Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона




Даниил Борисович Эльконин, Эрик Эриксон, Даниил Борисович Эльконин, Льв Семёнович Выготский.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Таблица №1

Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений
Младенческий Общение со взрослыми Человек - человек
Ранее детство Предметная деятельность Человек - вещь
Дошкольный возраст Игра Человек - человек
Младший школьный возраст Учебная деятельность Человек - вещь
Подростковый возраст Общение со сверстниками Человек - человек
Юношеский возраст Учебно – профессиональная деятельность Человек - вещь

 

 

Таблица № 2

 

 

Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона

Периоды Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Младенчество(от рождения до 1 года). Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность. Доверие к людям. Привязанность и признание родителей. Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.
Раннее детство (от 1 до 3 лет). Мышечно- анальная Могу ли я управлять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих. Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия. Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе.Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.
Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет). Локомоторно- генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка). Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания. Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение. Вина, страх порицания, пассивность.
Школьный возраст(от 6 до 12 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания. Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки. Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов. Чувство неполноценности, избегание сложных задач.
Половое созревание: подростковый возраст(11-14 лет), юность (от 14 до 18-20 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям. Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Ранняя взрослость(от 20 до 45 лет). Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей. Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм. Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей. Изоляция, избегание людей, трудности характера.
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? Целеустремленность, продуктивность деятельности. Обеднение личной жизни, регрессия. Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей Застой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
Поздняя взрослость(свыше 60 лет). Старость Доволен ли я прожитой жизнью? Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти. Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна. Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: