Прогулка 4: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОПАВШИМИ ЛИСТЬЯМИ
Цели: показать, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Обратите внимание на опавшие листья, прислушайтесь, как они шуршат, потревоженные ветром. Предлагаю самим проверить, как шуршат опавшие листья. Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам.
Приметы: ветки ели и сосны опускаются вниз - к дождю; преждевременное падение листьев - к ранней зиме.
Поговорки и пословицы: кто не сажал дерева, тому не лежать в тени; не суди о дереве по коре.
Стихотворение.
ЛИСТОПАД
Мы листики осенние, на веточках сидим.
Дунул ветер, полетели, и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял –
Завертел их, закружил и на землю положил!
На землю ложатся, с земли не встают и тут пропадут.
(Листья деревьев.)
Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».
Цель игры: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Подвижные игры «К названному дереву - беги», «Жадный кот».
Прогулка 5: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГОДЫПО ПРИМЕТАМ
Цели: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир; находить уже известные народные приметы в окружении.
- Обратите внимание на погоду. Как можно ее охарактеризовать (холодная, теплая, солнечная, дождливая, хмурая, ветреная)? Раньше не было прогноза погоды и люди, наблюдая за растениями и поведением животных, замечали, что часто происходят совпадения. По ночному небу люди тоже определяли, какой будет погода в ближайшее время:
|
- рога луны яркие и крутые - к морозу.
- ночное небо звездное - будет солнечная, морозная погода.
луна в тусклой дымке - к ненастью.
Приметы: вороны купаются — к теплу, птицы ощипываются — к дождю.
Поговорки и пословицы: в ноябре снегу надует — хлеба прибудет; в ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Стихотворение И.Ма шина «Поздняя осенъ».
Загадка.
Дни стали короне, длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Осенью.)
Дидактические игры «Выдели слово», «Доскажи слово».
Подвижные игры «Vлиточка», «Жмурки с колокольчиком».
Прогулка 6. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРОЗОЙ
Цели: учить видеть и устанавливать связь одних явлении с другими; продолжать знакомить с многообразием, и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы.
— Обратите внимание на состояние природы перед грозой.
Становится темно, замолкают птицы, поднимается ветер. Дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся, после грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д. Во время грозы нельзя прятаться под деревья, так как молния может ударить в дерево и оно загорится.
Наблюдение за тучами
Цели: расширять представление о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.
Обратите внимание на небо: солнца нет, небо покръгто свинцовыми тучами. Подумайте, что такое тучи и откуда они взялись. Тучи образуются из множества облаков. Ветер сгоняет облака вместе и из них образуются тучи, они состоят из капелек воды, вот почему, когда на небе появляются тучи, вероятен дождь или снег.
|
Приметы: облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде; дождь без ветра будет долго идти.
Поговорки и пословицы: туча летуча, а дождь летун; осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
Стихотворения.
ТУЧИ
Шли над желтыми полями
Тучи, полные дождем.
Тучи стукнулись боками –
Загремел сердито гром.
ТУЧА
Что это за птица? Черная, большая,
Над землей повисла, солнце закрывая.
Крупными слезами эта птица плачет,
От нее подальше мама дочку прячет.
Как она примчится, все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть, убегу скорее!
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на темный лес –
Прохудился и исчез.
(Дождевая туча.)
По небу ходила, солнышко закрыла,
Только солнце спряталось –
И она расплакалась.
(Туча.)
Дидактическая игра «Так бывает или нет?». Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход и г р ы: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.