Цели: учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как части растения, находящейся под землей.
- Найдите на участке детского сада рядом стоящие дерево и кустарник. Опишите общие и отличительные признаки. Опишите деревья и кустарники. Назовите составные части растений. Рассмотрите выступающие из-под земли корни. Для чего нужны корни растениям?
Приметы: днем жарко, ночью прохладно - к хорошей пого де; синие вечерние облака - к перемене погоды.
Поговорки и пословицы: март неверен: то плачет, то сме ется; март - заря весны.
Стихотворение.
Деревья - украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Загадки.
Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение.)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший -
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево.)
Опыт «Что в пакете?».
Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Дидактические игры «Где что можно делать?», «Будь внимательным».
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лягушки».
Прогулка 11: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ
|
Цели: выявлять особенности приспособления птиц к сезонам; устанавливать связь между характером пищи, перьевым покровом и отлетом птиц в теплые края.
- Обратите внимание на поведение птиц. Кто встречается на участке? Рассмотрите представителей птичьего отряда. Назовите отличительные признаки. Какие приспособления зимующих птиц позволяют им выжить в суровых условиях зимнего периода?
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; воробьи сидят нахохлившись - к дождю.
Поговорки и пословицы: первая ласточка весны не делает; увидел скворца - весна у крыльца.
Стихотворение.
Звонко нам поет синица возле нашего окна.
В марте в дверь к нам постучится настоящая весна.
ВОРОБУШЕК
Комочек серых перышек, веселый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится, вот выкупался в лужице
И к детям под окошко летит за хлебной крошкой.
Загадки.
Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах. А зовут ее... (ворона).
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Дидактические игры «Третий лишний» (птицы), «Где что можно делать?».
|
Подвижные игры «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
Прогулка 12: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ
Цели: расширять и закреплять знания о неживой природе; продолжать знакомить со свойствами воздуха; напомнить значение ветра для растений.
- По каким признакам можно узнать, есть ли ветер? (Качаются ветви деревьев, бегут облака.) В ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Побегайте против ветра и в ту сторону, куда он дует. Сделайте вывод, когда бежать легче и почему. Подставьте лицо ветру, вспомните - каким он был зимой, (летом, осенью).
Игры с вертушками и султанчиками.
Приметы: безоблачно, ветер северный - станет прохладнее; северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы: март не весна, а предвесенье; ни в марте воды, ни в апреле травы.
Стихотворение.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
Загадки.
Я березку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я,
Можешь угадать? (Ветер.)
Опыт «Движение воздуха».
Цель: показать, что воздух можно почувствовать.
Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Дидактические игры «Найдите, что опишу», «Третий лишний» (птицы).