Бородин вместе с Римским-Корсаковым и Чайковским стал одним из создателей русской классической симфонии. Как и в оперном жанре, композитора привлекали масштабные эпические образы, связанные с темами и характерами русских былин и сказок; по словам Бородина, его всегда тянуло к симфоническим формам.
Композитор работал над Второй симфонией (си минор) с 1869 по 1876 год, одновременно сочиняя «Князя Игоря». Симфония и опера оказались близки друг другу по своему характеру и содержанию. Музыка симфонии, которую Бородин по мере создания показывал своим друзьям на собраниях балакиревского кружка, произвела на всех сильное впечатление. Яркость героико-эпических образов, идея любви к родине дали повод Мусоргскому предложить именовать новую симфонию «Славянской героической»; Стасов в свою очередь дал ей название «Богатырская», опираясь на конкретную программу автора, который в медленной части хотел «нарисовать фигуру Баяна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».
В симфонии четыре части.
Первая часть (си минор) написана в форме сонатного аллегро и наиболее ярко раскрывает богатырские образы произведения, чувство, по словам Б. В. Асафьева, жизнеутверждения Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси.
Главная партия строится на двух контрастных элементах. Начальная унисонная тема — мужественная, суровая и героическая — воплощает основной богатырский образ произведения. Для нее характерны «раскачивающаяся» мелодия, постоянно возвращающаяся к тонике, интонации былинных напевов, своеобразная ладовая окраска, мощное звучание в основном струнной группы:
|
Второй элемент главной партии — с оживленными «плясовыми» терциями у деревянных духовых в верхнем регистре — передает русскую молодецкую удаль:
В конце главной партии утверждается начальный элемент темы.
Побочная партия (ре мажор) — нежная, прекрасная мелодия, полная благородства и теплоты; она мягко и проникновенно звучит у виолончелей, напоминая своими гибкими распевными интонациями русские лирические песни:
Заключительная партия построена в основном на энергичном проведении главной, богатырской темы в ре мажоре.
Разработка строится не на развитии одного образа или конфликте различных тем, а на смене контрастных эпизодов, которые основаны на темах экспозиции. Переход от экспозиции к разработке — неторопливый, будто «застывший» — сменяется стремительным и беспокойным ритмом скачки; на его фоне тревожно звучат мотивы главной партии, создавая картину богатырской битвы. Заканчивается этот раздел разработки ярким, победным проведением плясового мотива главной партии.
Следующий эпизод, в котором певуче и величаво звучит побочная партия, — своеобразная передышка, после которой возобновляется картина битвы: возвращается главная тема, а длительное нарастание напряжения на доминантовом органном пункте приводит к кульминации разработки, которая совпадает с началом репризы.
В репризе главная партия звучит еще более мощно и величественно, в ритмическом увеличении (то есть изложена более крупными длительностями). Побочная партия, напротив, становится нежнее и светлее благодаря тембру солирующего гобоя и свежим краскам ми-бемоль мажора.
|
Первую часть симфонии завершает сокрушительно мощное звучание основной богатырской темы.
Вторая часть. Скерцо (фа мажор) вызывает в нашем воображении картины богатырских игр и состязаний. Оно построено в сложной трехчастной форме. Крайние разделы, стремительные и порывистые, исполнены стихийной молодецкой силы. Они обрамляют неторопливое нежное Трио с томной лирической темой восточного характера, которая в то же время мелодически близка побочной партии первой части. Короткая тема Трио повторяется много раз со сменой тональностей и тембров.
Третья часть, Анданте (ре-бемоль мажор), по замыслу композитора, воспроизводит образ древнерусского певца-сказителя Баяна. Его неторопливому рассказу предшествуют аккорды арфы, напоминающие звучание гуслей. На их фоне появляется певучая, эпически величавая мелодия у солирующих валторны и кларнета. Ее свободный, гибкий ритм, переменный размер, импровизационный склад передают речь легендарного певца. Третья часть написана в сонатной форме. Последующие побочная и заключительная партии, а также разработка (как бы по ходу повествования сказителя) рисуют картины богатырских сражений и подвигов и соответственно приобретают более напряженный, драматичный характер. В репризе главная партия торжественно провозглашается оркестром как победно ликующая кульминация поэтического сказа Баяна.
Третья и четвёртая части симфонии исполняются без перерыва.
Финал симфонии (си мажор) рисует шумное народное празднество — «сцену богатырского пира» — и является итогом всего цикла. Удалая энергичная главная партия и светлая песенная побочная (финал написан в сонатной форме) создают единый образ всеобщей радости и ликования. Народный характер тем подчеркивается искусным воспроизведением в оркестре характерных тембров русских народных инструментов — свирелей, гуслей, балалаек.
|
Вторая симфония Бородина определила эпическое направление в русской симфонической музыке, которое затем было продолжено и развито Танеевым, Глазуновым, Рахманиновым, Мясковским и другими композиторами. Она занимает особое место в отечественном искусстве, став своеобразным музыкальным символом России.
Контрольные вопросы по творчеству А.П. Бородина
1. Тестовые задания
№ | Вопрос | Варианты ответа (обвести правильный) |
1. | Великий русский композитор А.П. Бородин известен как выдающийся ученый-… | а) биолог б) физик в) химик |
2. | В каком городе родился А.П. Бородин? | а) Петербург б) Москва в) Тверь |
3. | В каком учебном заведении А.П. Бородин получил образование? | а) Московский университет б) Петербургская консерватория в) Медико-хирургическая академия |
4. | Кто из русских композиторов посоветовал Бородину обратиться к жанру симфонии? | а) М.А. Балакирев б) М.И. Глинка в) М.П. Мусоргский |
5. | С кем из известных западноевропейских композиторов Бородин поддерживал дружеские отношения? | а) Ф. Шопен б) Ф. Лист в) Дж. Верди |
6. | Назовите тональность «Богатырской симфонии» | а) Си мажор б) соль минор в) си минор |
7. | Сколько вокальных произведений – песен и романсов – написал Бородин? | а) 16 б) 25 в) больше 100 |
8. | Кто автор литературного текста романсов Бородина «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Море»? | а) А.С. Пушкин б) А.П. Бородин в) А.К. Толстой |
9. | Известный лирический «Ноктюрн» Бородина является частью … | а) струнного квартета № 2 б) симфонии № 2 в) «Маленькой сюиты» |
10. | Как называется симфоническая картина, написанная Бородиным в 80-е годы? | а) «Антар» б) «В Средней Азии» в) «Арагонская хота» |
2. Соедини стрелками пару соответствий: