СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ




 

1. Социально-экономические и духовно-нравственные предпосылки становления педагогики социальной работы и социальной работы.

2. Современные парадигмы развития социально-педагогических знаний.

3. Педагогика социальной работы и социальная работа: многозначность толкований, их соотношение.

4. Цель и задачи педагогической деятельности в социальной работе. Предметная область, объект, субъекты социально-педагогической деятельности.

5. Содержание педагогической деятельности в социальной работе. Влияние педагогических компонентов на социальную работу.

6. Функции педагогической деятельности в социальной работе.

7. Принципы педагогической деятельности, используемые в социальной работе.

8. Общая характеристика основных категорий педагогики социальной работы.

9. Развитие концепции «педагогика среды» в трудах С.Т. Шацкого. Экспериментальная деятельность С.Т. Шацкого, идеи о детском труде и занятости детей.

10. М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин о негативных последствиях изоляции школы от общества.

11. Идеи социального воспитания в работах Н.Н. Иорданского.

12. Социально-педагогические идеи и опытно-экспериментальная деятельность А.С. Макаренко.

13. Сущность социального развития человека. Общие характеристики данного процесса.

14. Способность человека к самовоспитанию, самообразованию, самореализации. Концепция саморазвития человека и самопомощи в педагогике социальной работы.

15. Источники и движущие силы социального развития ребенка.

16. Механизмы социального развития ребенка.

17. Педагогические результаты и закономерности взаимодействия человека и среды.

18. Социализация как социально-педагогическое явление, многозначность трактовок данного понятия.

19. Этапы социализации. Особенности социализации на различных возрастных этапах.

20. Задачи социализации и их педагогический смысл.

21. Социально-педагогические механизмы социализации.

22. Десоциализация и ресоциализация человека. Роль педагогических методов и средств в процессе ресоциализации человека.

23. Мегафакторы социализации и их влияние на человека.

24. Макрофакторы социализации, и их влияние на человека.

25. Мезофакторы социализации и их влияние на человека.

26. Микрофакторы социализации и их влияние на человека.

27. Семья как социокультурная среда воспитания и социализации человека. Общие характеристики и функции семьи.

28. Составляющие педагогического потенциала семьи. Пути повышения воспитательных возможностей семьи.

29. Детская субкультура. Объединения детей и молодежи как фактор социализации. Воспитательный потенциал группы сверстников.

30. Влияние школы на социализацию человека.

31. Сущность социальной адаптации личности. Теории социальной адаптации личности.

32. Адаптированность личности. Критерии степени адаптированности личности.

33. Социальная дезадаптация. Виды социальной дезадаптации.

34. Типы детско-подростковой дезадаптации. Школьная дезадаптация.

35. Факторы и последствия дезадаптации. Преодоление социальной дезадаптации человека педагогическими средствами.

36. Сущность понятия «социальное воспитание»: научные подходы (В.Н. Шульгин, Н.Н. Иорданский, Л.В Мардахаев). Общие основы теории социального воспитания А.В. Мудрика.

37. Субъекты и сферы социального воспитания.

38. Целеполагание и задачи в социальном воспитании личности. Функции социального воспитания.

39. Закономерности и противоречия социального воспитания различных категорий населения и специфика их проявления в разных видах социума.

40. Система принципов социального воспитания личности, условия и направления их реализации.

 

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебе и общественно полезной деятельности.

Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый, комплексный, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности.

Принципы социального воспитания — это основные, концептуальные положения, которые отражают педагогические убеждения и установки воспитателя и помогают ему на практике реализовать воспитательный процесс.

· Принцип гуманистической направленности воспитания.

· Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

· Принцип коллективности социального воспитания.

· Принцип диалогичности социального воспитания.

· Принцип природосообразности социального воспитания

· Принцип культуросообразности социального воспитания.

· Принцип незавершимости воспитания

Социальное воспитание сориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

Схематически процесс социального воспитания можно представить как: (по А.В. Мудрику)

1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций;

2. приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта;

3. интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности;

4. экстериоризация социального опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

41. Социальное воспитание личности в коллективе. Принципы и методы формирования коллектива.

 

Воспитание личности в коллективе является выражением определенных закономерностей развития как самой личности, так и общества в целом. Лишь в коллективных взаимоотношениях создаются благоприятные условия для социально- психического развития.

Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков

Коллектив – высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через отношение к общему делу.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами

Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др

Методика создания и воспитания коллектива базируется на вовлечении учащихся в совместную деятельность и на специальных приёмах сплочения группы. На основе этого активизируется развитие и социализация личности.

 

Коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Приспосабливаясь к правилам, нормам, свойственным конкретному коллективу, ребенок приобретает опыт коллективного поведения.

Коллектив проходит в процессе своего развития три стадии:

I стадия — становление коллектива, когда он выступает в первую очередь как объект педагогической деятельности, но при этом параллельно развиваются и его субъектные свойства.

II стадия — коллектив выступает как инструмент массового развития, т.е. является субъектом собственного развития, что проявляется в устойчивом чувстве «Мы», сильной культуре класса и т.п. При этом особенно ярко проявляется первая составляющая социализации — адаптация школьника в классе.

III стадия — коллектив является инструментом индивидуального развития личности, т.е. проявляет свои субъектные свойства по отношению к каждому входящему в него школьнику. На этой стадии класс максимально реализует свои социализирующие функции, становясь, по нашей типологии, воспитывающим классом. В первую же очередь проявляется вторая составляющая социализации — позитивное обособление школьника в классе.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между лич­ностью и коллективом:

· личность подчиняется коллективу (конформизм);

· личность и коллектив находятся в оптималь­ных отношениях (гармония);

· личность подчиняет себе кол­лектив (нонконформизм).

 

42. Понятие «социально-педагогическая деятельность»: многозначность толкований. Педагогическая и социально-педагогическая деятельность: сходства и различия.

 

Понятие «социально-педагогической деятельности», как и научная область «социальная педагогика», в рамках которой оно сформировалось, появилось сравнительно недавно и находится в процессе развития. Сдерживающим фактором становления данной категории является то, что социальная педагогика – наука междисциплинарная.

Согласно М.В. Шакуровой, социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

По мнению Р.В. Овчаровой, социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем.

Социально-педагогическая деятельность представляет собой многомерное понятие. Она направлена не на отдельно взятый социальный процесс, а одновременно на весь комплекс процессов развития личности, ее включения в социум и преобразование самого социума. В соответствии с данным подходом, М.А. Галагузова определяет социально-педагогическую деятельность как «…разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе».

 

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его “очеловечивания” и общественными интересами.

Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами в образовательных учреждениях различных типов и видов. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, приемами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, то есть она равнонаправлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

 

Отличия сопоставляемых видов профессиональной деятельности
Вид профессиональной деятельности Цель деятельности Характер деятельности Объект деятельности Учреждения, где осуществляется деятельность
педагогическая деятельность передача социокультурного опыта программно-нормативный, непрерывный все дети образовательные учреждения
социально-педагогическая деятельность помощь в социализации ребенка адресный, локальный ребенок с проблемами социализации образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, социальные службы

 

43. Сферы применения социально-педагогической деятельности. Специфика социально-педагогической деятельности в социальной работе.

 

Социально-педагогическая деятельность является видом деятельности как в отношении несовершеннолетних, так и взрослых. Специалист по социальной работе нередко для решения социальных проблем нуждающихся прибегает к социально-педагогическим методам, средствам – работа Университетов третьего возраста, обучение молодых людей с ОПФР, выпускников детских интернатных учреждений знаниям, умениям и навыкам, необходимым им для интеграции в обществе, самостоятельного проживания. В этой связи социально-педагогическая деятельность представляет собой основной вид деятельности как социального педагога, так и специалиста по социальной работе, и используется в работе фактически со всеми категориями населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: