Свойства природных материалов.




В дошкольном возрасте абстрактное мышление детей развито недостаточно, поэтому с точки зрения эффективности обучения большое значение имеет получение знаний ребёнком в процессе исследовательской деятельности. Очень важно при развитии и восприятии экспериментальной деятельности учесть способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать оценку предметам, явлениям, а также умение рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, самостоятельно находить решение проблем.

В качестве объектов исследований необходимо выбирать привычные предметы и явления. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, проводят элементарные исследования. Опыты дети воспринимают как фокусы, они необычны, а главное дошкольники проделывают всё сами. Задача педагога – поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям. Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Взрослому следует формировать у дошкольников эстетическое отношение к окружающему миру, поощрять их стремление делиться впечатлениями, полученными из различных источников, учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Данная деятельность способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, способствует раскрытию индивидуальности ребёнка.

Работа по данному направлению осуществляется в процессе наблюдений, чтение художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности. Для успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятельность, просмотр видеофильмов и т. д. Информация должна быть доступна для понимания детей.

В каждой возрастной группе проводятся специально организованные занятия по экспериментальной исследовательской деятельности.

В первой младшей группе детского сада воспитатель формирует интерес к явлениям природы, развивает умение детей анализировать и устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире, учит относиться к ней бережно: не топтать зелёные насаждения, не рвать листья, не сорить. При ознакомлении детей с неживой природой педагог обращает внимание детей на свойства природных материалов: сухой песок рассыпается, а если его полить водой, то он становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные пирожки.

В играх с водой целесообразно показать, что вода жидкая, её можно переливать из сосуда в сосуд. Если вода постоит на солнышке, то станет тёплой. Вода может быть чистой и грязной. Зимой можно налить в формочки цветную воду, сделать петельку, опустить верёвочку в воду. Когда она замёрзнет, можно развешать украшения на деревья. Этот эксперимент даёт ребёнку наглядно рассмотреть переход воды из жидкого состояния в твёрдое. На прогулке и во время игр можно показать детям свойства снега (холодный, белый, от тепла тает, лёгкий, липкий). Весной рассмотреть сосульки (блестят на солнышке, с них капает вода, они длинные, их много на солнечной стороне.) Внести сосульку в помещение и понаблюдать за ней – что будет с ней происходить. Этот эксперимент даёт нам наглядно рассмотреть переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

Во второй в младшей группе дети учатся наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы, закрепляют знания, полученные в предыдущей возрастной группе. Опыты проводят со снегом, с песком, с веточками деревьев, с водой, со льдом. Детей учат находить отличительные особенности живых и неживых объектов, сходства и различия между ними. В зимний период педагог продолжает знакомить детей со свойствами снега, показывает детям как из снега с помощью формочек можно делать различные фигурки, с помощью печатки – тычка можно наносить на снег разнообразные узоры. В процессе игр с песком и водой педагог закрепляет знания детей об их свойствах. Особенно важно рассказать детям о значении воды для человека.

В средней группе следует рассказать детям, что природное окружение можно разделить на две части – природу живую и неживую. В процессе проведения элементарных опытов нужно подвести детей к пониманию того, что для роста растениям необходимы свет, воздух и тепло; показать, как комнатные растения поворачиваются к свету. Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему необходимо. В этом случае комнатное растение приобретает светлую окраску. Также следует подвести детей к пониманию того, что недостаток света также плохо влияет на рост комнатного растения. Уточнить знание детей о свойствах воды: без запаха, без цвета, принимает форму сосуда, в котором он находится. Вода может превращаться в пар и лёд; при таянии снег превращается в воду. Дети узнают, что, когда вода ударяется о поверхность, то капельки издают звуки. Вода льётся при переливании из одного сосуда в другой, а также вода льётся из крана и в водопаде; вода капает из пипетки, с крыши домов, с листьев после дождя; звуки льющейся воды положительно влияют на психологическое самочувствие человека. У детей среднего возраста следует формировать понятие, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Нельзя тратить воду попусту.В средней группе детей знакомят со свойствами воздуха. Воздух прозрачный, невидимый. Надо рассказать детям, что ветер – это движение воздуха. Объяснить, что чтобы не болеть, нужно на улице правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу – в лёгкие попадает уже тёплый воздух.

Для организации занятий по исследовательской деятельности используются различные приспособления (разнообразные сосуды, формочки, зеркала, воздушные шарики, пипетки, лопаточки, мыльные пузыри.

В старшей группе педагог должен создать условия для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в продуктивных видах деятельности, в процессе наблюдений и экскурсий.

В уголке природы осенью вместе с детьми взрослые высаживают растения на участке детского сада, пересаживают комнатные растения, заносят цветущие растения и высаживают их в ящики в уголке природы. В это время можно провести опыты и показать, что растения дышат, растут, цветут и т. д. В течение зимы воспитатель вместе с детьми периодически измеряет палочкой снежный покров под деревьями. Следует объяснить детям, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Можно раскопать снег и показать, что под снегом «спряталась» зелёная травка. Необходимо подвести детей к пониманию того, что растениям в большие холода очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замёрзли. Нужно объяснить детям, что зимой деревья и кустарники не погибают, а просто прекращают свой рост, они «спят». Дети данной группы узнают на занятии, что объём воды может увеличиваться в результате погружения в него другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.

В результате опытов и исследований дети обнаруживают, что песок – это мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частички металла. Песчинки тяжёлые – тонут в воде. Песок пропускает воду, а из влажного песка можно лепить предметы. Сухой песок рассыпается, не держит форму. Песочная пыль лёгкая – плавает на поверхности воды, а если перемещать её в воде, то она растворится и окрасит воду.

В этой группе дети узнают, что кислород – это составная часть воздуха. Кислород – это то, чем мы дышим. Он необходим для жизни всего живого на планете Земля.

В подготовительной группе в процессе проведения опытно – исследовательской деятельности педагог даёт детям доступную для их возраста научно – достоверную информацию, подводит к умению самостоятельно делать элементарные выводы. В этом возрасте дети должны уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, имеют представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот, составляют рассказы о природе, выражают своё отношение к ней. Необходимо кратко, в доступной форме рассказать детям о происхождении бытовых отходов, дать дошкольникам практические умения в анализе экологического состояния и основных источника загрязнения почвы. Рассказать детям, что чисто бывает не там, где убирают мусор, а там, где его не бросают. Формировать у детей желание соблюдать чистоту вокруг. В продуктивных видах деятельности, в процессе игр, проведения опытнической работы необходимо закреплять знания детей о свойствах природных материалов, которые используют народные мастера в своих работах: глина, камень, кожа, дерево и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: