Анализ опера
В конце 1860-х годов увлечение оперой захватило композиторов «Могучей кучки»: Мусоргский сочинял «Бориса Годунова», Римский-Корсаков — «Псковитянку», Бородин тоже захотел: попробовать свои силы в опере. Стасов предложил композитору сюжет «Слова о полку Игореве» — выдающегося произведения древнерусской литературы XII века. «Мне казалось, — писал Стасов, — что тут заключаются все задачи, которые потребны для таланта и художественной натуры Бородина! широкие эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность, Восток в многообразнейших его проявлениях». Сюжет пришелся Бородину «ужасно по душе».
«Слово» повествует о неудачном походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев в 1185 году. Композитора привлекла патриотическая идея «Слова», призывающего русских князей к объединению перед лицом врага. Бородин тщательно изучал эту историческую эпоху, летописи, исторические труды, литературные произведения, а также музыкальный фольклор — записи древних русских и восточных напевов. В этой работе большую помощь ему оказывал Стасов — знаток русской истории и древней литературы. Стасов сочинил сценарий (подробный план) оперы, но собственно текст Бородин писал сам одновременно с музыкой.
Посвятив оперу памяти Глинки, Бородин сумел объединить в «Князе Игоре» главные черты обеих глинкинских опер — эпическую величавость Руси в сочетании с живописной красочностью Востока («Руслан и Людмила») и героику народной музыкальной драмы («Жизнь за Царя»). Соединение этих линий русской оперной музыки привело к созданию историко-эпической оперы, ставшей новым этапом в развитии оперного жанра в России.
|
Увертюра к опере была записана по памяти А.К. Глазуновым либо (по другой версии) сочинена им по темам и плану Бородина. В музыке увертюры использованы темы оперы и противопоставлены музыкальные образы русских и половцев.
Пролог. Как и Глинка, Бородин открывает оперу большой хоровой сценой. Хор народа «Солнцу красному слава», который обрамляет пролог, воспевает мужество русских воинов, отправляющихся на борьбу с половцами. Величественное звучание хора, его торжественность и решительность воплощают богатырский образ русского народа.
Ярким контрастом к началу пролога является сцена солнечного затмения. Ее музыка передает всеобщий ужас и оцепенение, тревожное ощущение надвигающейся беды.
Маленькая сценка-диалог Скулы и Ерошки («Пускай себе идут, а мы, брат, не пойдем»)) — точная и мастерская характеристика струсивших «ратников»-скоморохов. Самоуверенная хитрость Скулы, простодушная боязливость Ерошки и даже их движения выражены в остроумных речитативных репликах и оркестровых фразах.
Действие первое. Картина первая. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» — ярко нарисованный портрет «князя-босяка» (как назвал его Стасов), раскрывающий его бесшабашный характер, неуемное честолюбие и цинизм, не лишенный, по словам самого Бородина, «некоторого изящества». Стремительная гамма и аккорды оркестрового вступления, а также размашистый речитатив «Грешно! таить: я скуки не люблю» уже рисуют бесцеремонность и наглость героя. Главная тема песни проста, энергична и строится на повторяющихся мотивах; её плясовой ритм дублируется в оркестре:
|
Средняя часть («К ночи в терем») имеет другой характер — ее гибкая мелодия звучит любовно-вкрадчиво на фоне плавного певучего сопровождения.
Картина вторая. Иной образ предстаёт в ариозо Ярославны «Ах где ты, где ты прежняя пора», которое начинает эту картину. Юной жене князя (Ефросинья Ярославна Галицкая была второй женой князя Игоря) присущи не только безграничная нежность и любовь к Игорю, но и сила характера, величавая горделивость русской княгини – эти черты Ярославны раскроются в следующих сценах. В музыке ариозо наиболее полно показаны ее лирические черты, переданы душевная тоска, тревожные предчувствия, раздумья о судьбе любимого человека, а интонационный строй основной темы близок некоторым темам Игоря.
Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» тихой светлой мелодией напоминает русские песни; его ласковая женственность сродни характеру Ярославны. Просьба о защите от обидчика звучит то доверчиво и робко (в начале сцены), то взволнованно и умоляюще (в конце ее):
Хор бояр «Мужайся, княгиня» необычайно суров и сдержан. Постоянная смена тональностей, мрачный колорит тональности ми-бемоль минор, тяжелое размеренное движение угловатой мелодии в низком регистре на фоне непрерывной пульсации восьмых в сопровождении рождают ощущение неизбежности беды, неотвратимости несчастья:
Действие второе. Половецкий стан. Южная степь наполнена теплыми душистыми ароматами. Лучи заходящего солнца мягкими красками освещают шатры половцев. Красота бескрайнего пейзажа, неподвижность воздуха рождают ощущение абсолютного покоя. Перед нами другой мир, другие люди, другие чувства — и иные средства выразительности, использованные композитором. Изучив многочисленные восточные напевы, среди которых были кавказские, среднеазиатские и даже арабские мелодии, Бородин в восточных сценах оперы создал собственные оригинальные темы, в которых соединились в обобщенном виде различные признаки народных песен — их интонационные, ритмические, ладовые особенности.
|
Томный и мечтательный лирический образ рождается в Песне половецкой девушки с хором, открывающей действие. Каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной» рисует портрет восточной красавицы, ее мелодия звучит как любовная песня, полная неги и страсти. Она импровизационна по своему складу, богато украшена хроматизмами, имеет сложную ритмику, тонально неустойчива.
В каватине Владимира Игоревича и дуэте Владимира и Кончаковны выражается нежное и страстное чувство, соединившее их сердца.
Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» — главная музыкальная характеристика героя, передающая всю глубину его переживаний. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением. Оркестровое вступление и первые фразы Игоря звучат сосредоточенно и скорбно. Но появление основной темы арии «О дайте, дайте мне свободу» резко меняет настроение музыки: она решительна, энергична, полна мужественного порыва и страстного желания свободы, что подчеркивает и маршевый ритм.
Средняя часть арии «Ты одна, голубка лада» вносит контраст: Игорь мысленно обращается к Ярославне, и широкая лирическая тема (тема любви Игоря) звучит ласково, светло и спокойно.
Ария заканчивается кодой (представляющей собой речитативное заключение), где душевные страдания Игоря достигают предела: «Ох, тяжко мне... Тяжко сознанье бессилья моего!»
Ария хана Кончака рисует сложный образ восточного властителя: в нем сочетаются храбрость и упоение собственным могуществом, жестокость и великодушие, коварство и своеобразное благородство. Ария состоит из нескольких разнохарактерных эпизодов. Начальная оркестровая фраза и вступительный речитатив Кончака сразу представляют нам многоликость образа героя — то властную величественность, то вкрадчивость. Эпизод «Ты ранен в битве при Каяле» (Allegro) передает воинственность хана: этому служат стремительный темп, ритм скачки, гармоническая неустойчивость. Центральный раздел «О нет, нет, друг, ты здесь не пленник мой» создает иное настроение: неторопливая величавость, искреннее уважение к Игорю (не без затаенного коварства) выражены в плавной широкой мелодии с гибким ритмом. Заключительный раздел арии «Хочешь ты пленницу с моря дальнего» (Allegretto moderato) идет в быстром темпе и отличается изысканными хроматизмами в мелодии.
Половецкие пляски с хором завершают второе действие. Эта большая сцена представляет собой балетную вокально-симфоническую сюиту, основанную на сопоставлении и развитии восточных образов разного характера. Начинает сцену плавная и поэтичная песня-пляска девушек-невольниц «Улетай на крыльях ветра», возникающая как воспоминание о далекой и прекрасной родине.
Задумчивое настроение песни сменяет «дикая», по определению Бородина, пляска мужчин в ритме лезгинки — темпераментная, воинственная, со стремительно кружащейся темой. Далее следует общая пляска, на фоне которой звучит славление хана «Пойте песню славы хану»; она в свою очередь сменяется легкой и еще более «дикой» пляской мальчиков. Затем все танцы повторяются, но уже в варьированном виде: их темы сплетаются друг с другом, рождая новые причудливые звучания. Завершается эта, по определению Б. В. Асафьева, «симфония-поэма в танце» грандиозной кульминацией — исступленной, полной огня общей пляской с хором.
Действие третье открывается Половецким маршем. Это еще одна музыкальная характеристика кочевников, но здесь они предстают как жестокие и хищные варвары. Приближение половецкого войска хана Гзака передается при помощи постепенного нарастания звучности оркестра. Главная тема марша звучит жестко, для нее характерны резкие хроматические мотивы, диссонирующие аккорды.
Действие четвертое начинается Плачем Ярославны. В этой необычной оперной арии слились воедино горе русской женщины и боль за отчизну, за несчастья родного народа. Текст Плача Бородин полностью взял из «Слова о полку Игореве». Необычайно поэтичны его образы — обращений к ветру, реке, солнцу как к живым существам часто встречались в славянском фольклоре. По своей композиции Плач близок форме рондо и состоит из нескольких разделов, чередующихся с основной темой. Она строится на нисходящих секундовых интонациях, характерных для русских причитаний, которые постоянно возвращаются к одному звуку (фа-диез) и звучат на фоне «унылой» пустой октавы аккомпанемента. Первый раз эта тема звучит в оркестровом вступлении поочередно у солирующих кларнета и флейты, а затем повторяется у Ярославны перед каждым разделом арии:
Первый эпизод Плача «Я кукушкой перелетной полечу к реке Дунаю» строится на теме любви Игоря (из средней части арии во втором действии на слова «Ты одна, голубка лада»), тем самым подчеркивая общность чувств главных героев оперы; еще раз эта мелодия прозвучит в конце арии, в обращении к солнцу.
Хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал» как бы продолжает скорбный Плач Ярославны, выражая этим единение чувств княгини и народа. Хор звучит строго и сдержанно, в духе протяжной песни. Начинается он с сольного запева, к которому постепенно со своими подголосками присоединяются все новые голоса. Подобно народным песням хор почти полностью исполняется a capella (без сопровождения), а его динамика строится на постепенном усилении, а затем ослаблении силы звучания (эффект приближения и удаления).
Как и оперы Глинки, «Князь Игорь» завершается торжественным финальным хором, в котором народ с радостным ликованием славит Игоря.