Введение
Методологическое изучение имиджа современной семьи осуществляется с позиций философии менеджмента, социокультурного подхода, теории деятельности, теории потребностей, теории этики, теории социального обмена.
Исследование имиджа современной семьи объективно строится на освоении системы знаний социальной философии, социологии, культурологии, менеджмента и с учетом культурных традиций, системы потребностей, интересов, образа жизни современной российской семьи, что, в свою очередь, должно предполагать синтез «идей и методов».
Семья - важнейшая форма организации личного быта. Для детей семья является первой школой освоения мира, а для взрослых ее членов - зоной психологического комфорта. В настоящее, плотно насыщенное событиями время важной функцией семьи становится не экономическая и даже не биологическая, а психологическая функция. Она заключается в обеспечении психологической защиты, в создании условий для восстановления физических и духовных сил каждого члена семьи, а также во взаимном поддержании здоровья и жизненного тонуса, в организации совместного досуга и отдыха. Неумение правильно вести себя в обществе, на работе, в компании друзей создает определенное отношение к человеку со стороны окружающих, усложняет его общение с людьми. В результате появляется плохое настроение, подавленное состояние, что влияет потом на семейную жизнь.
Культура общения является непременным условием жизни человека и принадлежит к тем проявлениям человеческой деятельности, которые не могут быть заменены чем-то другим. Роль культуры общения важна как в семейной жизни, так и в сфере делового и дружеского общения. Человек может называться истинно культурным и нравственным, если он дорожит не только любовью и уважением членов своей семьи, но и хорошим отношением к своей семье всех окружающих людей. Опыт благополучных семей показывает, что искреннее и доброжелательное, хорошо организованное усилиями членов семьи разнообразное общение с другими индивидами общества: друзьями, коллегами по работе, соседями - благотворно влияет на внутрисемейные взаимоотношения и формирует положительный имидж семьи (англ. image - образ). Под образом понимается не только зрительный (вид, облик члена семьи), но и образ мышления, действий, поступков. В данном случае слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о семье, которое возникает у других людей.
|
Актуальность темы работы заключается в том, что все семьи разные, у каждой семьи свой собственный имидж. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной. К сожалению, не каждая семья может справиться с различными видами проблем и сохранить положительные отношения, любовь, взаимопомощь. Многие семьи распадаются так и не получив никакой поддержки со стороны близких, не разобравшись в причинах появившихся разногласий.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать имидж современной семьи.
Задачи исследования:
1) раскрыть все составляющие имиджа современной семьи;
2) рассмотреть влияние имиджа на семейно-брачные отношения;
3) выявить проблематику имиджа семьи.
|
Предмет исследования - современные семьи.
Объект исследования – значение имиджа семьи в современной России.
Понятие «имидж семьи»
Имидж семьи означает то, какой люди видят данную семью, как ее оценивают, как к ней относятся. В русском языке термин, который трактуется почти так же, как «имидж». Это - «мнение» как «суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2004). Имидж и мнение - достаточно близки по своему содержанию, но есть между ними и различие. «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека, семьи, организации, страны», а «мнение» - в словосочетаниях типа «мнение о человеке, семье, организации, стране». Выходит имидж семьи - это то мнение о семье, которое сложилось у отдельных личностей или у определенных групп людей. Имидж семьи, имеет огромное влияние на взаимоотношения внутри семьи и на жизнь её членов.
В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей, а также в СМИ. При формировании имиджа реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Можно отметить, что гармоничный имидж является целостным образованием, состоящим из внутренне непротиворечивых элементов. Имидж в известном смысле – символический образ, представление о ком-либо или о чем-либо. Он может быть связан с реальностью в широком диапазоне – от раскрытия истины до полуправды, искажения и дезинформации. Имидж – следствие впечатления, которое производит его носитель. Имидж есть у каждого человека, организации, государства.
|
Обратим внимание на особое значение семейной имиджелогии. В наше время имеется немало родителей, заинтересованных в создании достойного имиджа их семей. Имидж родителей, их личный пример обаятельности оказывают сильнейшее воздействие на детскую психику. Нельзя забывать, однако, что профессиональная деятельность родителей часто оказывает негативное влияние на здоровье детей. Например, дети, родители которых занимаются управленческой деятельностью, вдвое чаще, чем дети рядовых сотрудников, страдают различными физическими и психическими расстройствами.
Если члены семьи хотят, чтобы у окружающих людей в отношении их семьи была готовность действовать таким-то образом (допустим, разговаривать с членами семьи почтительно), а не иным (допустим, вообще не разговаривать с ними, игнорировать их), то надо сформировать у окружающих соответствующую психологическую установку в отношении данной семьи. А для этого необходимо, чтобы у них сложилось соответствующее мнение об этой семье. По сути, это и есть главная роль, которую играет имидж семьи во взаимодействии семьи и общества.
Имиджформирующая информация
Мнение окружающих о какой-либо семье основывается на полученной об этой семье информации, которую можно назвать имиджформирующей информацией. По характеру ее получения имиджформирующая информация подразделяет на прямую и косвенную.
Косвенная имиджформирующая информация - это та информация о семье, которую получают, что называется, «через третьи руки», например «одна женщина сказала, что эта семья...» и другое.
Прямая имиджформирующая информация - это та, которую получают при непосредственном контакте с членами конкретной семьи.
Как правило, эта информация содержит следующие данные:
- структура семьи (семья может иметь следующую структуру: одна брачная пара с детьми или без детей; одна брачная пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками; две брачные пары и более с детьми или без детей; один из родителей с детьми);
- состав семьи (неполная семья; простая или нуклеарная; сложная или семья нескольких поколений; большая семья);
- количество детей в семье (бездетная; однодетная; малодетная; многодетная семья);
- однородность социального состава семьи (социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи);
- качество взаимоотношений и атмосфера в семье (благополучная; устойчивая; нестабильная; дезорганизованная);
- семейный быт, семейный уклад (семья - отдушина; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок);
- тип главенства в семье (эгалитарные и авторитарные семьи);
- семейный стаж (молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста);
- графический признак семьи (городская семья; сельская семья; отдаленно живущая семья, например в районах Крайнего севера);
- особенности психики каждого члена семьи (характер, темперамент, интеллект, мировоззренческие позиции каждого члена семьи);
- внешность (макияж, прическа, одежда каждого члена семьи).
Основываясь на двух типах имиджформирующей информации, выделяют два принципа технологии формирования имиджа семьи, в основе которых лежит прямая имиджформирующая информация.
1. Мнение о семье формируется на основе прямой иджформирующей информации. При этом данная информация может осознаваться, а может не осознаваться, т.е. находиться в подсознании и проявлять себя лишь в виде тех или иных чувств.
Воздействуя на людей с целью создания у них требуемого для семьи имиджа, необходимо влиять не только на их сознание, но и подсознание, чтобы у них, помимо воли, возникло приятное чувство, связанное с данной семьей.
Поведение членов любой семьи в общественных местах, школа, магазин, стадион, театр, общественный транспорт, влияет на настроение, душевное состояние окружающих людей, - на мнение в отношении членов этой семьи и на имидж.
Существуют общечеловеческие правила, с помощью которых можно добиться положительного мнения о семье у окружающих людей. В ежедневном общении с коллегами, соседями, друзьями, знакомыми и совсем незнакомыми людьми важнейшими качествами являются вежливость, тактичность, предупредительность, доброжелательность, деликатность и внимательность.
Важен и внешний вид членов семьи. Одежда, обувь, прическа - все имеет значение и является визитной карточкой своего владельца. Стиль, фасон, цвет, но главное опрятность и чистота одежды и обуви акцентирует на себе внимание окружающих людей. Имидж семьи также зависит от умения членов семьи соблюдать речевой этикет - почтительный, вежливый, тактичный.
2. Люди чаще склонны доверять мнению, возникшему под влиянием подсознательной информации (интуитивной), чем мнению осознанному. Например, как часто можно услышать следующие высказывания: «Разумом-то я понимаю, что он делает правильно, а все равно душа к нему не лежит» или «Моя интуиция меня еще никогда не подводила».
Формируя определенный имидж семьи, нужно в большей мере воздействовать на подсознание людей, чем на сознание.
Но не всегда мнение о семье создается на основе прямо имиджформирующей информации. Как сказано выше, существует и косвенная имиджформирующая информация, о которой нельзя забывать при формировании имиджа семьи.
Косвенная имиджформирующая информация (КИФИ) – это информация о семье, которая получена не при непосредственном общении с конкретной семьей.
Можно выделить два источника КИФИ:
1) третьи лица, т.е. люди, которые сообщили о конкретной семье некую информацию (этот вид КИФИ называется опосредованной людьми);
2) сформированная конкретной семьей среда обитания: квартира, дача, автомобиль (этот вид КИФИ называется опосредованной вещами).
КИФИ может быть, во-первых, истинной или ложной; во-вторых, задокументированной или устной; в-третьих, официальной или неофициальной.
К официальной КИФИ относятся досье (биография, документы об образовании, послужной список) на членов семьи или на семью в целом и устное официальное заявление (например, генпрокурора), а к неофициальной КИФИ - легенды, сплетни, анонимки.
Возможны ситуации, когда мнение о какой-либо семье возникает не на основе прямой или косвенной информации, а вообще без информации т.е. априорно. Например, априорно сформированный имидж в глазах общества имеют следующие семьи: неполные (без кого-либо из родителей); неблагополучные; семьи новых русских; семьи так называемых лиц кавказской национальности. На формирование имиджа какой-либо семьи влияет социальная ниша, которую она занимает в обществе.
2. Основные составляющие имиджа семьи
Имидж семьи можно классифицировать по следующим параметрам:
- знаку (очевидно, что имидж семьи может быть положительным и отрицательным);
- соотношению личностной и профессиональной составляющих семьи;
- по фактору, образующему имидж семьи (имеется в виду, что факторы, влияющие на имидж семьи, могут быть различными: к ним относятся тип общения внутри семьи, культура поведения членов семьи в общественных местах, а также где и кем работают члены семьи, интерьер квартиры, наличие автомобиля, внешний вид членов семьи).
Имидж семьи - это сложное системное образование, представляющее собой комплекс различных составляющих, к которым относятся средовой имидж, нравственно-культурный имидж и габитарный имидж.
Самым значимым составляющим является, так называемый средовой имидж семьи.
Средовой имидж семьи включает в себя:
- совокупность взаимоотношений внутри семьи;
- общение членов семьи в рабочем коллективе: культура деловых отношений и профессиональная компетентность членов семьи;
- особенности круга общения семьи, взаимоотношения членов семьи с друзьями, знакомыми и соседями; досуг семьи;
- жилую среду семьи: жилые помещения, организованные и благоустроенные в соответствии с образом жизни и вкусами членов семьи, интерьер квартиры, дачи и др.
Не менее значимой составляющей имиджа семьи, является нравственно-культурный имидж семьи. К нему относятся уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития членов семьи, их мировоззрения, использование членами семьи норм морали и правил этикета при общении с окружающими людьми, а также способы и формы этого общения.
Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер отношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходит с ним в окружающем мире. Способность людей к выживанию установлению близких отношений, их представление о смысле жизни, верность собственным идеалам - все это во многом зависит от того, как люди ведут себя в общении с другими людьми.
Есть еще одна составляющая имиджа - габитарный имидж. Эта составляющая имиджа семьи основывается на влиянии внешнего вида членов семьи на мнение окружающих о данной семье. Имидж семьи зависит от внешнего вида ее членов, т.е. их «габитуса» (лат. habitus - внешность, внешний вид).
На формирование габитарного имиджа семьи влияет: прежде всего, одежда и макияж, а также ухоженность, чистота тела, волос и ногтей, подтянутость фигуры, походка каждого члена семьи. В процессе создания имиджа семьи мелочей не бывает!
Одежда - это прямая имиджформирующая информация. Она демонстрирует аккуратность и чистоплотность; вкус, чувство меры и стиль; принадлежность к определённой социальной группе людей.
Очевидно, что в основе технологии формирования имиджа семьи находятся различные его составляющие. Поэтому с уверенностью можно сказать, что позитивный имидж семьи напрямую зависит от положительного средового имиджа, нравственно-культурного имиджа, а также габитарного имиджа семьи.
Основная проблема, которая выдвигается самой жизнью в условиях современности, - постоянное развитие, обновление и совершенствование всех видов человеческих взаимоотношений, в том числе и семейных. Умение развивать взаимоотношения как внутри семьи, так и за ее пределами приобретает значимость и ценность.
Семья становится открытой системой: в настоящее время невозможно развитие семейных отношений без активного взаимодействия семьи с другими социальными группами общества. Силой благоприятного взаимодействия является имидж семьи.
Влияние имиджа на семейно-брачные отношения
Анализ перспектив семьи и семейно-брачных отношений предполагает выявление тенденций и противоречий в существующей практике брачного, супружеского, репродуктивного, родительского, родственного поведения.
Любое развивающееся явление представляет собой единство двух противоположностей, взаимодействие которых через стадии тождества, существенных различий, конфликта и гармонии является источником самодвижения и самообновления.
В кризисно - реформируемом социуме неизбежен структурный кризис ценностей. Под общечеловеческими ценностями подразумеваются свобода выбора индивидом стиля частной жизни и максимальная автономия брачно-семейного поведения по отношению к государственным, религиозным или общественным (моральным) нормам контроля. При этом качественно иной становится роль имиджа семьи. На уровне малой социальной группы (семьи) можно наблюдать изменения в представлениях людей об одобряемых и осуждаемых нормах поведения. Общественность становится более либеральной по отношению к проявлениям свободы в личной жизни, что влечет изменения в представлениях людей о положительном и отрицательном имидже семьи.
Учитывая особенность современного состояния социума, его балансирование на грани хаоса и порядка, необходимо воспользоваться синергетическим методом и проанализировать структуру ценностей, соотнеся их с теорией бифуркации (раздвоение, разделение, разветвление) и аттракторов (особые точки).
Аттракторы выступают в роли сдерживающих факторов, удерживающих людей в рамках пристойности, и одновременно являются базовыми ценностями, традиционными для российского народа, а по большому счету - сохранять этнос.
Изменение семьи как малой социальной группы знаменует собой эволюцию супружества и качественное изменение социально-нравственной основы семьи, сопровождающееся смещением традиционных ценностей.
В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступать в повторные браки. Эволюция отношений между полами привела к иным морально - нравственным изменениям. Во всем мире распространены браки, свободные от социальных обязательств, растут добрачные и внебрачные связи. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию нравственных общечеловеческих ценностей. Изменения в обществе требуют пересмотра некоторых позиций и норм, действующих в прежней семье.
В современном обществе отмечают две параллельные модели семьи - традиционную и либеральную. Либеральная модель семьи демонстрирует варианты отхода от традиционной моногамии. Самое распространенное проявление либеральной модели - фактический брак (сожительство). Следующим явлением считается повторный брак.
При этом взаимные требования супругов сохраняют традиционный характер. Набор качеств достойного и одобряемого мужа наиболее часто совпадает с аналогичными качествами жены. Среди них особое значение придается эмоционально-духовным характеристикам, таким, как любовь, взаимопонимание, уважение.
Традиционная модель семьи строится на основе не совместного выполнения супругами одних и тех же функций, а разделения сфер влияния и взаимовыполнения ролей. Хорошая жена - это в первую очередь умелая хозяйка дома (аналогичное требование к мужу не предъявляется). Качеству мужа, противостоящему женскому умению вести домашнее хозяйство, соответствует роль кормильца семьи (к женщинам данное требование вообще не предъявлялось, несмотря на то, что в подавляющем большинстве семей работающая женщина вносит весомый вклад в семейный бюджет).
Сложившиеся в сознании людей стереотипные образы мужа и жены непоследовательны и противоречивы: они представляют конгломерат традиционных и демократических взглядов. В системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению.
Динамика социально-нравственных установок россиян не миновала и половую мораль. Смягчение моральных норм, регулирующих сексуальное поведение, - очевидный факт.
Смягчаются различия в оценке поведения полов. Что в данном случае существенно отличается от традиционной половой морали, в соответствии с которой единственно возможным для женщины считались сексуальные отношения в браке.
На вопрос, одобряют ли женщин, сознательно родивших ребенка вне брака, ответы распределились следующим образом: 4% респондентов осуждают женщину; безусловно, одобряют любую женщину, 12%; подавляющее большинство, 60%, одобряют только тех женщин, которые сознательно пошли на рождение ребенка вне брака.
Расширение границ индивидуальной свободы в сфере межличностных отношений, изменение нравственных критериев имиджа современной семьи не могут не оказывать воздействия на брачно-семейные отношения. Увеличивается вероятность распространения альтернативных типов семьи и браков: гражданский брак; материнская семья; семья с раздельным проживанием супругов, каждый из которых специфичен и существенно отличается от традиционной моногамной семьи.