А.П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»




Бородин вместе с Римским-Корсаковым и Чайковским стал одним из создателей русской классической симфо­нии. Как и в оперном жанре, композитора привлекали мас­штабные эпические образы, связанные с темами и характе­рами русских былин и сказок; по словам Бородина, его все­гда тянуло к симфоническим формам.

Композитор работал над Второй симфонией (си минор) с 1869 по 1876 год, одновременно сочиняя «Князя Игоря». Симфония и опера оказались близки друг другу по своему характеру и содержанию. Музыка симфонии, которую Боро­дин по мере создания показывал своим друзьям на собра­ниях балакиревского кружка, произвела на всех сильное впе­чатление. Яркость героико-эпических образов, идея любви к родине дали повод Мусоргскому предложить именовать новую симфонию «Славянской героической»; Стасов в свою очередь дал ей название «Богатырская», опираясь на конкретную программу автора, который в медленной части хотел «нарисовать фигуру Баяна, в первой части — собра­ние русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании великой народной тол­пы».

В симфонии четыре части.

 

Первая часть (си минор) написана в форме сонатного аллегро и наиболее ярко раскрывает богатырские образы произведения, чувство, по словам Б. В. Асафьева, жизнеутверждения Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси.

Главная партия строится на двух контрастных эле­ментах. Начальная унисонная тема — мужественная, суро­вая и героическая — воплощает основной богатырский об­раз произведения. Для нее характерны «раскачивающая­ся» мелодия, постоянно возвращающаяся к тонике, интона­ции былинных напевов, своеобразная ладовая окраска, мощ­ное звучание в основном струнной группы:

 

Второй элемент главной партии — с оживленными «пля­совыми» терциями у деревянных духовых в верхнем реги­стре — передает русскую молодецкую удаль:

 

 

В конце главной партии утверждается начальный эле­мент темы.

Побочная партия (ре мажор) — нежная, пре­красная мелодия, полная благородства и теплоты; она мягко и проникновенно звучит у виолончелей, напоминая своими гибкими распевными интонациями русские лирические песни:

Заключительная партия построена в основном на энергичном проведении главной, богатырской темы в ре мажоре.

Разработка строится не на развитии одного образа или конфликте различных тем, а на смене контрастных эпи­зодов, которые основаны на темах экспозиции. Переход от экспозиции к разработке — неторопливый, будто «застыв­ший» — сменяется стремительным и беспокойным ритмом скачки; на его фоне тревожно звучат мотивы главной партии, создавая картину богатырской битвы. Заканчивается этот раздел разработки ярким, победным проведением плясово­го мотива главной партии.

Следующий эпизод, в котором певуче и величаво зву­чит побочная партия, — своеобразная передышка, после ко­торой возобновляется картина битвы: возвращается глав­ная тема, а длительное нарастание напряжения на доминан­товом органном пункте приводит к кульминации разработ­ки, которая совпадает с началом репризы.

В репризе главная партия звучит еще более мощно и величественно, в ритмическом увеличении (то есть из­ложена более крупными длительностями). Побочная партия, напротив, становится нежнее и светлее благодаря тембру солирующего гобоя и свежим краскам ми-бемоль ма­жора.

Первую часть симфонии завершает сокрушительно мощ­ное звучание основной богатырской темы.

 

Вторая часть. Скерцо (фа мажор) вызывает в нашем воображении картины богатырских игр и состязаний. Оно построено в сложной трехчастной форме. Крайние разде­лы, стремительные и порывистые, исполнены стихийной молодецкой силы. Они обрамляют неторопливое нежное Трио с томной лирической темой восточного характера, которая в то же время мелодически близка побочной партии первой части. Короткая тема Трио повторяется много раз со сменой тональностей и тембров.

 

Третья часть, Анданте (ре-бемоль мажор), по замыслу композитора, воспроизводит образ древнерусского певца-ска­зителя Баяна. Его неторопливому рассказу предшествуют аккорды арфы, напоминающие звучание гуслей. На их фоне появляется певучая, эпически величавая мелодия у солирующих валторны и кларнета. Ее свободный, гибкий ритм, переменный размер, импровизационный склад передают речь легендарного певца. Третья часть написана в сонатной форме. Последующие побочная и заключительная партии, а также разработка (как бы по ходу повествования сказителя) рисуют картины бога­тырских сражений и подвигов и соответственно приобрета­ют более напряженный, драматичный характер. В репризе главная партия торжественно провозглашается оркестром как победно ликующая кульминация поэтического сказа Баяна.

Третья и четвёртая части симфонии исполняются без перерыва.

 

Финал симфонии (си мажор) рисует шумное народное празднество — «сцену богатырского пира» — и является итогом всего цикла. Удалая энергичная главная партия и светлая песенная побочная (финал написан в сонатной фор­ме) создают единый образ всеобщей радости и ликования. Народный характер тем подчеркивается искусным воспро­изведением в оркестре характерных тембров русских на­родных инструментов — свирелей, гуслей, балалаек.

 

Вторая симфония Бородина определила эпическое на­правление в русской симфонической музыке, которое за­тем было продолжено и развито Танеевым, Глазуновым, Рах­маниновым, Мясковским и другими композиторами. Она занимает особое место в отечественном искусстве, став свое­образным музыкальным символом России.

Контрольные вопросы по творчеству А.П. Бородина

 

1. Тестовые задания

Вопрос Варианты ответа (обвести правильный)
1. Великий русский композитор А.П. Бородин известен как выдающийся ученый-… а) биолог б) физик в) химик
2. В каком городе родился А.П. Бородин? а) Петербург б) Москва в) Тверь
3. В каком учебном заведении А.П. Бородин получил образование? а) Московский университет б) Петербургская консерватория в) Медико-хирургическая академия
4. Кто из русских композиторов посоветовал Бородину обратиться к жанру симфонии? а) М.А. Балакирев б) М.И. Глинка в) М.П. Мусоргский
5. С кем из известных западноевропейских композиторов Бородин поддерживал дружеские отношения? а) Ф. Шопен б) Ф. Лист в) Дж. Верди
6. Назовите тональность «Богатырской симфонии» а) Си мажор б) соль минор в) си минор
7. Сколько вокальных произведений – песен и романсов – написал Бородин? а) 16 б) 25 в) больше 100
8. Кто автор литературного текста романсов Бородина «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Море»? а) А.С. Пушкин б) А.П. Бородин в) А.К. Толстой
9. Известный лирический «Ноктюрн» Бородина является частью … а) струнного квартета № 2 б) симфонии № 2 в) «Маленькой сюиты»
10. Как называется симфоническая картина, написанная Бородиным в 80-е годы? а) «Антар» б) «В Средней Азии» в) «Арагонская хота»

 

2. Соедини стрелками пару соответствий:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: