Содержание
Введение
§ 1. Основные аспекты социальной работы как феномен современного мира
§ 2. Особенности гуманистической концепции социальной работы
§ 3. Социальная работа как социогуманистическая деятельность
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования. В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации сформировались предпосылки для становления и развития профессиональной социальной работы. В большинстве стран социальная работа как самостоятельная профессия сложилась уже в начале прошлого века и достигла к его концу больших успехов. Ее развитие шло от практики к теории, от возникновения феноменов социальной помощи и поддержки - к попытке их осмыслить и объяснить [1, 12].
Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий типа "человек - человек" остается объективно необходимой для общества, т.к. посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой [27, 5].
Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относится исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов. По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.
|
Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античным философами, затем развивалась в Средние века и в Ново время получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.
Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Кампанелла, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев и многие другие философы до нашей и нашей эры причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и в том числе социальной работы.
Перед любым человеком встают вопросы: что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? Какова общая картина развития современного общества, трудности, противоречия, тенденции и перспективы этого развития? Как в целом оценивать современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством угрозы? Все эти философские вопросы показывают, что философия социальной работы сводится прежде всего к проблеме человека и его сущности. Аппарат социальной работы содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п.
|
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Когда мы говорим о теоретических и методологических основах социальной работы как науки, мы касаемся ее глубинной сущности как науки о человеке и его социальных связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования входит в число непосредственных практических задач социальной работы [30, 8]. Наиболее глубоким социальным основанием, основ полагающей целью является гармонизация всей системы отношений - в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы как практической деятельности и как науки.
Предмет исследования. Гуманистическая концепция социальной работы.
|
Объект исследования. Основы социальной работы.
Цели исследования. Рассмотреть особенности и структуру гуманистической концепции социальной работы.
Задачи исследования.
. Рассмотреть понятие социальная работа как феномен современного мира и милосердие как выражение гуманистической ценности социальной работы.
. Изучить особенности гуманистического подхода в практике работы социального работника с клиентом (психологический аспект).
. Описать и проанализировать направления социальной работа как социогуманистическую деятельность.
Теоретическая значимость исследования представляется в обобщении имеющейся исследовательской литературы по изучению гуманистической концепции социальной работы.
Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Холостова Е.И., Никитин В.А., Гришанова Н.А. и др.
Основные аспекты социальной работы как феномен современного мира
Социальная работа как научная категория и социальное явление может рассматриваться через близкие понятию "работа" понятия "деятельность" и "активность", поэтому данные категории глубоко разрабатываются в теории социальной работы. Активность - это всеобщее свойство живой материи, обусловленное, прежде всего, потребностью выживания и адаптации ее объектов в социоэкологической среде. Деятельность является особой формой активности организмов, она возникает на основе отношений системы и окружающей среды в целях поддержания устойчивости системы.
Понятие деятельности близко к понятию практики и может быть отделено от него лишь условно, когда необходимо противопоставить практику науке как теоретической деятельности человека. Соответственно этому, в системе социальной работы можно выделить две подсистемы: практическую, включающую в себя профессиональную и непрофессиональную социальную работу, и теоретическую - научное знание о социальной работе.
Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека [27, 15].
Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Профессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения.
Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессиональный уровни практики социальной работы - это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.
С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоление личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предполагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и индивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструирования общества, объектом социального проектирования и моделирования.
Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие широты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегративный характер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного общества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требованиями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким образом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, организаций и граждан.
Формы социальной деятельности дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умственную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность [11, 23].
С точки зрения практики социальной работы, важно выделить социальную деятельность по критерию взаимосвязи ее целей и средств. Соответственно, различают репродуктивную деятельность, которая направлена на достижение известной цели известными же средствами, и продуктивную деятельность, вырабатывающую новые цели и средства и выражающую собой социальное творчество. В современной России, где социальная работа является, с профессиональной точки зрения, инновационным видом деятельности, возникшим лишь 15 лет назад, особую важность представляет ее продуктивный ракурс. Это не исключает важности репродуктивной деятельности, в поле которой функционируют основные технологии и методы социальной работы, апробированные ранее в отечественной системе социальной защиты и в профессиональной социальной работе других государств.
Основные аспекты практики социальной работы могут быть раскрыты с помощью деятельностно-активистского подхода в современной науке (Дж. Александер, М. Арчер, П. Бурдье, П. Штомпка, Э. Гидденс и др.), который показывает, как через совместную деятельность акторов происходит становление и изменение личностных качеств человека, его социальных ролей, а также развитие и изменение самого общества. Этот подход является одним из основных методологических подходов в теории социальной работы.
При этом на микроуровне деятельности в социальной работе важно, чтобы взаимодействия разворачивались в зоне актуальных интересов и возможностей клиента, инициируя его активность. Деятельность на макроуровне социальной работы может быть признана эффективной, если она адекватна социальным задачам и реальным возможностям общества, а общество, в свою очередь, признает целесообразность и проявляет готовность развивать ее основные формы [20, 68].
Рассматривая содержание практики социальной работы с точки зрения важнейшего компонента деятельности - активности субъектов, исследователи выделяют четыре ее аспекта.
Первый аспект - оказание индивидуальной помощи человеку или группе, имеющим проблемы. Социальная работа, прежде всего, связана с защитой личности, ее прав и интересов. Этот аспект социальной работы разворачивается на микроуровне, во взаимодействиях специалиста и клиента. Английский исследователь Ш. Рамон отмечает, что самая главная задача социального работника - защитить уязвимых людей, выступая посредником между клиентом и государством [12, 8]. В современных российских условиях этот аспект социальной работы продолжает оставаться весьма актуальным в связи со сложностями процесса формирования рыночной экономики и его влиянием на общество и индивида.
Второй аспект - активизация потенциала лиц, имеющих проблемы, с целью самопомощи. В процессе совместной со специалистом деятельности по решению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать способности. В связи с этим актуальным является создание условий, в которых люди могут в максимальной мере проявить свою субъектность, самостоятельно контролируя собственную жизнедеятельность, и научиться делать выбор из множества вариантов дальнейшего развития. В частности, у клиентов должно сформироваться умение осознавать свое поведение и действовать в соответствии с изменившимися представлениями о личностной и социальной ситуации.
Сложность этой задачи заключается в том, что, с одной стороны, для своего решения она требует привлечения разнообразных и значительных материальных и духовных ресурсов. С другой стороны, формирование субъектности клиента ограничено трудностью преодоления традиционной для российского гражданина позиции просителя помощи и получателя льгот от государства.
Третий аспект практики социальной работы - это осуществление превентивной (предупредительной) деятельности в социальной сфере. Саму социальную сферу, охватывающую все пространство жизнедеятельности человека, в широком смысле слова можно признать объектом социальной работы. В таком случае на первое место выходит упреждающий характер деятельности, т.к. предпочтительнее предупредить болезнь, в том числе и социальную, чем устранять ее последствия.
Следовательно, в социальной работе важно вовремя обнаружить нарушение равновесия между человеком и группой, человеком и обществом и помочь клиенту избежать возникновения проблемы. Для этого в каждой сфере жизнедеятельности людей в социальном пространстве необходимо заботиться о создании для них нормальных условий труда, отдыха, быта, медицинской помощи и т.д., обеспечивая позитивную направленность их социализации.
Четвертый аспект - влияние на формирование и реализацию социальной политики государства на всех уровнях, с целью урегулирования социальных отношений. Этот аспект социальной работы разворачивается на ее макроуровне. Идея ответственности государства и общества за реализацию потребностей каждого человека является основополагающей в теории социальной работы.
Такой критерий как новизна использования технологий позволяет различить формы социальной работы, которые подразделяют на традиционные (например, социальная работа с семьей, детьми, подростками, молодежью, медицинская и школьная социальная работа и т.д.); и инновационные (например, социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами, в группах самопомощи, в доме и микрорайоне и т.п.).
Кроме того, возможно выделение социальной поддержки как формы содействия трудоспособным, активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации; и социальной помощи как формы социальной работы с нетрудоспособной частью населения с низким уровнем доходов, у которой отсутствует возможность преодолеть жизненные трудности самостоятельно.
Применение методов социальной работы обусловлено спецификой объ-екта, на которого направлена практическая деятельность, и его индивидуальной или социальной проблемой. Выделяют следующие группы методов:
по формам социальной работы: экономические, правовые, администра-тивно-управленческие, медико-социальные, психолого-педагогические и др.; по объектам социальной работы: методы работы с группой, в общине, индивидуальной работы и т.д.; по субъектам социальной работы: методы, применяемые специалистом, коллективом социальной службы, органом управления и пр.
Институты социальной работы как устойчивые образцы социальной практики в данной сфере подразделяют, прежде всего, на общепрофильные и специализированные. Первые оказывают социальную помощь всему населению, вторые - его определенным категориям (инвалидам, кризисным семьям, участникам современных военных действий и пр.). Каждый из институтов занимает место в общей структуре взаимодействия, в пространстве социальной работы.
Остановимся более детально на профессиональном этапе социальной работы в России.
Социальная работа как профессиональная деятельность в России начинает складываться в нач.90-х гг. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений подтолкнул экономический кризис и те социальные проблемы, которые возникли в обществе в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространств. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: безработица, вынужденная миграция, профессиональное нищенство, увеличение криминогенной обстановки, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака.
Стихийные процессы выдвинули задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в современном обществе. Такими приоритетными группами в обществе, нуждающимися в первоочередной всесторонней поддержке, являются дети, семьи, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие, уволенные в запас.
Начало развития системы социальной защиты населения было положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров СССР [20, 71].
В 1991 г. выходит ряд правительственных документов, которые оформляют правовую и нормативную базу социальной помощи в России. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 23.04.91 и Постановление Совета Министров от 31.05.91 "О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР" официально узаконили новую профессию "специалист по социальной работе" и определили сферу ее применения.
Появляются группы понятий, отображающие наличие разных форм и видов реципрокного поведения: социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение. Они группируются вокруг базовой категории социальная защита. Семантический пласт этих понятий связан с дефиницией помощь, гуманитарная помощь, материальная помощь, экстремальная помощь, протезно-ортопедическая помощь и т.д.
Необходимо заметить, что в России и до 80-х гг. нашего столетия существовали отдельные формы и направления социальной работы (в западном понимании): патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения, муниципальная педагогика, функционировали и различные общественные организации и ассоциации (Общество Красного Креста РСФСР, профсоюзы, ВОИ, ВОС, ВОГ, Российский Фонд милосердия, например). Преимущественно развивалась так называемая "структурная социальная работа", ориентированная на оптимизацию деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку разным социальным группам нуждающихся, повышение эффективности социальной политики в целом. Но отсутствовала целостная многоуровневая система социальной работы.
Среди факторов устойчивого развития как отдельных национально-государственных образований, так и всего человечества - особое место занимает гуманизация условий человеческого существования в окружающей его природной и социальной среде. Человек и человечество должны создать для себя и будущих поколений необходимые предпосылки для дальнейшего развития и защитить себя от возможных неблагоприятных последствий своей, прежде всего - производственной - активности.
В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию утвердила концепцию устойчивого развития, характеризующуюся глобальным подходом к решению общих для всего человечества проблем. Ее основное содержание сводится к утверждению: "Человечество способно сделать свое развитие устойчивым, а это значит - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности".
Через пять лет в Рио де Жанейро была сформулирована "Повестка дня на XXI век" - фундаментальный документ, который должен служить основой для выработки политических решений в странах, расположенных на разных континентах, но связанных едиными условиями глобального существования. Основной идеей Повестки является проведение политики, направленной на одновременное достижение экологических, экономических и социальных целей общества.
Такая политика предполагает рациональное использование ограниченных природных ресурсов для производства общественно полезных товаров и услуг, для чего необходимо вовлечь в процесс принятия политических решений все заинтересованные группы населения, сохраняя, таким образом, культурный плюрализм при одновременной институциональной устойчивости. Государство как основной политический институт современного общества должно обеспечить разработку национальных программ и планов развития в региональных "повестках дня на XXI век" и осуществлять политику в целях достижения запланированных результатов.
В определении перспективных направлений развития любой страны должно играть осознание того факта, что экономика - это не изолированная от человека тотальность, это одна из сфер функционирования социума как сложноорганизованного сообщества индивидов, преследующих определенные цели в соответствии со своими потребностями. Вообще экономика - это результат совместной деятельности людей, а, следовательно, прогнозируя ее развитие, необходимо концентрировать внимание на проблемах эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей человека.
Очевидно, что эта проблематика гуманистична и социологична в своей основе. То есть экономическая наука, а затем - и практика хозяйственной деятельности - не могут элиминировать социально-гуманистическое содержание решаемых ими задач. Они порождаются социальной практикой, в ней они находят и свое разрешение [22, 15].
С позиций социологической науки все экономические построения являются умозрительными конструкциями, если они не включают анализ действующих в экономической сфере социальных субъектов. Это не просто хозяйствующие субъекты, исследующиеся микроэкономикой, и, тем более, не только экономические системы, анализ которых осуществляется на макро - и мегаэкономическом уровнях.
Социальные субъекты - это реальные действующие факторы разной степени общности - от человечества в целом - до отдельно взятого индивида. Их объединяет наличие общей, специфичной для человека и человечества черты - способности к сознательной, целесообразной и целенаправленной деятельности в соответствии с потребностями и интересами, формирующимися конкретной социокультурной средой, в которой живут и действуют индивиды и их сообщества.
Следует отметить, что в последнее время в экономических исследованиях значительное место отводится исследованиям "человеческого капитала" как важной человекосоотнесенной составляющей экономики. Однако, зачастую, в этих случаях прослеживается значительная объективация субъективного в своей основе начала.
Человек и его потребности должны всегда сохранять свою приоритетность в определении перспективных направлений развития общества и его экономической сферы. Экономика, целью которой является абстрактно понимаемая эффективность, не может стать эффективной экономикой в социальном государстве. Экономические подходы должны учитывать социологические факторы в самом широком смысле, включающем важнейшие аспекты социокультурной динамики современного общества, которая связывает в единое целое действующих и взаимодействующих социальных субъектов, преследующих разные цели, ориентирующихся на разнообразные ценности и задающих, тем самым, характер и направленность общественного развития.
Создание благоприятной для развития общества и человека социальной среды - это одно из условий эффективной социальной работы. Социальная работа как особая форма деятельности, объявленная в качестве приоритетной также в сфере образования и науки, предполагает проведение согласованной государственной политики в области оплаты труда и доходов населения, занятости, развития отраслей социальной сферы, в адресной социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.
Сегодня мы наблюдаем формирование отечественной научной парадигмы социальной работы, которая оформляется под влиянием концепции американской научной школы социальной работы и на основе отечественного исторического опыта помощи и защиты.
Следовательно, социальная работа выступает как процесс социальной деятельности, осуществляемой в различных подсистемах общества. В современных условиях усложнения социума и появления множественных глобальных и локальных проблем она приобретает особое значение, позволяя оказывать разнообразные виды помощи нуждающимся в ней гражданам.