладу, выразительно отображающую различные человеческие чувства и совмещающую повествование с живописным изображением различных фантазийных вымыслов. Ярким примером тому может служить его произведение «Лесной царь», в котором невероятное количество напряжения и драмы исполнители демонстрируют слушателям всего за четыре минуты.

История создания. В 1815 Франц Шуберт, вернувшись в родительский дом после окончания семинарии, заступил на должность помощника учителя в школе, где преподавал его отец. Мечтая заниматься только композиторским творчеством, Франц каждую свободную минуту посвящал сочинению музыкальных произведений. В результате активного увлечения композицией только за 1815 год молодой композитор создал почти 150 песен, 2 симфонии, 4 оперы, 2 мессы, струнный квартет и 2 фортепианные сонаты. Среди всего этого многообразия творений юного Шуберта была баллада «Лесной царь ». Впоследствии друг композитора Йозеф фон Шпаун в своих воспоминаниях писал, что зайдя вечером с приятелем навестить Франца, который в то время ещё жил в доме своего отца, они увидели, как Шуберт, расхаживая по комнате, с воодушевлением читает вслух балладу Иоганна Вольфганга фон Гёте «Лесной царь». Вдохновлённый сочинением своего любимого поэта и драматурга, композитор внезапно сел за стол и в течение непродолжительного времени музыкальным языком на листе нотной бумаги выразил все свои впечатления от прочитанного произведения. Но поскольку в доме не было фортепиано, а всем было интересно, что же в конечном итоге получилось, друзья, долго не раздумывая, в тот же вечер решили пойти в конвикт, чтобы там прослушать новое сочинение Франца. В школе их встретил органист Венцель Ружичка, который выслушав просьбу бывших учеников, незамедлительно сел и сыграл новое произведение своего талантливого воспитанника. Восторгам уважаемого музыканта не было предела. Шуберт, будучи очень требовательным к себе в творчестве, три раза, внося изменения, пересматривал свою балладу и только через пять лет после создания позволил впервые исполнить её на одном из частных собраний. После этого окончательная версия «Лесного царя» была опубликована лишь в 1821 году и в тот же год в знаменитом венском театре «Кернтнертор» состоялась публичная премьера произведения.

Интересные факты    
  • До нынешнего времени сохранилось четыре различных варианта баллады Франца Шуберта «Лесной царь». Особые отличия от всех имеет третья версия: в ней значительно упрощён аккомпанемент, так как нет триолей в партии правой руки.
  • Баллада Шуберта считается одним из самых сложных в исполнении произведений, как для вокалистов, так и аккомпанирующих им музыкантов. Например, чтобы передать весь драматизм этого сочинения пианисту приходится в быстром темпе в напряжении повторять октавы и сложные аккорды.
  • Баллада Гёте «Лесной царь» своим драматическим сюжетом тронула не только Франца Шуберта. Например, немецкий композитор Карл Лёве сочинил свою музыкальную версию «Лесного царя» на стихи гениального поэта. У популярной немецкой рок-группы «Rammstein» есть песня под названием «Dalai Lama», текст которой сочинён по мотивам баллады Гёте. В репертуаре молодой группы из Санкт-Петербурга «Woodscream» тоже есть композиция «Лесной царь» и в ней текст полностью соответствует содержанию баллады.
  • Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист, очень любивший творчество Шуберта, на тему баллады «Лесной царь» сделал транскрипцию для фортепиано. Помимо этого австрийский скрипач и композитор Генрих Вильгельм Эрнст тоже выполнил переложение вокальной миниатюры, но только для скрипки соло. Не остался в стороне и французский композитор Гектор Берлиоз, осуществивший оркестровку знаменитой баллады.

Содержание. Баллада великого Гёте «Лесной царь», с сюжетом, заимствованным из датской легенды, не могла не привлечь Франца Шуберта. Помимо волнующего драматического сюжета здесь присутствует фантастический образ, а сказочный вымысел всегда приветствовался романтиками. В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится. Ребёнок испуганно кричит и отец сильнее подгоняет коня. Однако когда он доскакал, ребёнок был уже мёртв. В балладе четыре персонажа: рассказчик, отец, сын и лесной царь, и все они озвучиваются одним вокалистом. Это представляет сложность для певца, так как каждое действующее лицо изображается в определённом диапазоне и различными ритмическими рисунками. Партия рассказчика, пронизанная драматическими интонациями, так как именно ему приходится объявлять о смерти ребёнка, исполняется в баритонном диапазоне. Для ребёнка композитор выбрал высокую теноровую тесситуру. Его партия исполняется с большим напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что увеличивает эмоциональный накал. Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мелодией, исполняемой на пианиссимо в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся в басовом регистре.В балладе есть и пятый персонаж – это лошадь. Быстрые триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары её копыт.

Текст

Баллада Франца Шуберта «Лесной царь » - настоящий шедевр камерной вокальной лирики. Это произведение на сегодняшний день признано одним из самых величайших творений из всего того, что когда-либо было создано в этом жанре. Вокалисты с мировыми именами считают за честь иметь это сочинение Шуберта в своём репертуаре, так как именно при его исполнении наглядно видно какими талантами и мастерством обладает певец.

- сделайте сравнительную характеристику вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»:

Два песенных цикла, написанные композитором в последние годы жизни («Прекрасная мельничиха» в 1823, «Зимний путь» – в 1827), составляют одну из кульминаций еготворчества. Оба созданы на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Их многое связывает – «Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи». Общими являются:

  • тема одиночества, несбыточности надежд простого человека на счастье;
  • связанный с этой темой мотив странствия, характерный для романтического искус­ства. В обоих циклах возникает образ одинокого странствующего мечтателя;
  • много общего в характере героев – робость, застенчивость, легкая душевная ранимость. Оба – «однолюбы», поэтому крушение любви воспринимается как крушение жизни;
  • оба цикла имеют монологический характер. Все песни – это высказывание одного героя;
  • в обоих циклах многогранно раскрываются образы природы.

Вместе с тем, «Зимний путь» нельзя считать простым повторением «Прекрасной мельничихи». Здесь немалоотличий:

  • в первом цикле есть ясно очерченный сюжет. Хотя непосредственный показ действия отсутствует, о нем легко можно судить по реакции главного героя. Здесь отчетливо выделяются узловые моменты, связанные с развитием конф­ликта (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог). В «Зимнем пути» сюжетного действия нет. Любовная драма разыгралась до первой песни. Психологический конфликт не возникает в процессе развития, а существует изначально. Чем ближе к концу цикла, тем яснее неизбежность трагической развязки;
  • цикл «Прекрасной мельничихи» ясно делится на две контрастные половины. В более развернутой первой доминируют радостные эмоции. Входящие сюда песни рассказывают о пробуждении любви, о светлых надеждах. Во второй половине усиливаются скорбные, горестные настроения, появляется драматическое напряжение (начиная с 14-й песни – «Охотник» – драматизм становится явным). Кратковременному счастью мельника приходит конец. Однако, скорбь «Прекрасной мельничихи» далека от острого трагизма. Эпилог цикла закрепляет состояние светлой умиротворенной грусти. В «Зимнем пути» драматизм резко усилен, появляются трагические акценты. Песни скорбного характера явно преобладают, причем, чем ближе конец произведения, тем беспросветней становится эмоциональный колорит. Чувства одиночества и тоски заполняют всё сознание героя, достигая кульминации в самой последней песне и «Шарманщике»;
  • разная трактовка образов природы. В «Зимнем пути» природа больше не сочувствует человеку, она безразлична к его страданиям. В «Прекрасной мельничихе» жизнь ручья нерастор­жима с жизнью юноши как проявление единства человека и природы (подобная трактовка образов природы характерна для народной поэзии). Кроме того, ручей олицетворяет мечту о родственной душе, которую так напряженно ищет роман­тик среди окружающего его равнодушия;
  • в «Прекрасной мельничихе» наряду с главным героем косвенно очерчиваются и другие персонажи. В «Зимнем пути» вплоть до последней песни никаких реальных действующих персонажей, по­мимо героя, нет. Он глубоко одинок и в этом одна из основных мыслей произведе­ния. Идея трагического одиночества человека во враждебном ему мире – узловая проблема всего романтического искусства. Именно к ней так «тянуло» всех роман­тиков, и Шуберт был первым художником, так блестяще раскрывшим эту тему в музыке.
  • в «Зимнем пути» гораздо сложнее строение песен, по сравнению с песнями первого цикла. Половина песен «Прекрасной мельничихи» написана в куплетной форме (1,7,8,9,13,14,16,20). Большинство из них раскрывает какое-то одно настроение, без внутренних контрастов.

В «Зимнем пути», наоборот, все песни, кроме "Шарманщика", содержат внутренние контрасты. Появление старика-шарманщика в последней песне "З.П." не означает конец одиночества. Это как бы двойник главного героя, намек на то, что может ожидать его в дальнейшем, такой же отверженный обществом несчастный скиталец.

«Прекрасная мельничиха» (1823) — итог огромной предшествующей работы и начало нового многообещающего этапа творческой зрелости.

Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.

Этот наивный и трогательный рассказ о любви и страданиях простого человека глубоко отозвался в душе Шуберта. Многое в мюллеровских стихах совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора. С огромным увлечением работал Шуберт над сочинением этих песен, извлекая из текстов Мюллера сокровища истинной поэзии.

«Прекрасная мельничиха» обрамлена двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. Первая раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что вступающего на жизненную дорогу, последняя — настроения, с которыми заканчивает он жизненный путь. Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствованиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю, от прозрачно-светлых красок к постепенному затемнению, образует внутреннюю линию развития. Есть побочная, но очень важная линия, рисующая жизнь другого «персонажа» — ручейка. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.

«Зимний путь» — один из самых крупных циклов, он состоит из 24 песен. И построение, и эмоциональный склад его резко отличны от «Прекрасной мельничихи». Какое-либо развитие сюжета отсутствует, странствия героя не имеют ни начала, ни конца. Мрачные настроения утверждаются уже в №1 и господствуют до последнего. Лишь изредка их озаряют светлые воспоминания, ложные надежды, и по контрасту жизнь становится еще мрачнее. Мрачна и окружающая героя природа: снег, покрывший всю землю, замерзший ручей, блуждающий огонек, заманивающий в глухие скалы, ворон, ожидающий смерти странника. В спящей деревне героя встречает лишь лай цепных псов, путевой столб указывает туда, откуда нет возврата: дорога приводит на кладбище. Простота мелодии и формы сближает песни цикла с народными.

№1, «Спокойно спи», полон сдержанной скорби, подчеркнутой мерным ритмом шага, шествия. Лишь последний куплет окрашен в мажорные тона, словно улыбка сквозь слезы. Беспокойно звучит №2, «Флюгер», где выделяются тревожные восклицания. №5, «Липа», со светлой, непритязательной мелодией образует первый контраст; но свет обманчив — это лишь сон. Близок по настроению №10, «Весенний сон», построенный на внутреннем контрасте: светлой певучей мелодии в мажоре противостоят жесткие, отрывистые минорные фразы. Одна из самых жизнерадостных песен — №13, «Почта», с энергичным ритмом и звонкими фанфарными оборотами, подражающими наигрышу почтового рожка; но таково лишь начало каждого куплета: после паузы возникают скорбные возгласы. Декламационное начало господствует в печально сосредоточенном №14, «Седины», где фортепиано и голос как эхо вторят друг другу. Неизбывной печалью веет от №15, «Ворон». Финальный №24, «Шарманщик», — одна из самых потрясающих по безысходности песен Шуберта, решенная предельно скупыми средствами: уныло повторяющиеся примитивные звуки шарманки прерывают берущую за душу, тоскливую, удивительно простую мелодию, которая завершается горестным вопросом.

Цикл песен «Зимний путь» (1827) отделен от «Прекрасной мельничихи» всего четырьмя годами, но кажется, что между ними легла целая жизнь. Горе, невзгоды и разочарования до неузнаваемости изменили облик некогда радостного и бодрого юноши. Теперь он всеми покинутый одинокий скиталец, отчаявшийся найти в людях сочувствие и понимание. Он вынужден уйти от любимой, потому что беден. Без надежды на любовь и дружбу он оставляет дорогие ему места и пускается в далекий путь. У него все в прошлом, впереди лишь долгий путь к могиле. Тема одиночества, страданий представлена во множестве оттенков: лирические излияния приобретают в некоторых песнях характер философских размышлений о сущности жизни, о людях.

В известной мере «Зимний путь» соприкасается с «Прекрасной мельничихой» и служит как бы ее продолжением. Но различия в драматургии циклов весьма существенны. В «Зимнем пути» нет развития сюжета, и песни объединяются самой трагической темой цикла, настроениями, ею определяемыми.

 

Творчество Ф.Шуберта.

- назовите, к какому направлению в музыке и национальной школе принадлежит творчество Шуберта;

- опишите творческий портрет Шуберта;

- расскажите о балладе «Лесной царь»;

- сделайте сравнительную характеристику вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

I

Франц Шуберт – австрийский композитор, ранний романтик.

II

Баллада «Лесной царь» (сл. Гёте) – это драматическая сценка. Ночью, в непогоду, мчится всадник. К его груди прильнул маленький сын. Больному малютке кажется в бреду, будто его преследует грозный лесной царь, заманивая в своё волшебное царство. И когда бешеная скачка прекращается, сын в руках отца оказывается мёртвым. Фортепианное сопровождение подражает топоту, стремительной скачке коня.

«Прекрасная мельничиха»

Вокальный цикл для голоса и фортепиано, 1823

Цикл состоит из 20 песен, иногда его называют «романом в письмах». Каждая песня представляет собой отдельный лирический эпизод, объединяясь, они образуют единую сюжетно-повествовательную линию.

В цикле раскрывается повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Полюбив дочь своего хозяина мельника, юноша отдаёт ей всю силу своего первого чувства. Но прекрасная мельничиха предпочитает ему смелого охотника. В тоске и горе молодой мельник хочет броситься в воды ручья и на дне его найти последнее пристанище.

Тема любви переплетается в музыке с романтикой странствий – одним из идеалов романтизма. Основной фон цикла – весенняя природа, а спутником героя является весёлый ручей.

«Зимний путь»

Вокальный цикл для голоса и фортепиано, 1827

Цикл состоит из 24 песен, сам Шуберт называл его «венком жутких песен». Каждая песня, решённая как монолог влюблённого, углубляет его психологическую характеристику. Какое-либо развитие сюжета отсутствует, и песни объединяются самой трагической темой цикла.

Горе, невзгоды и разочарования до неузнаваемости изменили облик некогда радостного и бодрого юноши. Теперь он всеми покинутый одинокий скиталец, отчаявшийся найти в людях сочувствие и понимание. Он вынужден уйти от любимой, потому что беден. Без надежды на любовь и дружбу он оставляет дорогие ему места и пускается в далёкий путь. У него все в прошлом, впереди лишь долгий путь к могиле. Тема одиночества, страданий представлена во множестве оттенков. И вновь рядом с ним природа – зимний пейзаж, а спутником является чёрный ворон.

Последняя песня цикла «Шарманщик» - трагический вывод. В образе шарманщика – бездомного нищего бродяги как бы воплощена судьба самого Шуберта. Не случайно весь цикл завершают слова автора: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем песни под шарманку петь?»

 

ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫПО ТВОРЧЕСТВУ ШУБЕРТА.

1. Шуберт родился в предместье Вены Лихтентале (Австрия) в 1797 году.

2. Шуберт родился в семье школьного учителя. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели. Братья также играли на различных инструментах. Отец предполагал для Шуберта карьеру учителя и, как только Францу исполнилось 17 лет, сделал его своим помощником. Профессия учителя освобождала от военной службы, Шуберт уступил требованиям отца. Когда Шуберт решил окончательно посвятить себя музыке, отец выгнал его из дома и даже не допустил сына к умирающей матери.

3. Шуберт обладал прекрасным голосом и поэтому поступает в конвикт – школу церковных певчих. Одновременно на протяжении года занимался с Сальери теорией музыки и игрой на фортепиано. Не закончив обучения, Шуберт уходит из конвикта. Служит помощником учителя.

4. «Шубертиады» - вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения. Молодые люди собирались для бесед и чтения, для музицирования и танцев.

5. В 1827 году друзьям удалось организовать единственный концерт в жизни композитора. Он принёс довольно большой доход и весьма лестные для Шуберта лицензии.

6. Спустя всего лишь полтора года после смерти Бетховена не стало и Шуберта. Они не были знакомы, хотя и жили в одном городе.

7. Шуберт был простой, скромный и добродушный человек. Робость, неумение устраивать свои дела, непрактичность были причинами постоянных материальных затруднений. Он был беден, голоден, несчастен, но независим.

8. Значительная часть произведений Шуберта была обнаружена лишь много лет спустя после смерти композитора, так как при жизни он не заботился о своих произведениях и ничего не предпринимал ни для их публичного исполнения, ни для издания. Слава и признание пришло к композитору посмертно.

9. Друзья Шуберта – разносторонние, одарённые художники, поэты, певцы – Шобер, Майерхофер, Фогль. Шуберт был всеобщим любимцем. Друзья не бросали его в трудную минуту. Они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в домах богатых венцев, снабжали нотной бумагой. Выдающийся певец Иоганн Фогль способствовал популяризации творчества, исполнял песни Шуберта.

10. «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» (друг Шуберта – Грильпарцер).

 

__________________________________________________________

 

11. Автор около 600 песен.

12. Герой Шуберта – простой, скромный, застенчивый человек. Постоянным спутником его героя являются образы природы (ручей, лес, цветы, птицы). Они сопутствуют герою в странствиях, делят с ним радости и печали.

13. Баллада – это повествование. Жанр баллады в музыку проник из поэзии. По содержанию баллада отличается от песни, основывается на легендах, в ней реальность переплетается с фантастическими образами и часто заканчивается трагически.

14. Автор текста баллады «Лесной царь» И.Гёте.

15. Один из ранних циклов создал Бетховен в 1816 году. Он назывался «К далёкой возлюбленной».

16. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

17. Оба цикла написаны на стихи Вильгельма Мюллера.

18. В цикле «Прекрасная мельничиха» раскрывается повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Полюбив дочь своего хозяина мельника, юноша отдаёт ей всю силу своего первого чувства. Но прекрасная мельничиха предпочитает ему смелого охотника. В тоске и горе молодой мельник хочет броситься в воды ручья и на дне его найти последнее пристанище.

В цикле «Зимний путь» показан покинутый одинокий скиталец, отчаявшийся найти в людях сочувствие и понимание. Он вынужден уйти от любимой, потому что беден. Без надежды на любовь и дружбу он оставляет дорогие ему места и пускается в далёкий путь. У него все в прошлом, впереди лишь долгий путь к могиле.

19. Темы любви, странствий, одиночества.

20. Поэтическим источником песен являлись стихи И.Гёте, Ф.Шиллера, В.Мюллера, Г.Гейне, Л.Рельштаба.

_______________________________________________________

 

21. Шуберт создал для фортепиано огромное количество произведений: вальсы, марши, сонаты, экспромты, музыкальные моменты, фантазии.

22. Шуберт – создатель жанра романтической фортепианной миниатюры – «Экспромтов» и «Музыкальных моментов» и первый ввёл в музыку эти названия.

23. Фортепианные сочинения появились из импровизаций Шуберта на балах, «шубертиадах». Для них характерно камерное исполнение.

24. Фортепианные сочинения рассчитаны были для домашнего музицирования.

 

__________________________________________________________

 

 

25. Шуберт написал 9 симфоний (одна пропала).

26. «Неоконченная» симфония была написана в 1822 году.

27. Симфония была исполнена впервые в 1865 году – через 43 года после её создания.

28. Создавалась первоначально в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже – в партитуре. В фортепианном варианте сохранились наброски трёх частей, но в партитуре композитор записал только две. Поэтому впоследствии она получила название «Неоконченной».

29. «Неоконченная» симфония романтическое произведение, так как основная тема – внутренний мир человека, который остро ощущает разлад с окружающей действительностью.

30. «Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра – лирико-психологического.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: