Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)





Марченко Татьяна Викторовна

 

Контрольная работа.

 

 

Уфа 2013

 

 

 

Оглавление:

Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)

 

1.1. Понятие пауза………………………………………………………..........3

 

1.2. Логические паузы…………………………………………………............5

 

1.3. Психологические паузы……………………………………………. …....8

 

1.4. Ритмические (стиховые) паузы…………………………………………12

 

Список используемой литературы……………………………………….…19

 

Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)

 

 

1.1.Понятие пауза.

 

Редко кто из говорящих задумывается над тем , что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

А почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? не приступ ли? Или он на что-то обиделся? Или засомневался в правоте моих слов? Мы с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора.

Действительно , пауза (лат. pausa - прекращение, остановка)- временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза -это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть - паузология. Первый паузолог США профессор О'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на нихуходит 40-50% времени.

Раздельность речи – первое условие ее понятности.

Хорошая речь –это осмысленно паузированная речь. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

 

Из грамматики мы знаем, что слово или несколько слов, обозначающих законченную мысль, называются предложением. В устной речи предложение обычно именуется фразой. Фраза от фразы отделяется паузой.

Паузы получаются в результате группировки звуков речи, причем в каждой группе есть центр, вокруг которого эти звуки объединяются. Самой меньшей группой звуков является слог, центр которого – слогообразующий гласный звук – как бы притягивает к себе остальные звуки. Слоги группируются в слова. Роль центра в слове играет ударный, т. е. наиболее полнозвучный, слог.

Различают паузы логические, психологические, ритмические.

 

 

1.2.Логические паузы.

 

 

Паузы, отделяющие фразу от фразы или звено от звена, называются логическими паузами.

Логические паузы – не случайные остановки в речи, их место строго определено строением мысли, выражаемой произносимым текстом.

Такие паузы вносят в речь порядок, придают фразе стройность и завершённость. Поэтому их отсутствие или паузы случайные, непродуманные затрудняют понимание произносимого текста, делают высказываемую мысль неясной или искажают ее.

Логические паузы часто совпадают со знаками препинания, поэтому их называют ещё и грамматическими паузами.

Роль логических пауз ясна: необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить» часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова «хочу». В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не «безумно хочет», а хочет «безумно жить».

Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее -степени их завершенности. Степень завершенности паузы зависит от того, на каком регистровом уровне произносится слово, находящееся перед паузой. Например:

Друзей || то и дело менять || не годится. (Гесиод)

Степень завершения первой паузы в этой фразе ниже степени завершения второй (переломной), после которой тон речи резко понижается.

Степень продолжительности паузы и степень ее ощутимости не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда и физически короткая пауза бывает довольно ощутимой, особенно в эллиптических фразах, а также в тех случаях, когда пауза находится на стыке контрастирующих тонов, темпов, ритмов.

Например:

И вмиг || ворота на запор. (И. А. Крылов)

Эта безглагольная фраза очень динамична, она произносится быстро и резко, и паузы в ней довольно ощутимы, особенно вторая.

Пауза -не только средство расчленения фраз, периодов, звеньев, но и один из приемов логического подчеркивания слов:

Не позволю мямлить стих и мять. (В. Маяковский)

В этой фразе инверсивное слово «стих» произносится с меньшим силовым нажимом, нежели слова «мямлить» и «мять», но логика фразы требует его выделения, и оно звучит весомей благодаря паузам (инверсивным).

Или вот, например, в былинном стихе благодаря паузам заметно выделяется слово «богатырь».

Ай ты славный v богатырь v святорусский.

Так как логические паузы и объединяют слова в речевые такты и отделяют их друг от друга, работу по речи и слову надо начинать всегда, с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз.

Итак , логические паузы, обусловленные чувством, настроением или намерением чтеца, возникают при исполнении текста много позднее его логического разбора, когда чтец уже испытывает нужные чувства и настроения, активно осуществляет то или иное намерение, действие.

 

 

1.3.Психологические паузы.

 

Психологическая паузаслужит чувству, в отличие от логической, которая «служит уму» .

Цель психологической паузы - насторожить, обострить внимание слушателя на каких-то словах. Если в момент психологической паузы исполнитель выключится из того эмоционального состояния, в котором он находится, согласно требованию содержания текста и поставленных задач, не только «не состоится» психологическая пауза, но и все исполнение будет исковеркано.

К. С Станиславский предупреждает, что психологическая пауза, поставленная не на месте, мешает, вносит путаницу. Психологическая пауза может совпадать с логической и ритмической:

На польский - глядят, как в афишу коза.

На польский - выпяливают глаза

в тугой полицейской слоновости -

откуда, мол, и что это за

географические новости? (В. Маяковский).

Здесь после предлога «за» - психологическая пауза, она вызвана недомыслием чиновника, его напряжением, объясняющимся трудностью в подборе нужного слова. И, произнося этот предлог, необходимо это затруднение отразить, а не просто выкрикивать, как это делают некоторые исполнители.

Г. Артоболевский, предупреждая о необходимости применять психологические паузы осмотрительно и умеренно, делает попытку выделить из них три наиболее распространенных вида; но тут - же заявляет, что этими категориями не исчерпывается их многообразие. Он приводит впечатляющий пример из «Руслана и Людмилы»:

...смотрит храбрый князь -

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним || живая голова.

Уже произнося слово «чудо», исполнитель увидит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразится в мимике чтеца и будет подчеркнуто паузой (на два счета) после местоимения «ним». Эту паузу можно сделать еще более заметной, если ее выдержать с чуть приоткрытым в растерянности ртом.

Напоминая о том , что психологическую паузу надо отличать от физиологической, вызываемой физическим состоянием организма (одышкой, слабостью, старостью), Артоболевский приводит пример, в котором одна из двух физиологических пауз совпадает с психологической; это слова умирающей в «Крейцеровой сонате»:

Детей... | я все-таки | тебе... | не отдам.

Вот еще пример пауз, нагнетающих тяжелое чувство:

Переправа, переправа.

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому || темная вода,

Ни приметы, || || ни следа.

Необходимо помнить, чтоподготовляет чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию- начальная пауза. В отрезке начальной паузы чтец приводит себя в то психологическое состояние, которое требуется для исполнения первых слов, фраз текста. Это состояние будет запечатлено в выражении его лица и позе.

Важно также иметь представление и о финальной паузе.Неопытные декламаторы иногда комкают финальные фразы исполняемого текста в стремлении поскорее избавиться от тяжести чтения и резко обрывают чтение на последнем слове. Тогда как грамотное исполнение требует завершать чтение миниатюрной немой сценкой: когда последнее слово исполняемого текста вылетает из уст чтеца, он не порывает внезапно с той психологической атмосферой, в которой он и его слушатели находятся, а продолжает еще несколько мгновений, несколько секунд находиться в ней, понуждаемый к этому силой инерции очарования.

Один из мастеров декламации Н. Ф. Першин говорит, что без такой паузы «немыслимо представить себе завершение изложенного. Пример тому рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином». Рассказ заканчивается грустным вопросом одинокого художника: «Мисюсь, где ты?»

Если чтец сразу оборвет после этого рассказ, если он не выдержит необходимой, насыщенной психологической паузы, фраза сразу потеряет свой смысл и впечатление от рассказа будет сразу безнадежно испорчено».

Такими финальными паузами завершаются «Бородино», «Смерть поэта», «Железная дорога» и другие произведения.

Многие мастера декламации предупреждают о том, что механическое выполнение пауз обесцвечивает и омертвляет речь. Например, Марк Твен, который был блестящим исполнителем рассказов, высказывался о паузе как о приеме исключительной важности: «Это вещь тонкая, деликатная и в то же время вещь скользкая, предательская, потому что пауза должна быть нужной продолжительности, не длиннее и не короче, - иначе вы не достигнете цели и только наживете неприятностей».

 

1.4.Ритмические (стиховые) паузы.

 

Ритм (закономерное повторение соизмеримых единиц, воспринимаемое нашими органами чувств, в частности на слух) свойствен и в прозаической речи, но наиболее отчетливо он проявляется в стихах, где ритмической единицей является строка , отдельный стих. Для того , чтобы ритм стиха не пропадал и не искажался в чтении, отдельные строки стихотворения всегда отделяются друг от друга паузами, которые называются стиховыми или построчными.

Ритмические (стихотворные паузы) обусловлены формой произведения и встречаются только в стихах ,ставятся обязательно после каждой стихотворной строки, независимо от логического смысла стиха.

 

Различают следующие виды ритмических пауз: межстиховые, цезуры, леймы.

Межстиховые паузы - паузы в конце стихов (стихотворных строк). Межстиховую паузу необходимо соблюдать независимо от синтаксического строя речи. Возьмем первую строфу из стихотворения М. Ю. Лермонтова:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщенья света, но не свет,

В котором я минутами лишь жил...

Обратим внимание на концовки первой и второй фразы . Здесь - обычный стиховой перенос, зашагивание (такими терминами определяют это явление теоретики).

Характер паузы зависит не только от ее места (во фразе или в стихе), но и от того, как произносится находящееся перед нею слово. Если последние слова в первой и второй строке процитированной строфы произнести с понижением тона, пауза ритмическая превратится в логическую ,смысл нарушится. Чтобы этого не случилось, надо немного повысить тон произнесения слов «лет» и «любил».

Этот технический прием Станиславский называет «загибом» и заявляет: «Загиб дразнит любопытство». Загиб указывает на то, что фраза не завершена в конце произносимой строки, что продолжение следует.

Но бывают случаи, когда «загиб» может звучать неестественно:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей... (Н. А. Некрасов)

Повышение тона при произнесении слова «судами» если и допустимо, то в очень малой степени, и указать на продолжение мысли после стиховой паузы можно с помощью приема небольшого растяжения ударного слога в этом слове.

К сожалению, у чтецов иногда ослабляется внимание к переносам. Даже В.И. Качалов, читая:

..И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки --

не делает паузы после слова «раб» и ставит интонационную точку после слова «ног».

Говоря о продолжительности межстиховой паузы, Артоболевский утверждает, что установить закон длительности межстиховой паузы невозможно. Однако продолжительность самой короткой паузы может занимать время, необходимое для мысленного отсчета одного метрического удара («раз!»), а самая длинная «не должна быть длительнее самого стиха». Но дело не только в физической продолжительности межстиховой паузы, а в том, замечает Артоболевский, что она будет «наиболее заметна, когда предыдущий стих заканчивается ударением, а последующий с ударения начинается». Например:

Чу! Восклицанья послышались грозные,

Топот и скрежет зубов

Тень набежала на стекла морозные... (Н. А. Некрасов)

К. С. Станиславский справедливо заметил, «что трудность выдерживания пауз среди стихотворной речи усложняется заботой о сохранении рифмы».

Цезура - пауза, расчленяющая стихотворную строку на две (реже - на три) части. Стиховеды обращают внимание, прежде всего на так называемую большую цезуру, медиану, рассекающую на равные части гекзаметрический стих

Цезура, которая расчленяет стих пополам, встречается не только в гекзаметрах. Чтецу важно помнить, что, чем ближе к цезуре ударный слог в предцезурном слове, тем заметнее будет цезура. В этом легко убедиться, сопоставив цезуры в «Трех пальмах» М. Ю. Лермонтова:

 

В песчаных степях || аравийской земли

Три гордые пальмы || высоко росли.

С. Маршак в статье «Об одном стихотворении» вспоминает о том, как еще в двенадцатилетнем возрасте он восхищался стихотворением М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», читая, перечитывая, многократно повторяя его. «Только сейчас,- пишет Маршак, -я замечаю, как чудесно соответствуют ритму нашего дыхания сосредоточенные, неторопливые строки с теми равномерными паузами внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно».

Лейма - пауза, которую можно заполнить слогом, не разрушающим ритма:

Улыбаясь царь повелел тогда

Вина сладкого [да] заморского

Нацедить [да] в свой золоченый ковш

И поднесть его [да] опричникам. (М. Ю. Лермонтов).

Вставленные в квадратных скобках слоги не разрушают ритма, но, если в этих местах не осуществить пауз (длительностью в один слог каждая) -ритмика пострадает. По-видимому, чувствуя слоговую недостаточность в стихах В. В. Маяковского:

Пыши, машина,

шибче-ка - вовек чтоб

не смолкла...

Рубен Симонов произносит не «чтоб», а «чтобы». Вставку лишнего слога он делает и читая «Песню о Соколе» («...и поживешь [ты] еще немного в твоей стихии»).

Леймы исследовал Г. А. Шенгели. В отличие от других пауз, являющихся мигом молчания, лейма, по его мнению, является мигом напряженного молчания. Поэтому Шенгели называет леймы динамическими паузами и замечает, что наличие напряжения голосовых связок в момент леймической паузы подтверждается и непосредственным ощущением, и записями осциллографа.

Процитировав пушкинскую строку: «Вокруг меня народы возмутила-», Шенгели замечает: «На месте цезуры здесь имеется пауза длительностью около 0,36 секунды, ее можно длить «сколько угодно» -1, 2, 3 секунды - стих не перестает быть стихом. Но попробуем ввести один слог длительностью всего 0,20 секунды: «Вокруг меня и народы возмутила»-и пятистопник будет нарушен, стих «сомнется».

Как отмечает Шенгели, леймы встречались также и у русских классиков, «но, видимо, не осознавались как леймы». По-видимому, то же можно сказать о леймах в былинных стихах:

Ай ты славный v богатырь v святорусский.

В русской поэзии леймы появляются на рубеже XIX--XX столетий. Поэты XX столетия начали ощущать не только необходимость в леймах, Хотя они самого термина не употребляли, но и необходимость в объяснении этой паузы, которую должен учитывать воспринимающий - читатель и слушатель. Например, И. Сельвинский. в поэме «Охота на тигра» (1932) прибегает к лейме, определяет ее междометием «эс!», как то делают музыканты, заполняя ритмические паузы, и объясняет, что «эс!» означает паузу и «проговаривается» про себя в процессе чтения.

Охотник дунул (эс!). Тишина! Дунул еще. Тишина.

Болгарский Поэт Любомир Левчев писал о лейме: «Пропущенный слог зияет, как рана в метрической схеме. Не является ли это первым шагом к свободному стиху?».

В некоторых случаях лейма может заполняться растягиванием ударного слога, находящегося после нее. В стихотворении Маяковского «Необычайное приключение...» есть строка, изображающая, как садилось Солнце: медленно и верно.

Находящуюся перед словом «медленно» лейму, Маяковский заполнял, произнося это слово: «ме-эдленно». Маяковский изобразительно растягивал произнесение первого слова (чтобы в самой интонации отразить «поступь событий» - медлительность описываемого акта), тогда как второе слово произносил твердо и четко. Леймы бывают односложные и двусложные:

Душевное v отупение

Отъевшихся v кукарек -

Это v не преступленье -

v v Великий грех. (А. Вознесенский).

Обратим внимание: односложные леймы в первом и втором стихе и особенно двусложные в четвертом, выполняют психологическую функцию, содействуя выделению слов, после них находящихся.

 

Стихотворение К. М. Симонова «Сын артиллериста» насыщено леймами. Они помогают автору воссоздать психологически угнетающую обстановку крайнего напряжения духовных сил во время войны против фашистских захватчиков:

А через две v недели

шел в скалах тяжелый v бой;

чтоб выручить всех, v обязан

кто-то рискнуть v собой.

Стихи, произносимые без соблюдения лейм, не произведут должного впечатления.

 

Список используемой литературы.

1. Бройтман С.Н.Русская лирика ХIХ — начала ХХ века в свете исторической поэтики (Субъектно-образная структура). М., 1997.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2006.

3. Винокур Г.О.Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990.

4. Грехнев В.А.Словесный образ и литературное произведение: Кн. для учителя. Нижний Новгород, 1997.

5. Жирмунский В.М.Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.

6. Корман Б.О.Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

7. Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

8. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

 

 





Читайте также:
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.038 с.