«Фильм как размышление»: чему философия может научиться у кинематографа?
Философия всегда связана с логикой и анализом. Но можно ли ощутить философские концепции, прочувствовать их, пропустить через свой опыт? Профессор гуманитарных наук Техасского технологического университета Костика Брадатан уверен, что помочь нам в этом способен кинематограф — не посредством структурированной аргументации, а через искусное повествование и убедительные образы. Публикуем перевод статьи, в которой ученый разбирает фильм Акиры Куросавы «Расёмон» и размышляет о том, почему мы избавились от необходимости знать, где находится истина, и как жить в мире, когда невозможно понять, каков он на самом деле.
Представьте такую картину: мужчина — самурай — убит в роще. Один за другим все причастные предстают перед судом. Лесоруб рассказывает об ужасе, который охватил его, когда он наткнулся на труп. Священник свидетельствует, что видел этого мужчину ранее и опознаёт вероятного преступника. Затем приводят злоумышленника Тадзомару. Он утверждает, что связал самурая, соблазнил его жену прямо у него на глазах, а после этого убил его в поединке на мечах.
Некоторые читатели могут узнать содержание сюжета. Этот фильм – шедевр Акиры Куросавы «Расёмон» (1950), который предлагает зрителям уникальное пиршество: размышления на экране, философствование не посредством какой-либо структурированной аргументации, не заумным языком, а через изысканное повествование, убедительные образы и инновационную кинематографию.
Теперь очередь жены самурая давать показания. В её рассказе Тадзомару изнасиловал её, но не убивал ее мужа, а просто ушёл. После изнасилования она развязывает мужа и сразу падает в обморок, а когда приходит в себя, то видит, что рядом с ней лежит тело мужа, который наложил на себя руки.
|
Теперь становится понятной философская головоломка в основе фильма Куросавы: что если мы на самом деле не знаем и не можем сказать, что происходит? Если любое составленное нами мнение о мире вокруг нас это мир в себе, и взгляды людей сильно отличаются друг от друга, и нет возможности понять, чьё видение на самом деле верное?
Мы убеждаемся в этом ещё больше, когда благодаря медиуму слышим версию произошедшего самого погибшего самурая: после того, как Тадзомару переспал с его женой, он умоляет её уйти с ним, и она соглашается, при условии, что разбойник убьёт её мужа. Но Тадзомару неожиданно становится на сторону её мужа. Каким-то образом леди удаётся бежать, разбойник освобождает самурая и уходит, а последний совершает самоубийство.
Персонажи Куросавы смотрят на один и тот же мир, но по моральным или когнитивным причинам их мнения о том, что происходит, являются мирами в себе, поэтому невозможно понять, каков мир на самом деле. Главная идея фильма заключается в том, что мы принципиально неспособны «говорить правду».
То, что мы слышим дальше – ещё одна версия, на этот раз лесоруба. Он был свидетелем всего произошедшего, но не рассказал об этом суду. Под воротами Расемон, уже после суда, он излагает свою историю: после того, как Тадзомару переспал с дамой, он просит её выйти за него замуж. Она невозмутимо освобождает мужа и требует от него сразиться с разбойником. Самурай вовлекает Тадзомару в бой на мечах, в котором погибает.
|
Это последняя версия, но мы не можем сказать, что она верная. Если бы было вовлечено больше людей, мы бы услышали ещё больше мнений, каждое из которых отличалось бы от предыдущего. С философской точки зрения, в этом нет ничего нового: от деконструкции истины как «воли к власти» Фридрихом Ницше к понятию Ричарда Рорти о том, что истину «создают, а не находят», к «социальной конструкции» всего в нашу современную эпоху, мы привыкли к миру, который, кажется, избавился от необходимости знать, где находится истина. Хотя его идея может вызвать тревогу у зрителя, фильм Куросавы присоединяется к беседе, которая ведётся уже долгое время в западной философии.
Вы могли бы задаться вопросом, что делает режиссёр, вступая в философские дискуссии? Согласно одной пока маргинальной, но всё более влиятельной линии мысли, Куросава делает именно то, что должен делать любой хороший режиссёр: провоцировать зрителей видеть больше, чем показано на экране, задаваться вопросами о человеческой природе, преследовать философские цели посредством кинематографа. Мыслители от Жиля Делеза и Стэнли Кавелла до Стивена Малхолла и Роберта Синнербринка утверждают, что фильм может быть философией. Действительно, кинематограф может служить философии не в какой-то вспомогательной роли – например, путём предоставления «иллюстраций» философских проблем в учебных условиях, но сам по себе, собственными средствами и способом, несводимым к методам традиционной философии. Очевидно, что не все фильмы в высшей степени философские, а лишь некоторые из них – но и этого достаточно. Как говорит Малхолл в книге «О кино» (2001):
|
«Такие фильмы – это не сырье для философии, и не источник её украшения; это философские упражнения, философия в действии – фильм как философствование».
Философы жить не могут без диспутов, поэтому «дерзкий тезис» о фильмах как философии попал в настоящую осаду. Согласно главному направлению критики, фильм не может быть философией, потому что использует не аргументы, как подобает философии, а образы, эмоции и тому подобное. Другими словами, режиссёры не могут быть философами, потому что не соответствуют пониманию философии, которая сводится к аргументации и опровержению контраргументов. Однако, по этому определению довольно большоое число философов также не являются философами: в такой философии нет места для Гераклита или Диогена, как и для Конфуция или Ницше.
Независимо от того, удовлетворяют ли фильмы какому-то техническому определению философии, факт остается фактом: они могут оказывать на нас тот же эффект, что и великие вечные философские труды: потрясти и разбудить нас, вдохнуть новую жизнь в наши умы, открыть нас для новых возможностей увидеть себя и мир вокруг нас. Чистота взгляда, глубина видения и качество понимания в работах Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана и Куросавы не меньшие, чем в произведениях великих философов.
Однако, учитывая нездоровую страсть философов к рациональности, самое главное, что режиссёры могут показать им, что значит быть человеком: наши запутанные пути, насколько мы непостоянны, сложны и, в конечном счёте, иррациональны. Мы движимы эмоциями и страстью так же, как разумом; мы используем мифическое воображение так же, как аргументативное мышление. И, возможно, философия должна для своей же пользы быть более щедрой с ее определениями и смиренной по отношению к другим областям. У кинематографа, например, она может научиться много чему полезному: человеческому теплу, социальной актуальности и способу говорить непосредственно с человеческим сердцем – вещам, которыми не изобилуют философские тексты.
«Расёмон» Куросавы делает именно это. Дело не только в том, что фильм воплощает известное представление о том, что истина создана человеком, – он драматизирует и усиливает его так, как сама философия этого не способна сделать. Благодаря повествованию, кинематографическому стилю, актерской игре, мизансцене и тому подобному, мы получаем представление о том, как ощущается неспособность понять реальность: противоречивые истории показаны в ретроспективе, что поднимает важный вопрос отношения правды к памяти и забвению, воспоминаниям правдивым и ложным. Воспоминание и пересказ происходят во время непрекращающегося ливня: как будто все в этом мире – реальность, правда, мы сами – стало текучим. Декорациями для воспоминания служит опустошенное место, храм в руинах, – это напоминание, словно в нем есть необходимость, что «Бог умер», или, по крайней мере, что он очень молчалив. В суде мы никогда не видим лиц судей, только тех, кого привели дать чрезвычайно противоречивые показания. Они говорят с нами: мы – судьи, мы должны воспринять всё; потом идут кадры, когда камера смотрит прямо на солнце, что вызывает продолжительное чувство слепоты и дезориентации. Все это только усиливает подавляющее впечатление, что утрата нашей способности говорить правду, свидетелями которой мы становимся, – это трагедия космических масштабов. Причитания буддийского монаха западают в память:
«Войны, землетрясения, ветры, пожары, голод, чума. Год за годом не было ничего, кроме несчастий. И бандиты нападают на нас каждую ночь. Я видел так много людей, которых убивали словно насекомых, но даже я никогда не слышал такой ужасной истории. Да. Настолько ужасной. На этот раз я могу, наконец, потерять веру в человеческую душу. Это хуже, чем бандиты, чума, голод, огонь или войны».
Конечно, все это «лишь фильм». Кроме того, было так весело обыгрывать идею, что истина – это человеческая фальсификация, что все можно бесконечно строить и деконструировать. Так весело. И все же. Час расплаты, возможно, настал раньше, чем мы ожидали. Ибо когда правительство подталкивает нас к принятию лжи не как лжи, а как «альтернативных фактов», мы понимаем, что ориентиром является уже не Рорти и не Ницше, а роман Джорджа Оруэлла «1984» (1949). И это не тот вымысел, о котором мы читаем, а тот, в котором начинаем жить.
Мы должны были хотя бы предвидеть это. В конце концов, «Расёмон» дал нам множество предостережений.