Советы для тех, кто хочет освоить правила драматургии сюжета




Репортаж, информационный сюжет, спецрепортаж

Часто эти понятия путают, и в телевизионной литературе встречаются разные точки зрения. Расскажу, как я это понимаю.

Репортаж — это событие, показанное во время самого события через репортера, который становится главным и часто един­ственным героем репортажа.

Здесь уместно слово «я» и выражение своих эмоций. Лучший репортаж — это репортаж в прямом эфире. Если нет такой воз­можности, то репортаж показывается в эфире с точной ссылкой на время и место действия. Репортаж практически не монтируется. Монтажом можно убрать лишь «грязь» и нестыковки.

Информационный сюжет — это рассказ о событии.

Здесь возможен и даже нужен монтаж с включением синхронов и всех необходимых картинок. Репортер (в этом случае точнее ска­зать, журналист) вполне может появиться в кадре на месте собы­тия (стенд-ап или появление в кадре). В этом случае местоимение «я» и собственные эмоции невозможны. Только факты.

Надо признать, что настоящий репортаж — редкий случай и редкая удача на современном телевидении. Даже на престижном национальном конкурсе «ТЭФИ» получилось так, что в номина­ции «Репортаж» были представлены в основном информационные сюжеты.

Не меньше путаницы и с понятием «спецрепортаж». Обычно на вопрос: «Что такое спецрепортаж?» — я получаю от журналис­тов такие ответы: «длинный репортаж», «репортаж, не привязан­ный к конкретному дню», «репортаж на социальную тему», «хо­роший, объемный репортаж».

На самом деле спецрепортаж в корне отличается от информа­ционного сюжета. Если предметом для простого репортажа или информационного сюжета становится событие, то предметом для спецрепортажа становится актуальная проблема. Именно пробле­ма: наркотики, или лесные пожары, или рождаемость в регионе, или амнистия заключенных и т.д.

Автор прекрасных спецрепортажей, лауреат «ТЭФИ» Михаил Дегтярь как-то сказал, что спецрепортаж — это маленький фильм, из которого зрители должны узнать максимум информации по определенной проблеме.

В качествепримера могу принести прекрасный спецрепортаж о сборе конопли ТК «Афонтово» из Красноярска. Хронометраж этого репортажа максимальный - около 6 минут. Обычный спецрепортаж длится 4-6 ми­нут. Основные герои - сборщики конопли. Они, не боясь камеры, рассказывают о том, почему занялись этим криминальным бизнесом. Мы видим детей на сборе конопли. Оказывается, детскими руками, более нежными и маленькими, делать будущий наркотик лучше, чем взрослыми.

Автор спецрепортажа дает ответы на все вопросы, которые могут по­явиться у зрителя: почему конопли так много? Откуда она взялась? Кто и как старается уничтожить эти посевы? Куда смотрит милиция? Дают­ся кадры вертолетов, которые сбрасывают на поля специальные ядохи­микаты, звучат мнения экспертов. Мы видим фрагменты из видеоархива спецслужб, где сборщиков жестоко избивают и сажают в тюрьму. Автор никого ни к чему не призывает. У него другая задача: рассказать о проблеме, которая становится все более острой и затрагивает судьбу детей и молодежи. Рассказать наиболее остро, убедительно, используя собственные съемки, документы, свои и чужие архивные видеоматериа­лы. Такая работа не может быть сделана за 1-2 дня. ■

 

 

Драматургия сюжета

 

Завязка, кульминация, развязка. Эти понятия известны всем со школьной скамьи, но почему-то многие авторы информацион­ных сюжетов либо забывают о необходимости особым образом стро­ить сюжет, либо просто не умеют этого делать.

Есть легкий способ проверить, существует драматургия в сю­жете или нет. Если вы свободно можете поменять местами начало и финал, или просто выкинуть середину, то значит, сюжет разва­ливается на глазах и не сможет надолго удержать внимание зрите­ля. Ружье, которое висит на стене (т.е. ваш ввод в сюжет и завязка), должно обязательно выстрелить в финале. Нельзя повествователь­но, друг за другом выкладывать факты — надо обязательно выст­роить закономерную цепочку.

Помните принцип Штирлица из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»? «Всегда запоминается первая и последняя фра­зы». Действительно, особое внимание должно быть к тому, сумели вы «зацепить» зрителя в самом начале или нет. Но финал зритель тоже должен запомнить. Это как печать и подпись на последнем листе документа (не случайно после последней фразы автор называет свое имя и имя своего оператора).

Бывает очень обидно, когда при просмотре сюжета явно видны ошибки в его построении, т.е. налицо слабая драматургия.

 

■ В качестве примера вспоминается один сюжет о пожаре. Репортерам повезло: съемочная группа приехала вовремя, кругом дым, работают пожарные, машины «скорой помощи». За кадром зрителям сообщают, какая группа сложности присвоена этому пожару, сколько людей пост­радало и т.д. На эту информацию уходят первые полторы минуты. А по­том на экране возникает маленькая девочка, которая прижимает к себе своего кота и кричит прямо на камеру: «Я сама его спасла!» Забыть этот кадр невозможно.

На самом деле для зрителей именно с этого момента начинается сюжет, потому что это, как говорится, цепляет. Полторы минуты текста и кар­тинки про машины, категорию пожара можно и нужно давать после эпизода с девочкой, потому что фразы восприятия после этой ребячьей фразы — «Я сама его спасла!» — становится совсем другим. Эмоции другие. ■

Иногда бывает очень обидно, когда элементарной перестанов­кой эпизодов можно сильно улучшить сюжет.

 

Советы для тех, кто хочет освоить правила драматургии сюжета

1. На съемочной площадке обязательно думайте о первой фра­зе и первом эпизоде, а также — драматургии сюжета в целом. Иногда первый эпизод или первая фраза становятся очевидными еще при съемках сюжета. Это отлично! Пото­му что, имея в руках этот клубок, вы невольно начинаете его разматывать. Появляется определенная логика, понят­ная вам и зрителю. Если вы просто набираете картинки и информацию, вы рискуете не найти ключевой эпизод и клю­чевые картинки потом в монтажной.

2. Избегайте стереотипов. Случай с пожаром хорошо иллюст­рирует этот вариант. Казалось бы, вот оно, самое главное: машины, сирены, дом в клубах дыма и огня, пожарные, которые лезут по лестнице. Но если внимательно отсмот­реть материал, то становится ясно: начинать надо именно с девочки. Это сложно — суметь абстрагироваться от приня­тых штампов и от предыдущих собственных решений. Учи­тесь отсматривать материал глазами зрителя, как будто это снимали не вы.

3. Не старайтесь вместить в сюжет как можно больше инфор­мации. Как правило, ошибки в драматургии сюжета связаны именно с этим. Не забывайте лишний раз спросить себя: «О чем мой сюжет?» Ответ, как вы помните, должен состоять всего из одной фразы. Сюжет не может быть «о том-то и о чем-то еще». Чистота и ясность мысли — ваш гид и помощ­ник, когда вы строите драматургию сюжета.

4. Ищите удачный финал, думайте над ним, снимайте разные варианты и выбирайте лучшие. Это может быть остроумный стенд-ап, или отличная журналистская реприза, или гениаль­ный синхрон. Можно придумать афористичную последнюю фразу, которая продемонстрирует ваше понимание темы и вашу любовь к хорошему литературному языку. Мне мно­го раз приходилось быть членом различных жюри, и я могу свидетельствовать, что победу часто отдают фактически за последнюю фразу. Удачному финалу члены жюри аплоди­руют, мгновенно забыв обо всех недостатках сюжета.

Закадровый текст

 

О значении картинки говорится так много, что кто-то может подумать, что текста не должно быть вообще. На самом деле текст, конечно, нужен, но только следует уточнить:

♦ смотря какой текст;

♦ смотря в каком жанре;

♦ смотря на какую тему.

Как это понимать? Призывы писать текст как можно короче и точнее — абсолютно верны. Мне близка позиция И. Фэнга, автора известной книги «Теленовости, радионовости», который пишет, что «процесс написания текста — это процесс сокращения тек­ста». Прекрасно о правилах написания текста пишет Виктория Кэр­ролл в книге «Новости на TV».

Удивительно, что формулы: «писать коротко», «писать точно», «писать разговорным языком» — знакомы каждому журналисту, редактору, режиссеру, но почему-то не только начинающие ре­портеры, но и опытные журналисты порой забывают о них и «на­ступают на одни и те же грабли».

Многословие в эфире, ложная пафосность и многозначительность — главная болезнь регионального ТВ. Если есть болезнь, то ее надо лечить, пока она не станет запу­шенной и хронической. Чтобы лечить грамотно, надо поставить точный диагноз и выписать рецепт. Иными словами, ответить на вопросы: «Откуда это берется?» и «Как это победить?».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: