ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЛЕТОМ
Здравствуйте, друзья!
Летний период
Лето мы будем делить на два периода. Главный ориентир разделения - цветение липы.
Первый период начинается с окончанием цветения яблони, началом цветения красного клевера на лугах, и заканчивается цветением липы.
Второй период начинается с цветения липы и длится до первого заморозка на почве. Так как это очень не равноценный по погодным условиям период, то мы условно его можем поделить на подсезоны. Теплый - со времени цветения липы до середины августа. И подсезон с холодными ночами - с середины августа до первого заморозка на почве.
Но липа липе рознь. Для фенологического ориентира мы будем брать липу мелколистную, или сердцевидная (Tilia cordata). Есть еще липа крупнолистная (Tilia platyphyllos), и она зацветает на две недели раньше. Отличить липу мелколистную от крупнолистной не сложно (см. таблицу ниже).
Летний период очень обширный и разнообразный. Я постараюсь в этой статье дать общие рекомендации (почти конспект). Более детальные характеристики с игровыми интерпретациями я дам в последующих постах.
Метеорологический блок
1) Фиксируем температуру воздуха, осадки.
2) Отмечаем более редкие явления природы грозы, град, ураганы, радугу, туман.
3) Изучаем утреннюю росу.
Блок наблюдений за растениями
Ограничьте территорию наблюдений
Это очень обширный блок. За изучением всех летних растений не угонишься, поэтому пригодятся таблетки от жадности))) стоит несколько сузить территорию для наблюдения, тогда вполне реально отмечать те растения, которые растут на нем. Фиксировать их фенофазы. Игра в фенофазы - ЗДЕСЬ.
Соберите гербарий массово встречающихся растений
|
Может, вы соберете гербарий, массово встречающихся растений, на вашем исследовательском пятачке. Такая коллекция будет иметь настоящую научную ценность, а не только развлекательный характер. Можно сделать гербарий только листьев, например, тройчатых. Сделайте фотографии растений, с которых вы их собрали, чтобы можно было определить вид. |
Что отметить в летнем дневнике наблюдений
Приведу наиболее общие рекомендации.
1) цветение и остальные фенофазы красного клевера;
2) начало сенокоса. Если вы живете рядом с полями, то можно добавить наблюдения за сельскими работами.
3) цветение и остальные фенофазы малины;
4) цветение и остальные фенофазы шиповника;
5) цветение и остальные фенофазы калины;
6) цветение василька синего;
7) цветение и остальные фенофазы липы;
8) цветение и остальные фенофазы земляники;
9) появление грибов
10) отмечайте цветение травянистых растений: зверобоя, ЦИКОРИЯ, тысячелистника, шалфея, ромашки аптечной, щавеля конского, синяка обыкновенного, молочая прутьевидного, эспарцета и мышиного горошка, лопуха.
11) наблюдайте за декоративными растениями, отмечая их фенофазы. Пионы, ирисы, аквилегия, краснодневы, лилии, розы, ромашка, дельфиниум, гладиолусы и т.д.
12) Поспевание плодов (малина, земляника, вишня, рябина, шиповник, жимолость татарская, ирга и др.)
13) Отметьте лёт тополиного и ивового пуха.
Блок наблюдения за животными
Наблюдения за насекомыми летом
1) Наблюдая за цветущими растениями, будем отмечать опылителей.
2) Наблюдайте за гусеницами.
3) Сроки появления крылатых муравьев.
4) Наблюдайте за плантациями тлей. Разные виды появляются в различные сроки. Интересно наблюдать за тем, как растет колония, какие хищники на ней появляются, как тля переселяется.
5) Отмечайте массовый лёт бабочки БОЯРЫШНИЦЫи капустницы. Наблюдайте за бабочками.
6) Отметьте время появления саранчи.
7) Отмечайте насекомых, которые массово размножились в вашей местности. Например, жуки-нарывники.
8) Наблюдайте за одиночными осами и их добычей.
|
Наблюдения за птицами летом
1) Летом у птиц подрастают птенцы и становятся на крыло. Прежде, чем птица научится летать, она должна пережить самый трудный и опасный период - возраст слётка. При наблюдении за слётками нужно соблюдать правила безопасности.
2) Некоторые птицы (например, синицы) выводят следующее потомство. Можно понаблюдать за тем, как часто приносят птицы корм своим малышам, засекая время секундомером.
3) У птиц начинается линька, можно встретить много перьев на земле. Можно собрать их коллекцию. Но лучше, если она будет в виде фотографий. Птицы могут переносить орнитоз (инфекционное заболевание легочных путей). Возбудитель может оставаться на перьях до 3 недель.
Наблюдайте за птицами воронами, грачами, сороками. Много ли перьев они потеряли?
4) Отмечайте, когда птицы стали сбиваться в стаи.
С работой на учебно-опытном участке тесно связаны систематические наблюдения за развитием окружающего нас животного и растительного мира — фенологические наблюдения.
Фенология — система знаний о сезонном развитии органической природы, обусловленная сменой времен года. Появление первых проталин, прилет птиц, вскрытие рек, начало сокодвижения у растений, начало и конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало листопада, наступление заморозков — все это относится к сезонным явлениям. Фенологические наблюдения — интереснейшее занятие.
|
В каждой школе надо больше уделять внимания фенонаблюдениям. Они особенно эффективны в познании природы родного края. Постоянные наблюдения природы сближают с нею детей, расширяют их кругозор, прививают любовь к природе.
К ведению фенологических наблюдений надо привлекать как можно больше учащихся. Познакомить их с сезонной периодичностью в жизни природы, рассказать о практической ценности фенонаблюдений для науки и народного хозяйства местного края. На материалах фенонаблюдений желательно составить календарь природы района своей школы. Для этого надо располагать материалами наблюдений не менее чем за 5 лет.
1. Зацветание ольхи серой (в среднем 18 апреля) — время выставки пчел с зимовок на пасеку. В первый погожий день пчелы сделают облет и с сережек ольхи соберут первую в этом году пыльцу (пергу).
2. Зацветание красной ивы (вербы) (в среднем 24 апреля) указывает на спелость почвы, на начало ее обработки и начало сева ранних овощей: моркови, петрушки, репы, лука-чернушки, укропа. В это время выборочно можно приступить к посеву ранних яровых культур — овса, гороха.
До распускания листьев черемухи и березы следует произвести посадки плодово-ягодных и декоративных деревьев и кустарников.
3. Начало зеленения черемухи (в среднем 5 мая) указывает на оптимальные сроки сева льна-долгунца, ячменя, яровой пшеницы, свеклы, высадки в грунт семенников капусты.
4. Начало зеленения березы (в среднем 7 мая) указывает на время высадки в грунт рассады брюквы и ранней капусты, так же может служить средним сроком начала посадки в поле ранних сортов картофеля.
5. Зацветание черемухи (в среднем 19 мая) указывает на то, что пора производить массовую посадку картофеля на полях (при запоздалой весне начало зеленения березы 7 мая). В цветниках можно сеять в грунт цветы-летники: душистый горошек, астры; резеду, космею, кохию, львиный зев.
6. Зацветание желтой акации (в среднем 28 мая) является средним сроком начала посева огурцов в открытый грунт, посева фасоли, гречихи.
7. Полное цветение сирени обыкновенной (в среднем 1 июня) будет средним сроком начала высадки в грунт рассады теплолюбивых растений.
8. Зацветание озимой ржи (в среднем 20 июня) является феносигналом к началу сенокоса и заготовке силоса, сенажа, сена. Одновременно с озимой рожью зацветают овсяница луговая, ежа сборная, костер — луговые злаки, обладающие высокими кормовыми качествами.
Многолетние записи сезонных явлений в природе дадут возможность увязать их с наилучшими сроками борьбы с вредителями сельского хозяйства. Чтобы вести успешную борьбу с вредными животными, надо знать время их появления в данной местности, время начала и конца их вредоносной деятельности, наиболее уязвимые моменты в жизни вредителей.
Зеленение березы совпадает с распусканием почек у вишни и яблони и с началом повреждения плодовых почек вредителями сада. Поэтому химическую обработку плодовых деревьев против зимующих на них вредителей следует производить до зеленения березы.
Лет и массовая кладка яиц весенней капустной мухи совпадают с зацветанием сирени. Лет бабочки-капустницы второго поколения совпадает с зацветанием липы мелколистной и т.д.
Эти феносигналы говорят нам о необходимости ранних посевов льна и крестоцветных, а также о том, когда надо проводить химическую борьбу с блошками, капустной мухой, бабочкой-капустницей.
Составление календарей природы, «отыскание» феносигналов возможны только при наличии данных фенологических наблюдений. Желательно в каждой школе вести наблюдения за явлениями в природе; это окажет большую пользу для работы на учебно-опытном участке в последующие годы.