Социально-педагогическая деятельность в каждом образовательном учреждении имеет свою специфику.




Независимо от специфики учреждения в социально-педагогической деятельности можно выделить следующие направления:

Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на ребѐнка.

Организация воспитательно-образовательного взаимодействия.

Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях.

Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы.

44. Структура социально-педагогической деятельности. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогической деятельности.

К вопросу структуры социально-педагогической деятельности сегодня обратились такие известные российские исследователи, как Р.В. Овчарова, М.А. Галагузова.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту. Цель – состояние, к которому стремится данная система и ради чего она существует. Целенаправленное решение возникающих проблемных ситуаций будут диктовать задачи социально-педагогической деятельности.

Цель и задачи в свою очередь определяют содержание социально-педагогической деятельности, которое отражено в основных направлениях работы специалиста.

В зависимости от цели, задач, содержания социально-педагогической деятельности зависят формы организации и методы ее реализации, которые взаимосвязаны между собой.

В качестве критерия классификации социально-педагогических форм можно принять разделение форм в зависимости от степени их сложности. В соответствии с данной классификацией, формы подразделяют на простые, составные, комплексные (рисунок 2).

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания, методы обучения, методы педагогической реабилитации, педагогической коррекции и т.п. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

Деятельность социального работника, как и любая деятельность, имеет свои результаты

1. Понятие «субъект деятельности». Личность как субъект социально-педагогической деятельности.

 

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее педагогические возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, во­левых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогиче­ской действительности и педагогической деятельности в част­ности, которые являются источником его активности

В позиции педагога проявляется его личность, характер соци­альной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

2. Методы воспитания и обучения в социальной работе.

Воспитание охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека. Обучение – лишь учебно-познавательную деятельность. Все эти методы должны использоваться в единстве, реализуя три важнейшие функции – воспитательную, обучающую и развивающую.

В социальной работе используются такие группы методов воспитания и обучения.

Методы формирования сознания личности – методы, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения (беседа, дискуссия, диспут, положительный пример, рассказ, совет, убеждение, общественное мнение,).

Методы организации деятельности и общения – пути выделения, закрепления и формирования положительного опыта поведения, отношений, действий и поступков (поручение, упражнение, тренинг, созданий воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, игра). В социальной работе они в наибольшей степени направлены на адаптацию клиентов к существующим условиям, реализацию личностного потенциала, в соответствии с существующими нормами, традициями.

Не обойтись без методов регулирования, корректирования действий клиентов.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у него положительной мотивации поведения (метод педагогического взрыва, принуждение, поощрение, порицание, педагогическое стимулирование).

3. Педагогические формы в системе социальной работы. Пути реализации различных педагогических форм в социальной работе.

 

К простым формам следует отнести такие традиционные педагогические формы, как лекцию, обучающий семинар, экскурсию, встречи со значимыми людьми.

Д омашнее визитирование (посещение на дому), рейды постоянно используются специалистами по социальной работе для оценки социальной ситуации клиента

Социально-педагогическими формами дистанционного взаимодействия специалистов являются телефон доверия, «горячая» линия, переписка.

Составные формы

К составным формам социально-педагогической деятельности следует отнести собрание, круглый стол, клуб, кружок (студия), трудовые мастерские, трудовой лагерь, туристический поход, группы взаимопомощи

 

4. Виды социальной работы: диагностическая, профилактическая, коррекционно-развивающая работа, их общая характеристика.

 

Социально-педагогическая деятельность может осуществляться в различных направлениях. Содержание направлений зависит от целей, которые ставит в своей профессиональной деятельности социальный педагог, а также от его функциональных обязанностей.

 

Диагностическая. Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные социально-педагогические диагностические методики или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.).

с оциально-педагогическая диагностика – это процедура выявления, специально организованный процесс получения информации о влиянии на личность и социум различных факторов с целью выявления причин отклонений, индивидуально-психологических качеств личности, социально-педагогической запущенности или неблагополучия, и на основе обобщенных данных выставить диагноз и спроектировать социально-педагогическую деятельность, определить вид помощи.

Предупредительно-профилактическая. Социальный педагог занимается деятельностью, направленной на профилактику алкоголизации детей, вовлечения их в употребления наркотических веществ, совершение ими противоправных действий, а также профилактику совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних.

Деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострению проблем и негативных явлений называется профилактикой.

Осуществление социальным работником комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения патологий в обществе (алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция и др.) и их последствий (противоправное, аддиктивное, девиантное, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие, незанятость т.д.)

Коррекционно-реабилитационная. Следующим направлением деятельности социального педагога является участие в разработке и реализации социальных проектов, программ, планов, содействующих полноценному развитию ребенка, коррекции отклонений в его социализации.

Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и др.) с позитивным влиянием, предполагающим изменения в развитии личности.

 

5. Педагогические методы исследования в системе диагностической работы социального работника. Сущность и особенности педагогической диагностики в социальной работе.

Педагогическая диагностика – это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.

Педагогическая диагностика оценивает ребенка в сравнении его с определенными социальными нормами и эталонами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности ученика и отсутствие его безусловного принятия.

Социальный педагог может опираться в диагностической работе на известные педагогические требования:

- изучение личности должно быть направлено не только на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей и потенциалов;

- диагностика не должна быть самоцелью, а носить стимулирующий характер;

- изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

- личность изучается не изолированно; а в контексте социальных отношений;

- данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; - нельзя делать выводы о личности ребенка только на основе одного метода;

- необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других людей, но и собственными показателями.

Социально-педагогическая диагностика - специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями

6. Основные направления социально-педагогической профилактики.

Деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострению проблем и негативных явлений называется профилактикой.

Осуществление социальным работником комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения патологий в обществе (алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция и др.) и их последствий (противоправное, аддиктивное, девиантное, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие, незанятость т.д.) называется превентивной (превенция - предупреждение, предостережение) социально-педагогической работой. При этом на превентивном уровне профилактика обеспечит предупреждения возникновения различных отклонений - нравственного, физического, психологического и социального аспектов.

Целью социально-педагогической профилактики является не только предупреждение проблем и негативных явлений, но и создание условий для полноценного функционирования общества и жизнедеятельности отдельных лиц.

Социально - педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных социально одобряемых видов их активности

На местах воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач:

а) выявление неблагоприятных условий семейного, школьного,общественного воспитания и оздоровление их;

б) пресечение и устранение действия антиобщественного,криминализирующего влияния на несовершеннолетних;

в) осуществление коррекции отклоняющегося поведениянесовершеннолетних.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

 

7. Коррекционно-развивающая работа как важнейший педагогический процесс в социальной работе. Методы коррекционно-развивающей работы.

 

Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и др.) с позитивным влиянием, предполагающим изменения в развитии личности.

По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка (человека) до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти о добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей человека деятельности

- стимулирующую, направленную на активизацию позитивной общественно направленной деятельности человека

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств человека и предполагающую применение различных методов.

 

В основе специальных методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности лежат общепедагогические подходы, подтверждением чему может быть совокупность методов и приемов коррекционной работы с аномальными детьми, нацеленные на развитие сохранных или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений ребенка. Это методы упражнения, методы убеждения, методы примера, методы стимулирования поведения и деятельности детей с отклонениями в развитии и поведении

В коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно-профилактическую направленность, цель которой -разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков, выделяются группа методов переубеждения, принуждения, приучения, поощрения или методы переучивания, переубеждения, "реконструкции" характера, метод "взрыва", методы переключения, поощрения и наказания.

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия, метод "сократического диалога", методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию; методики групповой психокоррекции, разыгрывания ролевых ситуаций; методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конфликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод поведенческого тренинга и т.д.

Все эти методы и методики психокоррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

 

8. Теория педагогической поддержки О.С. Газмана и ее значение в развитии социальной работы.

 

Социально-педагогическая поддержка, как правило, употребляется в совокупности с такими определениями как защита, помощь, сопровождение, патронат, патронаж.

Появление понятия «социально-педагогическая поддержка» связано с развитием теории педагогической поддержки (О.С. Газман). Согласно данной теории, педагогическая поддержка – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности.

В трудах последователей О.С. Газмана понятие «педагогическая поддержка» конкретизируется, и под ним понимается деятельность профессионалов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением. Поскольку данный вид профессиональной деятельности получил свое развитие в системе образования, то его особенностью стала помощь ребенку в личностном развитии.

Поддержка – это вид педагогической деятельности, направленный на самостановление, самоопределение ребенка, его становление в качестве субъекта жизнедеятельности и в целом его индивидуализацию.

Поддержка – это не просто помощь, а деятельностная позиция педагога по отношению к ребенку.

 

9. Виды педагогической поддержки: помощь, поддержка, сопровождение, патронат. Особенности их использования в практике социальной работы.

В зависимости от степени самостоятельности ребенка и его потенциала в решении сложившихся трудностей различают формы педагогической поддержки – защита, помощь, поддержка, сопровождение.

Защита – это процесс отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите. Используется в отношении детей дошкольного возраста.

Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи. Предназначена для педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Поддержка – процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуаций выбора при условии, если ребенок не справляется сам. Используется в работе подростками.

Сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности в проблемной ситуации при минимальном участии педагога. Предназначено для педагогической деятельности с юношами и девушками.

Существует подход, согласно которому, поддержку понимают как особую форму патронажа. При этом в словарях под патронажем понимают оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форму профилактической работы, заключающуюся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; семей группы риска; проведение на дому оздоровительных мероприятий.

«Патронат» не включает в себя оказание медицинских услуг, а в самом общем виде означает покровительство.

Под социальным патронатом понимают социальную услугу, которая представляет собой деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленную на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального

10. Методы педагогической поддержки различных групп населения, особенности их использования в социальной работе.

 

????

 

11. Понятия «реабилитация», «педагогическая реабилитация». Цели и принципы педагогической реабилитации.

Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих

Педагогический смысл реабилитации заключается в создании среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил ребенка: познавательных, физических, эмоциональных, когнитивных и духовно-нравственных, - его гармоничности и целостности

Педагогическая реабилитация – это процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку с его способностями и возможностями целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению.

Наиболее эффективно педагогическая реабилитация протекает в условиях гуманистической воспитательной системы, которая изначально ориентирована на личность каждого ребенка, на восстановление и развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников.

 

12. Педагогические знания и педагогическое мышление социального работника.

 

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.

Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д

педагогическое мышление – это способность социального работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;

 

13. Педагогическое мастерство социального работника.

«Профессиональное мастерство» — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

— развитие личностного интереса к выбранной профессии;

— формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

— формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

— формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы

14. Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры специалистов по социальной работе. Структура педагогической культуры социального работника.

 

Профессиональная культура — это часть общей культуры, представляющая усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса.

Человека характеризует общая культура, составной частью которой является его педагогическая культура.

Под педагогической культурой понимается усвоенный и повседневно проявляемый человеком уровень искусства педагога (педагогической деятельности) по отношению к себе, другим людям, детям. Работник социальной сферы должен владеть профессиональной культурой.

Профессиональная деятельность непосредственно связана с людьми, следует выделять педагогическую культуру специалиста социальной сферы. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его проявления в процессе профессиональной практики.

Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют: внутренняя и внешняя культура специалиста.

Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто приравнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, которые имеет человек

Внутренняя культура человека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности

Внешняя составляющая педагогической культуры социального работника — это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:

а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры.

б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) — поведенческий уровень педагогической культуры.

в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога

г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения.

15. Педагогический такт и этика в социальной работе. Уровни проявления педагогической культуры.

В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но прежде всего — в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д

В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми.

Важнейший путь овладения педагогическим тактом — постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.

Все сказанное о наблюдательности, предвидении и педагогическом такте объединяется в понятии «педагогическая культура», которым обозначается умение добиваться положительных результатов в работе с людьми с помощью педагогических средств и методов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: