Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Психологическая коррекция предполагает целенаправленную организованную систему психологических воздействий. Основными ее направлениями являются:
1. смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
2. повышение их активности и самостоятельности;
3. устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.[23]
Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости.[24]
В.М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к определенным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденных детей и активизируют заторможенных.
Отечественные психологи М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия указывали на связь двигательных и речевых анализаторов, а также взаимодействие формы произношения с характером движений. Исследования Л.А. Квинта, М.И. Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики.
Пионером в использовании ритмических движений, в лечении взрослых и детей в нервно-психиатрической клинике был профессор В.А. Гиляровский. Он отмечал, что коррекционная ритмика оказывает влияние на общий тонус, психоэмоциональное состояние, тренирует подвижность процессов центральной нервной системы.[25].
|
В основе коррекции различных отклонений в развитии психических функций и моторики средствами движений лежат исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Они показали, что вся человеческая деятельность (в том числе и двигательная) регулируется совместной деятельностью разных отделов центральной нервной системы, определенными звеньями сложной функциональной системы. Протекание двигательного нервного процесса осуществляется по рефлекторному кольцу и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, так и функциональным развитием и налаживанием работы координационных уровней[26].
Знания физиологии движений и специфики имеющихся нарушений психомоторного развития детей позволяют правильно определить содержательные, дидактические, организационные компоненты при планировании и проведении танцетерапии.
Танцетерапия не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце - пантомима, жесты, составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.
В целях коррекции в дошкольном учреждении танцетерапия строится на образно-сюжетном, народном танце (элементах индийского, испанского, узбекского, русского, испанского танца), хореографической гимнастике, способствующей формированию правильной осанки. Может использоваться в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса. В танцевальной терапии применяются танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации, танцы-импровизации или танцы по показу взрослого[27].
|
Важное значение в оказании терапевтического эффекта имеет выбор музыки. Для работы с детьми дошкольного возраста наибольший эффект оказывает классическая музыка. Так, наибольший эффект на снятие психоэмоционального напряжения дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С.И. Рахманинова, а музыка В. Моцарта, Й. Гайдна оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребенка. Так же внимательно нужно подходить к выбору музыки для релаксации.
В.Н. Савиных выделила следующие направления танцевально-двигательной терапии[28]:
1. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Нормализация межличностных отношений.
3. Оптимизация самооценки.
4. Трансформация страхов, агрессии через движения.
Так же можно выделить организационные формы танцевальной терапии:
1. индивидуально - все упражнения направлены на овладение экспрессией собственного тела, невербальное выражение различных состояний;
2. в парах - формируется отношение к партнеру, способность воспринимать, чувствовать и принимать его;
3. в групповых упражнениях - отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе, совместной деятельности.
|
Таким образом, коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
2.3. Разработка программы танцевально-двигательной терапии по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста
Пояснительная записка. Введение в проблему.
Одной из причин нестабильного эмоционального состояния и поведения детей дошкольного возраста может быть проявление повышенного уровня тревожности. Повышенная тревожность способна дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности ребенка в себе. Высокий уровень тревожности в поведенческом аспекте может маскироваться выражением агрессии ребенка.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности ребенка к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Тревога и тревожность – термины не идентичные. Тревога – это реакция на грозящую опасность, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность же представляет собой индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают[29].
Тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка[30].
У старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима[31].
Постоянно испытываемое ребенком чувство тревоги перед неизвестным приводит к тому, что он крайне редко проявляет инициативу. Будучи послушными, тревожные дети предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину. Однако примерность, аккуратность, дисциплинированность тревожных детей носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. И через некоторое время тревога может найти выход в агрессивном поведении, т.к. у ребенка все это время копится эмоциональное напряжение, степень которого в какой-то момент становится критичной[32].
Предпосылкой возникновения тревожности и агрессивного поведения является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным или агрессивным: многое в данной ситуации зависит от способов общения родителей с ребенком. К примеру, высока вероятность воспитания тревожного или агрессивного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-то не так, т.е. начинает испытывать чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность[33].
К установлению подобных отношений с ребенком склонны взрослые с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, они заражают своими страхами детей, т.е. способствуют формированию тревожности[34].
Таким образом, тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Тревога, не находящая более подходящий выход, может превращаться в агрессивное поведение ребенка, неуправляемость, капризность. У детей дошкольного возраста тревожность и агрессивность еще не является устойчивыми личностными чертами и относительно обратимы при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Эффективным методом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является танцевально-двигательная терапия.
Данное направление в работе с детьми заключается в том, чтобы у них была возможность выразить свои эмоции через танец, «станцевать» свое настроение, ощущения.
Танцевальные занятия влияют не только на совершенствование физического развития, но и формирование психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия). Структура ритма, динамическая окраска музыкальных композиций, изменения темпа – способствуют развитию концентрации внимания, скорости реакции, укреплению разных групп мышц, развитию синхронизации движений, формированию положительных качеств личности (навык организованных действий, дисциплинированность, правила вежливого обращения друг с другом), а главное – способствуют оптимизации психоэмоционального состояния детей, помогая снимать напряжение в танце, получать удовольствие, радость.
Цель программы: коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством танцевально-двигательной терапии.
Задачи программы:
- снизить уровень тревожности у детей;
- обучить детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- сформировать у детей эстетические чувства, чувство ритма;
- показать основные упражнения, которые в дальнейшем могут быть использованы детьми и их родителями самостоятельно;
Принципы, лежащие в основе проведения программы:
1. Принцип не нанесения ущерба.
2. Принцип доброжелательности, внимательности.
3. Принцип развития через конкретную деятельность и упражнения (танцевально-двигательная терапия).
4. Принцип систематичности.
5. Принцип возникновения личной заинтересованности ребенка.
Организационные аспекты реализации программы: программа, направленная на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством танцевально-двигательной терапии, рассчитана на 10 занятий по 30 мин, 2 раза в неделю.
Тематический план
№ | Тема занятий | Форма проведения | Время |
Знакомство, установление эмоционально-положительного контакта | Беседа, танцевальная игра «Зеркало» | 30 мин | |
Техника «Джаз Тела» (индивидуальный). Цель: обеспечить физическую активизацию перед началом цикла занятий, научить детей чувствовать свое тело | Индивидуальный танец, обсуждение опыта | 30 мин | |
Техника «Джаз Тела» (парный). Цель: формировать у детей навык осознавания тела в движении, навык установления контакта с другими детьми в танце | Парный танец, обсуждение опыта | 30 мин | |
«Танец-вибрация». Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения | Индивидуальный танец, обсуждение опыта | 30 мин | |
«Огонь-лёд». Цель: снятие мышечных напряжений, развитие умения чередовать ритм «напряжение-расслабление» | Индивидуальный танец, обсуждение опыта | 30 мин | |
«Росток». Цель: развитие умения чувствовать свое тело, переходить из «закрытой» позиции в «открытую» | Индивидуальный танец, обсуждение опыта | 30 мин | |
«Насос и надувная кукла». Цель: развитие умения расслабляться, взаимодействовать в телесном контакте с другим ребенком | Игра с парным телесным взаимодействием | 30 мин | |
«Улыбающееся солнышко». Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие способности получать удовольствие от своего тела, от движений, танца | Групповой танец, обсуждение опыта | 30 мин | |
«Джангл». Цель: снятие мышечных зажимов, развитие чувства ритма и умения получать удовольствие от танца | Групповой танец, обсуждение опыта | 30 мин | |
Завершающее занятие. Подведение итогов. | Беседа, ритуал прощания | 30 мин |
Описание занятий
Занятие 1.
Цель: знакомство, установление эмоционально-положительного контакта с детьми.
1. Беседа перед основным занятием.
Цель: познакомиться, рассказать детям, что будет на занятиях (танцевальные упражнения, игры), дать возможность детям сориентироваться, рассказать о себе.
2. Основная часть. Игра «Зеркало».
Цель: помочь детям раскрыться, почувствовать себя более свободно.
Содержание: Каждый ребенок по очереди смотрится в «зеркало» (взрослого), которое повторяет все его движения и жесты. Ребенку предлагается потанцевать, а его партнеру в паре – повторять все движения. Потом участники меняются ролями.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, разбейтесь на пары и давайте поиграем. Один из вас двигается, танцует так, как хочется, а задачка второго – повторять все-все движения, которые вы видите у вашего партнера».
Занятие 2.
Техника «Джаз Тела» (индивидуальный вариант).
Цель: обеспечить физическую активизацию перед началом цикла занятий, научить детей чувствовать свое тело.
Музыкальное сопровождение: специальное, музыка из альбомов Г. Рот.
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 10-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Ход занятия: детям предлагается танцевать под музыку, далее по команде воспитателя дети приостанавливаются и стараются заметить свои ощущения в теле (какая часть тела наиболее чувствуется, замечается; какие ощущения, как их можно описать, на что они похожи).
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, я предлагаю каждому из вас потанцевать так, как вам хочется. При этом я попрошу вас позамечать свои движения; то, как чувствует себя ваше тело в танце, отдельные его области –голова-шея; плечи; локти; кисти; бедра (таз); колени; ступни. А чтобы вы лучше почувствовали свое тело, не отвлекались, давайте будем танцевать с закрытыми глазами, повяжите друг другу ленточки на глаза».
Идея данной техники состоит в том, чтобы научиться выделять «центры движения», это происходит попеременно с фокусировкой внимания на следующих центрах: голова-шея; плечи; локти; кисти; бедра (таз); колени; ступни. Детям важно предоставлять эту информацию в игровой форме. В конце упражнения совершается объединение всех центров в танце.
Занятие 3.
Техника «Джаз Тела» (парный вариант).
Цель: формировать у детей навык осознавания тела в движении, навык установления контакта с другими детьми в танце.
Музыкальное сопровождение: специальное, музыка из альбомов Г. Рот.
Исполнение: в парах. Продолжительность: 10-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Ход занятия: детям предлагается разделиться на пары, выбрав себе желаемого партнера для танца. Дети встают друг напротив друга, начинают танцевать так, как им хочется, обращая внимание как на свои ощущения тела, так и на то, как двигается их партнер в танце.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, сегодня мы с вами попробуем парный танец. Выберите себе того, с кем вы хотели бы потанцевать. Вставайте в пару, я включаю музыку, а вы начинайте двигаться в том ритме, как вам хочется. При этом я попрошу вас позамечать свои движения; то, как чувствует себя ваше тело в танце, отдельные его области –голова-шея; плечи; локти; кисти; бедра (таз); колени; ступни. Посмотрите на своего партнера в танце, как он двигается, что вы отмечаете в его движениях, похожи они на ваши или совсем другие и т.д.».
Движения каждого из семи «центров» исследуется в данном танцевальном упражнении уже в паре.
Занятие 4.
«Танец-вибрация».
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения.
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 10-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: для первой части упражнения – музыка с быстрым ритмом, удобным для тряски, во второй части – энергичная.
Исполнение: индивидуально.
Ход занятия: дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Начинают двигаться под музыку, которая постепенно набирает свой темп (необходимо подобрать музыку с нарастающим темпом).
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, я включу музыку, а вы потанцуйте. Ваша задача – изобразить «тряску», начиная с ног, через все тело, доходя в своих движениях до плеч и головы» (воспитатель показывает на своем примере). Дети танцуют. Через какое-то время воспитатель предлагает детям еще увеличить амплитуду движения. Вибрация должна стать ощутимой во всем теле. Воспитатель просит детей замечать, какие части тела «трясутся», а какие слабо задействованы, и тогда необходимо задействовать их в танце. Затем дети приоткрывают глаза и видят движения всех танцующих. Двигаются еще какое-то время, затем по просьбе воспитателя переходят ко второму этапу упражнения – к растяжке. Детям предлагается потянуться всем телом, при этом важно, чтобы растяжка продолжалась в одном направлении достаточно длительное время (3-4 минуты). Цикл «тряска-растяжка» повторяется несколько раз.
Занятие 5.
«Огонь-лёд».
Цель: снятие мышечных напряжений, развитие умения чередовать ритм «напряжение-расслабление».
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 10-20 минут. Еще 10-20 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: интенсивная музыка на этапе упражнения «Огонь», спокойная фоновая музыка – на этапе упражнения «Лёд».
Ход занятия: дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивно двигаться, задействуя все тело. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, при этом воспитатель просит детей напрячь все тело настолько, насколько получится. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Просит детей слушать свои ощущения, а потом в обсуждении попробовать описать, на что они были похожи.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте поиграем, танцуя. Вы будете попеременно то огнем, то льдом. Огонь – быстро кружитесь под музыку, а когда я говорю «лёд», вы останавливаетесь и пробуете напрячь все тело, каждую мышцу, как будто бы вы держите на себе тяжелый мешок. Затем по моей команде снова кружитесь в «огненном» танце» и т.д.
Занятие 6.
«Росток».
Цель: развитие умения чувствовать свое тело, переходить из «закрытой» позиции в «открытую».
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 5-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: медленная, «раскрывающая» музыка.
Ход занятия: дети находятся в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, нагнув голову к коленям, обхватив их руками.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, представьте себе, что вы маленькие росточки, только что показавшиеся из земли. Вы растете, постепенно распрямляетесь, раскрываетесь и стремитесь вверх к солнышку. Я буду помогать вам расти, считая до пяти, а вы слушайте счет и с каждым разом поднимайтесь выше и выше».
Занятие 7.
«Насос и надувная кукла».
Цель: развитие умения расслабляться, взаимодействовать в телесном контакте с другим ребенком.
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: нейтральная музыка.
Исполнение: в парах.
Ход занятия: дети разбиваются на пары. Один играет роль надувной куклы, из которой выпущен воздух (лежит совершенно расслаблено на полу), а другой «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Накачивание необходимо вовремя закончить, чтобы кукла не лопнула. Затем куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает».
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, предлагаю вам поиграть в интересную игру, один из вас будет куклой, а второй – будет экспериментатором (далее, воспитатель зачитывает инструкцию и помогает детям «вжиться» в свои роли, обращает их внимание на то, чтобы они замечали свое тело, свои ощущения).
Занятие 8.
«Улыбающееся солнышко».
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие способности получать удовольствие от своего тела, от движений, танца.
Исполнение: групповое. Продолжительность: 20 минут. Еще 10 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: различная по ритму и темпу.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, предлагаю всем вместе потанцевать. Сейчас я включу музыку, а вы начинайте двигаться по залу, при этом попробуйте замечать свое тело, особенно своих ощущения в ногах, сначала в левой, затем в правой. Двигайтесь то быстрее, то медленнее, меняйте ритм движения. Теперь представьте, что у вас на пятках появилось солнышко, покажите его всем, подарите его улыбку миру. А теперь солнышко переместилось на ваши локти. Активнее, активнее показывайте его улыбку. А теперь солнышко на вашем носу. Осветите все пространство им (воспитатель далее указывает на различные части тела, меняя музыку от быстрой до медленной). А теперь представьте, что солнышко поселилось у вас в сердце, двигайтесь, как хочет ваше сердце».
Занятие 9.
«Джангл».
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие чувства ритма и умения получать удовольствие от танца.
Исполнение: групповое. Продолжительность: 20 минут. Еще 10 минут занятия выделяется для обсуждения с детьми полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: для основной части – барабаны с меняющимся ритмом, быстрые; для релаксации – музыка со звуками моря, воды, прибоя.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, хочу вам предложить игру в танце. Выберите каждый себе место в пространстве, желательно, чтобы на расстояние вытянутой руки рядом никого не было (учитываются размеры зала). Поставьте ноги на ширину плеч, очень важно, чтобы вам было удобно стоять. Чуть согните ноги в коленях, отведите попу назад. Подвигайтесь вверх-вниз, как будто вы сидите на надувном шаре. Очень важно, чтобы ноги стояли твердо и вы не ходили по залу. Можете представить себя мячиком, по которому стучат. Теперь максимально расслабьте тело, отпустите шею, особо обратите внимание на лицо, челюсти, плечи, руки. Потрясите ими. Когда зазвучит музыка, прислушайтесь к своему и телу и почувствуйте движение воздуха в легкие и обратно. Постепенно входите в этот ритм всем телом, увеличивая или уменьшая его, согласно вашим импульсам. Продолжайте двигаться (как бы трястись) до окончания музыки. Музыка может быть быстрее или медленнее, чем вы двигаетесь. Важно выбрать свой ритм и чувствовать свое тело. После остановки – ложитесь на спину, в позу звезды».
Занятие 10.
Завершающее занятие. Подведение итогов.
Цель: подвести итог проведенным занятиям, обсудить с детьми полученный опыт.
Форма проведения: беседа, ритуал прощания (в виде танца в свободной форме). Воспитатель обращается к детям: «Что вам понравилось больше всего, что осталось непонятным, как вы себя чувствуете? Воспитатель также дает свой эмоциональный отклик, благодарит детей за совместную работу. Заключительная часть: прощание. Детям предлагается потанцевать под легкую, спокойную музыку так, как им хочется, в свободной форме.
Заключение
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены условия использования танцевально-двигательной терапии с детьми дошкольного возраста.
Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма психотерапии зародилась в США в 1940-х гг. и в настоящее время активно распространяется по всему миру. Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности[35].
В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.
Танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии[36].
Техники танцевальной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.
Особенностью танцевально-двигательной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста[37].
В основе психотерапевтического применения танцевальной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса, который отмечал еще известный физиолог В.М. Сеченов[38]. В дальнейшем на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения была построена теория телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.
Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
В практической части данного исследования разработана программа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством танцевально-двигательной терапии. В программе предложены различные танцевальные упражнения, игры, адаптированные для детей. Используются как индивидуальный и парный танец, так и коллективное взаимодействие. Основной задачей воспитателя в данном процессе является поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения; научились обращать внимания на других детей; научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является важным для снятия психоэмоционального напряжения, а также получать удовольствие от танца.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник / под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. – М.: Прогресс, 1992.
4. Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми. // Журнал практического психолога.2005. № 3. С.6-13.
5. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души // Журнал практического психолога. 2001. № 1-2.
6. Веремеенко Н.И. Танцевально-двигательные методы в современной практической психологии. // Журнал прикладной психологии. 2006. № 1. С. 2-12.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
8. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2004.
9. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
/ учеб. метод. пособие. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 127с.
10. Жаворонкова И.А., Некрасов А.С. Танцевально-двигательная терапия. // Успехи современного естествознания. 2005. № 5. С. 20-23.
11. Жидкова Н.Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог, 2008. №1. С.6-9.
12. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – М., 2009. – 244 с.
13. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 460 с.
14. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007.
15. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006.
16. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Творческий центр, 2003.
17. Кученко Т.В. О детской тревожности // Воспитание школьников, 2008. №5. С. 10-12.
18. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1. С.31-38.
19. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.
20. Прилепский И.А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 130-134.
21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 304 с.
22. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
23. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов. - М.: Высшая школа, 2003.
24. Савиных В.Н. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста средствами танцевально-двигательной терапии. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 23. С. 97-102.
25. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001.
26. Фомин А.С. Танец в дошкольном детстве: теория и практика. // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 178-182.
27. Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. Т. 1. № 6. С. 113-118.
Интернет – ресурсы
Старк А. Танцевально-двигательная терапия.
// https://www.autist.narod.ru/stark.htm
Приложение
Словарь терминов
Аффективность - бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность.
Гештальт - (нем. Gestalt – форма, образ, структура). Пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов; в переносном смысле употребляется также по отношению к психическим и культурно-историческим образованиям.
Делинквеность- (лат. delinquens (delinquentis) - отклоняющийся) - в криминологии родовой термин для определения различных видов отклоняющегося поведения, связанных с нарушением правовых и нравственных норм. В узком смысле - синоним понятия преступности.
Интериориза́ция- (от фр. intériorisation - переход извне внутрь и лат.interior-внутренний)- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.
Ка́та́рсис - (от др. греч. κάθαρσις - возвышение, очищение, оздоровление). Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
Кинестетический - термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
Психодинамика - термин имеет два главных значения. Во-первых, он обозначает любую теорию, описывающую изменение и развитие личности, во-вторых-те психобиологические теории, где драйв является центральным понятием в процессе развития организма.
Психодрама - (от греч. drama - действие) - вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.
Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Эмпатия - особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает 'вчувствование' в другого человека - в противоположность симпатии, то есть 'сочувствию'.
[1] Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. Т. 1. № 6.
[2] Жаворонкова И.А., Некрасов А.С. Танцевально-двигательная терапия. // Успехи современного естествознания. 2005. № 5.
[3] Жаворонкова И.А., Некрасов А.С. Танцевально-двигательная терапия. // Успехи современного естествознания. 2005. № 5.