Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.




Запоминаем новые слова

Русь – это историческое название населения проживающего на земелях Русской равнины

Князь – это вождь племени, руководитель дружины, глава феодального монархического государства или отдельного политического образования, почетный титул.

Общинники – это крестьяне, члены сельской общины

Летопись – это повествование об исторических событиях.

Дружина – это княжеское войско.

Вопрос о воз­ник­но­ве­нии го­су­дар­ства у во­сточ­ных сла­вян тра­ди­ци­он­но свя­зан с двумя про­бле­ма­ми: пер­вая – какое со­бы­тие по­слу­жи­ло на­ча­лом ста­нов­ле­ния го­су­дар­ства на Руси, и вто­рая – про­ис­хож­де­ние эт­но­ни­ма «Русь». В «По­ве­сти вре­мен­ных лет», на­пи­сан­ной мо­на­хом Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Несто­ром в 862 г. по­ме­ще­но со­об­ще­ние о при­зва­нии на земли иль­мен­ских сла­вян ва­ряж­ских кня­зей: Рю­ри­ка и его бра­тьев. На ос­но­ве ле­то­пис­ных дан­ных немец­кие уче­ные Байер, Мил­лер, Шлей­цер сде­ла­ли вывод о том, что го­су­дар­ствен­ность на Русь при­внес­ли нор­ман­ны. Им про­ти­во­сто­ял ве­ли­кий рос­сий­ский уче­ный М.В. Ло­мо­но­сов. Он со­гла­сил­ся с тем, что ва­ряж­ские кня­зья участ­во­ва­ли в ста­нов­ле­нии рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти, од­на­ко счи­тал, что пред­по­сыл­ки для об­ра­зо­ва­ния го­су­дар­ства у сла­вян все же были за­дол­го до опи­сы­ва­е­мых в ле­то­пи­си со­бы­тий. На­уч­ный спор о про­ис­хож­де­нии Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства про­дол­жа­ет­ся до сих пор.

К на­ча­лу IX века союзы пле­мен во­сточ­ных сла­вян и фин­но-уг­ров под­чи­ня­лись более мо­гу­ще­ствен­ным со­се­дям. На юге по­ляне, се­ве­ряне, вя­ти­чи при­но­си­ли дары ха­зар­ско­му ка­га­ну. На се­ве­ре сло­вене, кри­ви­чи, чудь и меря от­ку­па­лись от во­ин­ствен­ных нор­ман­нов. Это по­ло­же­ние могло из­ме­нить толь­ко объ­еди­не­ние пле­мен и со­зда­ние ими соб­ствен­но­го го­су­дар­ства.

Од­но­вре­мен­но в мире во­сточ­ных сла­вян стали раз­ру­шать­ся ро­до­вые связи и ро­до­вой строй. Бла­го­да­ря

тор­гов­ле и во­ен­ным по­хо­дам от­дель­ные семьи в ро­до­вых об­щи­нах ста­но­ви­лись силь­нее и бо­га­че дру­гих. С одной сто­ро­ны, обо­зна­чил­ся слой про­стых об­щин­ни­ков, с дру­гой – слой ро­до­вой знати («луч­шие люди» - по­том­ки ста­рей­шин). Так на­ча­лось об­ще­ствен­ное рас­сло­е­ние.

Из­ме­ни­лось и по­ло­же­ние кня­зей. Во­круг них сло­жи­лись дру­жи­ны мо­ло­дых во­и­нов, ко­то­рые уже не воз­вра­ща­лись после по­хо­да к мир­но­му труду. Бла­го­дар­ные за за­щи­ту своих зе­мель об­щи­ны от­да­ва­ли в дар князю и дру­жине мешки зерна, мяс­ные туши, бочки меда, шкуры жи­вот­ных. Эти дары, став­шие по­сто­ян­ны­ми и обя­за­тель­ны­ми, на­зы­ва­лись данью. Опи­ра­ясь на силу своих дру­жин, кня­зья могли не счи­тать­ся с мне­ни­ем ве­че­вых со­бра­ний и стали пе­ре­да­вать свой пост по на­след­ству. Сло­жи­лись кня­же­ские ди­на­стии (пра­вя­щие роды), в руках ко­то­рых со­сре­до­то­чи­ва­лась власть над всем пле­ме­нем. Так кня­зья и дру­жин­ни­ки со­ста­ви­ли осо­бый слой об­ще­ства – слой про­фес­си­о­наль­ных во­и­нов и пра­ви­те­лей.

Рис. 1. Ле­то­пи­сец Нестор

Кроме дру­жин­ни­ков от зем­ле­дель­че­ско­го труда ото­шла и часть об­щин­ных ма­сте­ров –ре­мес­лен­ни­ков. Куз­не­цы, гон­ча­ры стали жить, об­ме­ни­вая свои из­де­лия на про­дук­ты пи­та­ния у об­щин­ни­ков-зем­ле­дель­цев. Неко­то­рые об­щин­ни­ки при этом стали жить на до­хо­ды от тор­гов­ли. Их стали на­зы­вать куп­ца­ми (со­вер­ша­ю­щи­ми купы и про­да­жи).

Новые слои на­се­ле­ния со­сре­до­то­чи­ва­лись в тех по­сел­ках, ко­то­рые сто­я­ли на боль­ших тор­го­вых путях (реч­ных или су­хо­пут­ных). Здесь рядом се­ли­лись про­стые зем­ле­дель­цы, знать, купцы и ре­мес­лен­ни­ки из раз­ных пле­мен. Число жи­те­лей таких по­се­ле­ний на­чи­на­ло быст­ро расти, и их стали ого­ра­жи­вать сте­на­ми на­деж­ных кре­по­стей. Так у сла­вян по­яви­лись го­ро­да – Киев и Смо­ленск на Дне­пре, Нов­го­род на Вол­хо­ве, По­лоцк на За­пад­ной Двине и дру­гие. Города стали экономическими, политическими, арбитражными, военными и духовными центрами.

Круп­ные го­ро­да кня­зья ис­поль­зо­ва­ли как свои сто­ли­цы, сво­зи­ли сюда дань. Здесь они уже не за­ви­се­ли от древ­них об­щин­ных по­ряд­ков. Сами об­щи­ны про­си­ли князя вер­шить спра­вед­ли­вый суд, так как ро­до­вые обы­чаи не го­ди­лись для раз­ре­ше­ния спо­ров между лю­дь­ми из раз­ных об­ще­ствен­ных слоёв. Кня­же­ская власть, воз­вы­сив­шись над об­щи­на­ми, стала пре­вра­щать­ся во власть го­су­дар­ствен­ную, а дань, ко­то­рую об­щин­ни­ки вы­пла­чи­ва­ли князю, стала на­по­ми­нать го­су­дар­ствен­ный налог.

В пер­вой по­ло­вине IX века вдоль пути «из варяг в греки» сло­жи­лось два цен­тра об­ра­зо­ва­ния ран­них го­су­дарств: Нов­го­род­ский союз пле­мен на се­ве­ре и Ки­ев­ский на юге. Кня­зьям Ки­ев­ско­го союза к се­ре­дине IX века уда­лось осво­бо­дить свои пле­ме­на от вы­пла­ты дани Ха­зар­ско­му ка­га­на­ту. Тогда же неко­то­рые ва­ряж­ские кня­зья (ко­нун­ги) и их дру­жи­ны на­ча­ли под­чи­нять себе го­ро­да в зем­лях во­сточ­ных сла­вян. Спу­стя 300-400 лет после этих со­бы­тий была за­пи­са­на ле­ген­да о при­зва­нии на кня­же­ние в Нов­го­род ва­ряж­ско­го князя Рю­ри­ка. По этому пре­да­нию, в 862 году по­ссо­рив­ши­е­ся друг с дру­гом раз­но­пле­мен­ные жи­те­ли Нов­го­ро­да при­гла­си­ли из-за моря пра­ви­те­ля, ко­то­рый устра­и­вал бы всех. «Земля наша ве­ли­ка и обиль­на, а по­ряд­ка в ней нет. При­ди­те кня­жить и вла­деть нами».

Уче­ные уста­но­ви­ли, что в се­ре­дине IX века некий ко­нунг с ва­ряж­ской дру­жи­ной дей­стви­тель­но по­се­лил­ся в Нов­го­ро­де, стал кня­жить, вер­шить суд и со­би­рать дань с на­се­ле­ния. (В скан­ди­нав­ских ска­за­ни­ях го­во­рит­ся об удач­ли­вом пред­во­ди­те­ле ви­кин­гов (ва­ря­гов) се­ре­ди­ны IX века Рю­ри­ке Рыжем, ко­то­ро­го часть уче­ных счи­та­ет тем же Рю­ри­ком, что упо­мя­нут в рус­ских ле­то­пи­сях.)

Сами ва­ря­ги, по­се­лив­шись в сла­вян­ских зем­лях, быст­ро пе­ре­ни­ма­ли мест­ный язык, обы­чаи, веру в богов и через два-три по­ко­ле­ния уже не от­ли­ча­лись от сла­вян.

После смер­ти Рю­ри­ка кня­зем в Нов­го­ро­де стал его при­бли­жен­ный Олег. Он решил за­вла­деть путем «из варяг в греки». В 882 году объ­еди­нен­ное вой­ско из ва­ряж­ских дру­жин и пле­мен­ных опол­че­ний Нов­го­род­ской земли (сло­вен, кри­ви­чей, чуди и мери) на ла­дьях по­до­шло к Киеву.

Рис. 2. Князь Рюрик

Об­ма­ном на суда за­ма­ни­ли ки­ев­ских кня­зей Ас­коль­да и Дира, ко­то­рые здесь же были убиты. Олег объ­явил Киев своей сто­ли­цей, при­нял титул «ве­ли­кий князь» и, объ­еди­нив боль­шин­ство во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен, пра­вил ими до своей смер­ти в 912 году. Так в ре­зуль­та­те объ­еди­не­ния се­ве­ра и юга во­сточ­но­сла­вян­ских зе­мель было об­ра­зо­ва­но го­су­дар­ство Русь. Учё­ные до сих пор спо­рят о про­ис­хож­де­нии этого на­зва­ния. Но бес­спор­но то, что на ру­бе­же IX-X веков жи­те­ли но­во­го го­су­дар­ства Во­сточ­ной Ев­ро­пы стали на­зы­вать свою землю «Русью», «Рус­ской зем­лей».

Под этим же на­зва­ни­ем узна­ли его и со­се­ди. В ис­то­ри­че­ской науке ис­поль­зу­ют на­зва­ние Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство, или Ки­ев­ская Русь. К формированию Киевской Руси способствовала множество факторов. Для понимания этого вопроса их целесообразно делит на внутренние и внешние факторы. Внешним факторам относятся:

- влияние Византийской империи;

- влияние варягов;

- влияние Волжской Булгарии;

-влияние европейских княжеств и государств;

- взаимодействие с кочевниками которые их окружали.

В целом есть основание считать, что внешние факторы оказывали влияние на становление и развитие Киевской Руси. Взаимодействие зарождающегося государства с Византии, кочевниками, Волжскими Булгарами, норманнами и другими силами способствовали духовному развитию населению Киевской Руси. Например, с Византии пришла письменность, были получены монеты, каменное строительство храмов, христианская религия и другие. Все это существенно повлияло на духовную сферу нового государства Киевская Русь.

К внутренним факторам, повлиявшим на духовную сторону развития населения Киевской Руси относится:

- наличие единого экономического пространства;

- формирования одинаковых для всех условий торговли и обмена;

- наличие единого для всех старославянского языка общения;

- одинаковый менталитет у всех племенных союзов;

- общий пройденный путь, общая историческая судьба;

-одинаковые верования – общие боги;

- возникновение и развитие городов как политических, военных, духовных и арбитражных центров;

В целом внутренние факторы существенным образом повлияли на развитие людей и формирования единого духовного пространства.

Подведем итоги

Сложные вопросы:

1. Назовите внутренние и внешние факторы образования государства на Руси?

2. Когда образовалось государство у восточных славян?

Задание:

1. Составьте короткий рассказ о роли Византии в процессе формирования Киевской Руси?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: