Перечень задач для промежуточной аттестации




Курс, 4 семестр (экзамен)

 

Задача 1

10-летнему мальчику с развившейся отечностью лица через 3 недели после поражения миндалин острой инфекцией поставлен диагноз: гломерулонефрит (воспаление клубочков почек).

Результаты исследования:

Анализ Пациент Норма
Объем мочи, мл/сут    
Цвет красноватая, мутная желтая
Белок ++ -
Эритроциты ++ -
АД, мм рт. ст. 160/95 106/60
Содержание белков в плазме, г/л    

Вопросы:

1) При заболевании почек нарушение каких процессов мочеобразования приводит к появлению белка в моче?

2) Опишите возможные механизмы возникновения отеков и причину отека у этого мальчика.

3) Что представляет собой онкотическое давление крови, его величина и роль в развитии отеков?

4) Прокомментируйте величину АД. Какие основные факторы в норме определяют величину АД? Каковы возможные причины его повышения в данном случае?

5)Каковы компоненты сосудистого тонуса? Какие группы лекарственных препаратов можно использовать для его снижения?

6) Какие причины могут привести к снижению уровня белка в крови? Какие из них наиболее вероятны в данном случае?

 

Задача 2

Пациенту была проведена операция, во время которой ему было перелито 2 л консервированной крови и на 1 час его подключали к аппарату искусственного кровообращения. После операции наблюдается кровотечение из раны. Пульс – 96 уд/мин, АД – 100/70 мм рт. ст.

Анализ крови: агглютинация с реагентами анти-В и анти-Rh+, но отсутствие агглютинации с реагентом анти-А.

Анализ Пациент Норма
Эритроциты, х 1012 л-1 3,5  
Тромбоциты, х 109 л-1    
Са2+, мМ 1,5 2,2-2,5
Билирубин больше нормы  

Вопросы:

1) Оцените результаты анализа крови. Каковы причины отклонения показателей от нормы? Назовите соответствующие состояния принятыми терминами. Какие действия следует предпринять для улучшения показателей крови?

2) Определите группу крови больного и обоснуйте ваш вывод. Какие препараты крови выбрать для переливания?

3) Оцените показатели деятельности сердечнососудистой системы.

4) Назовите возможные причины кровотечения у данного больного.

5) Каковы вероятные причины снижения уровня Са 2+ в крови? Какие гормоны и другие гуморальные агенты регулируют уровень Са 2+ в крови?

6) В процессе обмена какого вещества в организме образуется билирубин и в каком виде он выводится из организма?

 

Задача 3

После операции на желудочно-кишечном тракте пациент 10 суток находился на парентеральном (путем внутривенных вливаний) питании. Ему ежедневно вводили до 4 л жидкости – растворы: 0,9 % NaCl, Рингера-Локка, 5% глюкозы и другие. Больной в послеоперационном периоде потерял 10 кг массы тела.

Анализ Пациент Норма
Белки плазмы, г/л    
Альбумины, г/л   32-55
Гемоглобин, г/л    
Эритроциты, х 1012 л-1    
Цветовой показатель 0,7  
Белок в моче, г в сутки    
Плотность мочи 0,1012  
Суточный диурез, л    
Онкотическое давление крови, мм рт. ст.    

Вопросы:

1) Оцените анализ крови, назовите норму для каждого показателя, обозначьте соответствующими терминами. Как объяснить нарушения показателей красной крови? Как их нормализовать?

2) Оцените состояние обменных процессов на микроциркуляторном уровне. Возможны ли у пациента отеки?

3) Проанализируйте функцию почек.

4) Изменился ли у данного больного гормональный контроль деятельности почек?

5) Почему у больного значительная потеря массы тела? Как рассчитать идеальную массу тела для конкретного человека?

6) Какие растворы применяются для трансфузии? Какие из них следует рекомендовать в данном случае?

 

Задача 4

При анализе условий труда в кузнечном цехе установлено: температура воздуха в зоне работы +30 ºС, движение воздуха отсутствует. Работа заключается в перемещении нагретых деталей весом 4 кг в течение всего рабочего дня. К концу рабочей смены снижение массы тела у рабочего составляет 2-3 кг. Калорийность суточного рациона 3700 ккал, масса тела рабочего – 70 кг, КФА – 1,9.

Вопросы:

1) Чем объясняется снижение массы тела у рабочего к концу смены? Вычислите показатели его общего и основного обмена. Сравните с калорийностью рациона. Каков характер его энергетического обмена?

2) Каковы особенности терморегуляции у рабочих в данных производственных условиях? Какие способы теплоотдачи Вы знаете, какие из них эффективны в данных условиях?

3) Какие изменения водно-солевого обмена возможны в организме человека в данных условиях? Какие рецепторы это обнаружат? Какие реакции компенсации возникнут?

4) Изменится ли диурез в этих условиях? Как и почему? Каковы механизмы этих изменений?

5) Какие изменения можно обнаружить в деятельности сердца? Каковы их механизмы?

6) Как изменится тонус сосудов в разных регионах сосудистой системы? Каковы механизмы? Как изменится общее периферическое сопротивление (ОПС)? Изменится ли при этом системное АД?

 

Задача 5

Установлено, что у пациента содержание белков плазмы крови составляет 50 г/л. Масса тела – 70 кг, возраст 75 лет.

Вопросы:

1) Сравните содержание белка в плазме с нормой, обозначьте состояние соответствующим термином. Перечислите функции белков плазмы крови. Как они изменятся в данном случае?

2) Какие причины могут привести к гипопротеинемии?

3) Каковы нормы белка в пищевом рационе? Рассчитайте для пациента белковый оптимум. Что такое – белковый минимум?

4) Изменится ли баланс фильтрации и реабсорбции в капиллярах? Как изменится объем интерстициальной жидкости у пациента?

5) Изменится ли эффективное фильтрационное давление в клубочках нефронов у данного пациента? Как рассчитывается ЭФД? Изменится ли скорость клубочковой фильтрации? Чему она равна в норме?

6) Изменится ли свертываемость крови? Как это проверить?

 

Задача 6

Пациенту по медицинским показаниям произведена резекция пилорической части желудка. В дальнейшем у пациента жалобы на диарею, снижение массы тела, аллергические реакции. АД снижено, тахикардия, признаки обезвоживания.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет желудок? Каковы функции пилорического отдела? Какие из них будут нарушены после такой операции? Изменится ли переваривание белков, жиров, углеводов?

2)Изменится ли продукция гастрина, секретина, панкреозимина?

3) Как следует изменить режим питания у этого больного? Как оценить массу тела пациента?

4) Возможны ли изменения деятельности почек в связи с нарушением водно-солевого баланса?.

5) Возможно ли нарушение эритропоэза у данного пациента и почему?

6) Объясните изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы.

 

Задача 7

Спортсмен во время марафонского бега потерял 4 л жидкости за счет усиленного потоотделения.

Вопросы:

1) Каковы особенности терморегуляции в этом случае? Каков механизм и значение усиленного потоотделения?

2) Каковы механизмы компенсации уменьшающегося объема циркулирующей крови (ОЦК)?

3) Дайте классификационную характеристику потоотделительного рефлекса.

4) Как изменится деятельность почек в это время? Какие гормоны обеспечат эту регуляцию?

5) Как и почему будет изменяться концентрация глюкозы в крови и гормонов, регулирующих концентрацию глюкозы?

6) Изменится ли кислотно-щелочное состояние крови? Как нормализуется?

 

Задача 8

В результате травмы у пациента полностью разрушены передние корешки всех поясничных и крестцовых сегментов спинного мозга слева.

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут – фазные, тонические, произвольные, непроизвольные? Как это проверить? Изменится ли чувствительность?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как это проверить? Каков возможный механизм изменений?

3) Возможны ли какие-либо спинальные рефлексы при раздражении кожи голени и стопы слева?

4) Какие функции выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи? Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

5) Какие вегетативные рефлексы могут быть изменены и каков возможный механизм этих изменений?

6) Изменится ли продукция адреналина? Какие симптомы свидетельствуют о повышении адреналина в крови?

 

Задача 9

В результате травмы у пациента полностью разрушены задние корешки всех поясничных и крестцовых сегментов спинного мозга слева.

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут – фазные, тонические, произвольные, непроизвольные? Как это проверить? Изменится ли чувствительность?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как это проверить? Каков возможный механизм изменений?

3) Возможны ли какие-либо спинальные рефлексы на пораженной стороне?

4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи? Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

5) Какие вегетативные рефлексы могут быть изменены и каков возможный механизм этих изменений?

6) Изменится ли продукция адреналина?

 

Задача 10

В эксперименте на собаке с фистулой слюнной железы установили следующее:

1) На мясной порошок слюны выделяется больше, чем на мясо, на сухари – больше, чем на хлеб.

2) На вспрыскивание с помощью резиновой груши аскорбиновой кислоты выделяется много жидкой слюны.3) При виде этой груши собака активно пытается избежать вспрыскивания кислоты, ЧСС и частота дыхания увеличиваются.

Вопросы:

1) Объясните различия в секреции слюны на различные пищевые продукты. Как называется эта способность пищеварительных желез? Каковы механизмы этого явления?

2) Какие функции выполняет слюна у собаки? У человека? Как объяснить секрецию слюны на действие кислоты?

3) Как называется реакция собаки, возникающая при виде груши для вспрыскивания кислоты? Каково ее происхождение и биологическое значение?

4) Как объяснить изменения ЧСС и частоты дыхания при виде груши?

5) Какие эмоции демонстрирует животное в этом эксперименте? Каковы их функции?

6) Какие сенсорные системы участвуют в этих рефлексах?

 

Задача 11

Животному в эксперименте произвели перерезку ветвей n. vagus, идущих к поджелудочной железе.

Вопросы:

1) Какие рефлексы обеспечивают секреторную функцию поджелудочной железы? Дайте характеристику этих рефлексов. Перечислите элементы рефлекторной дуги безусловного рефлекса панкреатической секреции. Где располагаются рефлексогенные зоны? Какое звено нарушено в данном случае?

2) Будет ли происходить секреция панкреатического сока? Если будет, то как она регулируется в данном случае?

3) Будет ли нарушена эндокринная функция поджелудочной железы? Как регулируется продукция гормонов поджелудочной железы?

4)Какие гормоны выделяет эндокринная часть поджелудочной железы, каковы их функции?

5) Изменится ли нейрогенный контроль сердца?

6) Какие законы проведения возбуждения по нерву вы знаете? Какие из них объясняют наблюдаемые явления?

 

Задача 12

Пациент (злостный курильщик) жалуется на сильные боли в нижней конечности, появляющиеся только при ходьбе (перемежающаяся хромота). При осмотре выявлено отсутствие пульсации на артериях конечности, бледность и снижение температуры кожи. При ангиографии установлено, что просвет артерий уменьшен по сравнению с нормой. Больному выполнена операция перерезки симпатических нервов, иннервирующих конечность. Боли и другие перечисленные симптомы после операции исчезли.

Вопросы:

1) Какой центр поддерживает и регулирует тонус гладких мышц артерий? В каком состоянии он находится? Каковы механизмы, поддерживающие это состояние? Как выражен тонус сосудов в данном случае? Объясните происхождение симптомов, беспокоящих пациента.

2) Дайте классификационную характеристику сосудодвигательного рефлекса с барорецепторов. Какие медиаторы и рецепторы пре- и постганглионарного нейронов участвуют в передаче возбуждения на гладкие мышцы сосудов? Где расположены структуры, на которые действует никотин?

3) Как изменился тонус сосудов после операции? Какова причина этих изменений?

4) Изменится ли после этой операции тонус скелетных мышц данной конечности?

5) Изменится ли продукция адреналина?

6) Что такое – боль? Какова структура и функции ноцицептивной системы?

 

Задача 13

У пациента травматический разрыв спинного мозга на уровне T6 – T7 сегментов.

Вопросы:

1) Как называется состояние нервных центров, расположенных ниже места травмы? Каковы механизмы этого явления? Как проверить сохранность проводниковой и рефлекторной функций спинного мозга? Как долго будут нарушены его функции?

2) Возможны ли какие-либо движения нижних конечностей после травмы? Какие структуры головного мозга осуществляют регуляцию движений?

3) Возможен ли произвольный контроль вегетативных функций? Опишите строение рефлекторной дуги вегетативного рефлекса мочеиспускания.

4) Изменится ли деятельность сенсорных систем? Каких именно? Как это проверить?

5) Изменится ли продукция адреналина? Как выделение адреналина регулируется в норме?

6) Изменится ли дыхание?

 

Задача 14

У пациента вследствие нарушения мозгового кровообращения нарушена целостность кортикоспинального тракта.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет кортикоспинальный тракт? Какими структурными элементами он образован? На каких нейронах спинного мозга заканчиваются волокна этого тракта? Как проверить сохранность его функций?

2) Какая область коры головного мозга непосредственно управляет передачей возбуждения по кортико–спинальному тракту? Каковы ее функции? Как расположены нейроны, иннервирующие мышцы разных частей тела?

3) Какие формы двигательной активности мышц принято различать? Какие из них будут нарушены в данном случае? Почему?

4) Возможна ли в этом случае атрофия мышц? Сохранится ли их возбудимость?

5) Изменится ли функциональное состояние проприорецепторов?

6) Каковы особенности мозгового кровообращения?

 

Задача 15

У пациента выявлено нарушение функции нейронов в передних рогах поясничных и сакральных сегментов спинного мозга.

Вопросы:

1)Каковы структура и функции спинного мозга? Как проверить их сохранность?

2) Какие рефлексы осуществляются при участии альфа-мотонейронов? Перечислите и дайте классификационную характеристику. Как проверить их сохранность?

3) Возможно ли участие нижних конечностей в произвольных и рефлекторных движениях? Как это проверить?

4) Изменится ли функциональное состояние мышечных веретен мышц нижних конечностей?

5) Изменится ли тонус сосудов нижних конечностей? Как он регулируется в норме?

6) Изменится ли температура кожи нижних конечностей?

 

Задача 16

У пациента травматический разрыв спинного мозга на уровне T12 – L1 сегментов.

Вопросы:

1) Будут ли осуществляться произвольные и непроизвольные двигательные функции нижних конечностей:

а) в первые недели после травмы?

б) через 6 месяцев?

Как это проверить?

2) Какие вегетативные рефлексы могут быть изменены и каков возможный механизм этих изменений?

3) Измениться ли деятельность сердца и тонус сосудов?

4) Будет ли изменена продукция гормонов стресса?

5) Изменится ли регуляция дыхания?

6) Изменится ли кожная и проприоцептивная чувствительность? Как это проверить?

 

Задача 17

Собаку не кормили в течение суток, а затем поставили в станок, где ее обычно кормили. Применили раздражение лапы электрическим током, вызывающим слабое болевое ощущение, однако вместо оборонительного двигательного рефлекса наблюдали слюноотделение.

Вопросы:

1) Какие сенсорные системы возбуждены в данной ситуации?

2) Объясните физиологический механизм наблюдаемого явления. Как называется принцип взаимодействия нервных центров, при котором один центр может усиливать свое возбуждение за счет возбуждения других центров? Какова его биологическая роль?

3) Приведите примеры аналогичного состояния у человека.

4) Какова роль слюноотделения у собаки? У человека?

5) Как изменится деятельность сердца и АД в данный момент? Каковы механизмы?

6) Изменится ли уровень гормонов стресса в крови?

 

Задача 18

В помещении, где находится собака, на недоступной высоте подвешен кусок мяса. Собака прыгает, пытаясь достать мясо. При этом у нее наблюдается повышение АД, учащение сердцебиения, слюноотделение и расширение зрачков.

Вопросы:

1) Объясните физиологические механизмы изменения ЧСС и АД.

2) Какими механизмами обеспечивается регуляция поведения собаки и процесс слюноотделения? В чем суть доминанты?

3) Объясните причину и механизм изменения диаметра зрачков. Каково диагностическое значение зрачкового рефлекса?

4) Перечислите отделы ЦНС, принимающие участие в регуляции мышечного тонуса и движений.

5) Как изменится дыхание? Каковы механизмы?

6) Какие эмоции наблюдаются у собаки? Каковы их функции?

 

Задача 19

При поступлении в клинику пациентка жалуется на бессонницу, тахикардию, слабые непроизвольные сокращения скелетных мышц. При анализе крови установлено, что концентрация Са 2+ в крови 1,7 мМ (норма: 2,2 – 2,5 мМ).

Вопросы:

1) Чем вызвана бессонница? Каковы механизмы перехода от бодрствования ко сну? Какие рекомендации можно дать пациенту? Какова роль кальция в синаптической передаче возбуждения?

2) Каковы возможные причины снижения уровня Са 2+ в крови?

3) Какие гормоны регулируют уровень Са 2+ в крови?

4) Каковы пути поступления Са 2+ в организм? Какова роль витамина D в регуляции кальциевого гомеостаза?

5) Как изменится деятельность сердца, тонус сосудов и АД? Каковы механизмы?

6) Изменится ли свертываемость крови пациента? Как это можно определить?

 

Задача 20

При сильном испуге у человека выявлены: тахикардия, повышение АД, увеличение частоты дыхания, повышение уровня глюкозы в крови.

Вопросы:

1) Какие эндокринные изменения обычно наблюдаются при стрессе? Как регулируется продукция этих гормонов?

2) Объясните механизмы изменения ЧСС и АД в данном случае.

3) Объясните механизмы изменения параметров дыхания. Как оно регулируется в норме?

4) Возможно ли изменение моторики кишечника?

5) Что представляют собой эмоции? Дайте определение. Какова их роль в адаптации организма? По каким симптомам можно определить уровень эмоционального напряжения пациента?

6) Каковы в данном случае механизмы увеличения уровня глюкозы в крови?

 

Задача 21

Поздно вечером пациент съел 300 г соленой рыбы. Ночью он вынужден был дважды встать и пить воду

Вопросы:

1) Как изменится осмотическое давление крови при всасывании солей из желудочно-кишечного тракта? Чем оно создается и чему равно в норме?

2) Изменится ли при этом ОЦК и АД? Какие факторы создают и регулируют АД?

3) Назовите три процесса мочеобразования и кратко охарактеризуйте их. Как они изменятся при потреблении соленой пищи?

4) Как изменится баланс гормонов, регулирующих мочеобразование? Опишите механизмы их действия.

5) Как формируется ощущение жажды? Какова роль потребностей в формировании адекватного поведения?

6) Где и как всасываются продукты пищеварения и электролиты в пищеварительном тракте? Каковы их механизмы?

 

Задача 22

Пациент жалуется на постоянную жажду. В процессе обследования установлено, что суточный диурез составляет 3 л.

Вопросы:

1) Сравните диурез с нормой, обозначьте специальным термином. Как измеряют диурез?

2) Какие константы крови, возможно, изменятся при этом состоянии?

3) Какие нарушения углеводного обмена могут привести к данной ситуации? Как изменятся при этом процессы мочеобразования?

4) Объясните возможные механизмы увеличения диуреза при несахарном диабете. Как при этом изменится продукция АДГ и чувствительность рецепторов к нему?

5) Почему при резких подъемах артериального давления увеличивается диурез?

6) Что такое потребности и мотивации? Как формируется чувство жажды?

 

Задача 23

При обследовании установлено, что суточный диурез у пациента составляет 600 мл.

Вопросы:

1) Сравните величину диуреза с нормой, обозначьте соответствующим термином. Как измеряют диурез?

2) Какие физиологические ситуации могут привести к снижению диуреза? Каковы механизмы изменения диуреза при мышечной нагрузке и нарушениях пищевого режима?

3) Какие патологические ситуации в организме могут привести к снижению диуреза? Каковы возможные изменения процессов мочеобразования, приводящие к снижению диуреза?

4) Объясните механизм уменьшения или прекращения диуреза при сильной боли.

5) Опишите механизмы уменьшения диуреза при большой кровопотере.

6) Какие константы крови изменятся при длительном снижении диуреза?

 

Задача 24

Молодой человек жалуется на жажду, теряет около 2800 мл мочи ежесуточно. Выдыхаемый воздух имеет запах ацетона, моча содержит глюкозу. Анализы показали следующее:

Анализ Пациент Норма
Суточный диурез, мл    
Глюкоза крови, мМ    
Глюкоза в моче +  
Ацетон в моче +  

Вопросы:

1) Напишите норму для каждого показателя, назовите состояния соответствующими терминами. Какие эндокринные расстройства могут привести к увеличению диуреза? Как измеряют диурез?

2) Отсутствие или недостаток какого гормона обычно приводит к повышению уровня глюкозы в крови? Как регулируется продукция этого гормона? Каков механизм его действия?

3) Объясните причину полиурии в данном случае. Какие процессы мочеобразования изменены?

4) Какие физиологические процессы вызывают при полиурии жажду? Как формируется потребность, мотивация?

5) Может ли у здорового человека так повышаться уровень глюкозы? Как отличить норму от патологии?

6) Назовите гормоны, которые способствуют повышению уровня глюкозы в крови.

 

Задача 25

Пациент с длительной диареей. При исследовании кала выявлено большое количество нейтрального жира и непереваренных остатков пищи. Поставлен диагноз: хронический панкреатит. В плазме крови:

Анализ Пациент Норма
Ca2+, мМ 1,8 2,10-2,55
Общий белок, г/л    

Вопросы:

1) Объясните экскрецию жира и непереваренных остатков пищи у данного пациента. Какие ферменты, необходимые для переваривания белков и жиров, содержатся в панкреатическом соке?

2) Каковы вероятные причины снижения Са 2+ в крови? Почему у данного пациента низкое содержание Са 2+ в сыворотке крови? Как регулируется его уровень?

3) Какую роль играет Са 2+ в деятельности нервной системы?

4) Почему изменилась моторика и всасывание у данного пациента? Как регулируются эти процессы в норме?

5) Изменятся ли ОЦК, ЧСС, АД у данного больного?

6) Изменится ли свертываемость крови? Почему? Как это проверить?

 

Задача 26

Пациент 50 лет госпитализирован в связи с неукротимой обильной рвотой в течение последних 48 ч. Находится в сознании, кожные покровы бледные, холодные на ощупь, сухие. Наблюдается картина обезвоживания организма.

Результаты обследования:

Анализ Пациент Норма
ЧСС, уд/мин    
Объем мочи, мл/сут    
pН мочи 7,4 5,5-7,0
рН крови 7,45  
калий сыворотки крови, мМ 2, 8 3, 5 – 5,1  

Вопросы:

1) Объясните бледность кожных покровов у больного. Как изменен тонус резистивных сосудов у больного? Как он регулируется?

2) Каковы механизмы тахикардии?

3) Объясните, почему у пациента малый объем мочи и повышение ее рН. Какие гормоны участвуют в создании этого эффекта?

4) Что такое – обезвоживание? Какие меры целесообразно принять для нормализации водно-солевого баланса?

5) Что такое сознание? Как проверить его сохранность?

6) Как объяснить и обозначить соответствующими терминами изменение рН и уровня калия крови пациента? Какие физиологические системы участвуют в нормализации этих показателей?

 

Задача 27

Мать 5-летного мальчика обратилась к врачу по поводу задержки роста ребенка. При обследовании обнаружено увеличение щитовидной железы (зоб). У ребенка отек тканей, постоянно открыт рот, язык не помещается в ротовой полости. Мальчик умственно отстал от сверстников.

Вопросы:

1) Какие функции в организме выполняет щитовидная железа? Какие симптомы выявляются при гипо- и гиперфункции щитовидной железы?

2) Изменятся ли показатели фактического основного и общего обмена? Как рассчитать их должные величины?

3) Как осуществляется регуляция функций щитовидной железы в норме? Как объяснить формирование зоба?

4) Какие еще причины могут привести к задержке роста ребенка? Как нормировать содержание белка в рационе ребенка?

5) Изменится ли деятельность сердца?

6) Какие изменения ВНД можно выявить в данном случае? Как исследовать состояние памяти, внимания, скорости сенсомоторной реакции?

 

Задача 28

Мальчик в бессознательном состоянии обнаружен на улице и доставлен в больницу. Он истощен, обезвожен, артериальное давление 85/60 мм рт. ст., дыхание с запахом ацетона, ЧСС – 105 уд/мин. Исследование крови:

Анализ Пациент Норма
Глюкоза крови, мМ 23,6  
Калий сыворотки, мМ   3-5
Глюкоза в моче +  

Вопросы:

1) Назовите норму для приведенных показателей, обозначьте отклонения соответствующими терминами. С какими эндокринными изменениями может быть связано это состояние?

2) Может ли у здорового человека наблюдаться повышение уровня глюкозы? Как отличить норму от патологии?

3) Что такое водно-солевой баланс? Объясните механизмы обезвоживания в данном случае. Возможно ли обезвоживание клеток? Изменилось ли осмотическое давление крови и ликвора у пациента?

4) Как изменится диурез при появлении глюкозы в моче? Какие механизмы мочеобразования изменяются при этом?

5) Охарактеризуйте состояние сердечно-сосудистой системы у пациента. Опишите регуляцию АД в норме. Каковы физиологические основы мероприятий для нормализации функций организма?

6) Дайте определение понятию сознание. Какие признаки указывают на отсутствие сознания? Каковы возможные причины потери сознания?

 

Задача 29

Пациент жалуется на острую боль в пояснице. УЗИ показало наличие в правом мочеточнике камня диаметром около 8 мм. АД – 140/100 мм рт. ст., пульс – 120 в минуту.

Вопросы:

1) Объясните причину боли в данном случае. Каково биологическое значение боли?

2) Перечислите элементы ноцицептивной сенсорной системы, опишите их функции.

3) Как вы механизмы изменения АД и ЧСС в данном случае?

4) Как изменится деятельность эндокринных желез? Какие гормоны стресса вы знаете?

5) Как изменится секреторная функция пищеварительного тракта?

6) Изменилось ли мочеобразование в левой и правой почке? Сравните величину эффективного фильтрационного давления правой и левой почки. Как его рассчитать?

 

Задача 30

Пациентка жалуется на бессонницу, снижение массы тела, повышенный аппетит. При осмотре выявлено: увеличение щитовидной железы, потливость, повышение температуры тела, тахикардия.

Вопросы:

1) Какие изменения в гормональном балансе можно предположить? Объясните происхождение этих симптомов.

2) Объясните причины бессонницы. Что такое сон? Какие отделы мозга контролируют чередование сна и бодрствования? Каковы факторы, способствующие переходу ко сну, и какие рекомендации можно дать пациентке?

3) Как изменится основной обмен пациентки? Общий обмен? Как рассчитать эти показатели? Какие симптомы указывают на изменения энергетического обмена?

4) Как изменится терморегуляция? Каковы симптомы и механизмы их возникновения?

5) Какие еще причины могут привести к тахикардии? Как в норме регулируется деятельность сердца?

6) Как регулируется пищевое поведение? Каков механизм повышения аппетита в данном случае?

 

Задача 31

У пациента выявлено снижение основного обмена на 40%.

Вопросы:

1) Что представляет собой основной обмен? На какие процессы в организме расходуется энергия основного обмена? Как определить основной обмен у пациента: фактический и должный?

2) Какие изменения в гормональном балансе организма могут привести к снижению основного обмена?

3) Как изменятся при этом показатели деятельности сердечно-сосудистой системы?

4) Как изменится терморегуляция? Какие симптомы свидетельствуют об этом изменении?

5) Изменится ли состояние ЦНС? Какие изменения ВНД можно выявить у данного пациента? Как исследовать память, внимание, скорость сенсомоторной реакции?

6) Изменится ли у пациента аппетит? Масса тела? Как рассчитать должную величину массы тела?

 

Задача 32

При сильном испуге у человека повышаются: частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, потоотделение.

Вопросы:

1) Что такое эмоциональный стресс? Какие эндокринные изменения наблюдаются при стрессе?

2) Что представляют собой эмоции? Какова их роль в адаптации организма? По каким симптомам можно оценить уровень эмоционального напряжения пациента?

3) Опишите механизмы изменения деятельности сердца и дыхательной системы в данном случае.

4) Объясните возможные изменения секреции и моторики кишечника.

5) Какова роль вегетативной нервной системы в реализации механизмов стресса?

6)Объясните механизм усиления потоотделения. Как иннервируются потовые железы?

 

Задача 33

У пациента выявлен полный травматический разрыв спинного мозга в области С7 – Т1 сегментов.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет спинной мозг? Как проверить их сохранность? Как называется состояние, возникающее в данном случае? Каковы его механизмы и прогноз?

2) Возможно ли в этом случае осуществление дыхания? Возможно ли нормальное чередование вдоха и выдоха? Изменится ли жизненная емкость легких (ЖЕЛ)? Как ее измерить и оценить?

3) Будут ли наблюдаться изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы?

4) Будут ли наблюдаться изменения секреторной и моторной функции пищеварительного тракта?

5) Возможны ли нарушения мочеобразования и мочеиспускания? В чем они проявятся?

6) Сохранятся ли в таких условиях произвольные движения и спинальные рефлексы? Как это проверить?

 

Задача 34

Двое пациентов после недельного постельного режима впервые встали с кровати. Результаты обследования каждого из них представлены ниже:

Физиологический показатель Первый больной Второй больной
ЧСС в положении лежа, мин-1    
ЧСС в положении стоя, мин-1    
АД в положении лежа, мм рт. ст. 120/80 120/80
АД в положении стоя, мм рт. ст. 125/75 110/90
Ощущения Дискомфорта не выявлено Головокружение, слабость, потливость, потемнение в глазах, звон в ушах
Дыхание Без изменений Одышка

Вопросы:

1) Что представляет собой ортостатическая проба? Как оценивается ее переносимость у каждого из пациентов?

2) Нарисуйте рефлекторную дугу рефлекса регуляции АД с барорецепторов. Как изменяется рефлекс в данном случае?

3) Функция каких сенсорных систем изменилась в результате ортостатической пробы у второго пациента? В каких отделах коры больших полушарий располагаются их корковые отделы?

4) Объясните механизм изменения дыхания у второго пациента.

5) Объясните механизмы появления головокружения, потемнения в глазах и слабости. Каковы особенности мозгового кровообращения?

6) Объясните происхождение потливости. Как в норме регулируется потоотделение?

Задача 35

При обследовании альпинистов в условиях высокогорья было обнаружено повышение количества эритроцитов и гемоглобина, увеличение гематокрита, увеличение ЧСС и АД.

Вопросы:

1) Назовите нормальное содержание эритроцитов и гемоглобина у мужчин и женщин. Как называется повышение количества эритроцитов? Каковы механизмы его возникновения? Опишите роль гемоглобина в транспорте газов крови

Изменилась ли КЕК? Как ее рассчитать?

3)Какие изменения в гормональном балансе возникают у альпинистов в условиях высокогорья?

3) Как изменится характер дыхания на высоте 3000 м? Как изменится газовый состав крови?

4) Каковы возможные механизмы увеличения ЧСС и АД в данных условиях?

5) Как изменится кровообращение в малом кругу кровообращения в условиях высокогорья?

6) Какие изменения ВНД возможны при гипоксии?

 

Задача 36

Количество эритроцитов в крови у спортсмена до тренировки составляло 4,5 х 1012 л-1, после интенсивной мышечной нагрузки - 5,5 х 1012 л-1. Общее периферическое сопротивление (ОПС) после тренировки уменьшилось, ЧСС и АД, частота дыхания - увеличились.

Вопросы:

1) Назовите основные депо крови. Как происходит мобилизация крови из депо? Как при этом изменяется ОЦК и преднагрузка на сердце?

2) Что такое кислородная емкость крови, и как ее рассчитать? Изменилась ли она в данном случае? Как изменяется при этом эритропоэз? Как он регулируется?

3) Объясните механизмы изменения дыхания при физической нагрузке и после ее окончания.

4) Изменится ли потоотделение в процессе тренировки? Как изменяется терморегуляция при физической нагрузке?

5) Объясните механизмы уменьшения ОПС, увеличения ЧСС и АД.

6) Что такое утомление? Каковы его механизмы?

 

Задача 37

Пациент госпитализирован с огнестрельной раной бедра, повреждена бедренная артерия. Он бледен, дыхание учащенное и поверхностное, кожа влажная и холодная. Пульс – 140 мин-1, артериальное давление – 90/60 мм рт. ст. Выявлена агглютинация исследуемой крови реагентами анти-А и анти-В.

Вопросы:

1) Объясните механизмы изменения АД и ЧСС. Как их измерить и оценить? О чем свидетельствует бледность и влажность кожи?

2) Как



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: