Технологическая карта занятия по физической культуре




Общие правила

«Зоны» на площадке и перемещение игроков.

Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18х9 метров. Волейбольная площадка разделена посередине сеткой. Высота сетки для мужчин — 2,43 м, для женщин — 2,24 м.

Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65—67 см весом 260—280 г.

Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле в каждый момент времени могут находиться 6 игроков.

Цель игры — атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.

Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода права подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.

Подача

Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём. До того как игрок не коснётся мяча при подаче, ни одна часть его тела не должна коснуться поверхности площадки. В полёте мяч может коснуться сетки, но не должен касаться антенн или их мысленного продолжения вверх. Если мяч коснётся поверхности игровой площадки, подающей команде засчитывается очко. Если игрок, который подавал, нарушил правила или отправил мяч в аут, то очко засчитывается принимающей команде. Не разрешается блокировать мяч при подаче, прерывая его траекторию над сеткой. Если очко выиграно командой, которая подавала мяч, то подачу продолжает выполнять тот же игрок.

В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке. Её противоположностью является укороченная подача, когда мяч направляется близко к сетке.

Приём подачи

Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии, то есть в 5-й, 6-й, 1-й зонах. Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания и максимум после третьего касания перевести мяч на половину противника. Обрабатывать мяч на приёме можно в любом месте площадки и свободного пространства, но только не на самой половине площадки противника. При этом если приходится пасом переводить мяч обратно на свою игровую половину, вторая передача из трёх не может проходить между антеннами, а обязательно должна проходить мимо антенн. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела. Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приема силовой подачи требуется уже 3 игрока.

Защита

Приём атакующего удара отличается от приёма подачи, так как в защите в обязательном порядке всегда участвуют все 6 игроков находящихся на площадке, некоторые игроки передней линии ставят блок, а все остальные играют в защите. Цель защищающихся оставить мяч в игре и по возможности довести его пасующему. Защита может быть эффективной только в случае согласованных действий всех игроков команды, поэтому были разработаны схемы игры в защите, из которых прижились только две, «углом назад» и «углом вперёд». В обеих схемах крайние защитники стоят по боковым линиям, выходя из за блока в 5-6 метре от сетки, а вот защитник в 6 зоне в соответствии с названием схемы играет или непосредственно позади блока или за лицевой линией.

Атака

Обычно при позитивном приёме мяч принимается игроками задней линии и доводится до связующего игрока, связующий передаёт мяч игроку для выполнения атакующего удара. При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами. При этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленного продолжения вверх. Игроки передней линии могут атаковать с любой точки площадки. Игроки задней линии перед атакой должны отталкиваться за специальной трёхметровой линией. Запрещено атаковать только либеро.

Различают атакующие удары: прямые и боковые, удары с переводом вправо и обманные удары.

Блокирование

Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела над сеткой, обычно руками, перенесёнными на сторону противника в рамках правил. Разрешается переносить руки на сторону противника при блокировании в той степени, чтобы они не мешали противнику до его атаки или другого игрового действия.

Блок может быть одиночным или групповым. Касание блока не считается за одно из трёх касаний. Блокировать могут только те игроки, что стоят на передней линии, то есть в зонах 2, 3, 4.

Либеро

Двое из 14 игроков команды могут быть назначены либеро. Игроки этого амплуа не могут участвовать в атаке, в блоке и подавать. Форма либеро должна отличаться от формы остальных игроков. Разрешается заменять либеро неограниченное количество раз, не ставя в известность судью. Так как либеро не имеет права атаковать и блокировать, он обычно находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например с центральным блокирующим.

Регламент

Волейбольная партия не ограничена во времени и продолжается до 25 очков. При этом если преимущество над противником не достигло 2 очков, партия будет продолжаться до тех пор, пока это не произойдёт. Матч продолжается до того, как одна из команд выиграет три партии. В пятой партии счёт идёт до 15 очков. В каждой партии тренер каждой из команд может попросить два тайм-аута по 30 секунд. Дополнительно в первых 4 партиях назначаются технические тайм-ауты по достижении одной из команд 8 и 16 очков. После окончания первых четырёх партий, а также при достижении одной из команд 8 очков в пятой партии, команды меняются сторонами площадки. В каждой партии тренер имеет право произвести не более 6 замен полевых игроков.

Нарушения правил

Ниже перечислены наиболее характерные для игры ошибки игроков и тренера.

При подаче

· Игрок заступил ногой на пространство площадки.

· Игрок подбросил и поймал мяч.

· По истечении 8 секунд после свистка судьи мяч передаётся команде соперников.

· Касание антенны мячом.

· Совершил подачу до свистка судьи

При розыгрыше

· Сделано более трёх касаний.

· Касание верхнего края сетки игроком, выполняющим активное игровое действие.

· Заступ игроком задней линии трёхметровой линии при атаке.

· Ошибка на приёме: двойное касание или задержка мяча.

· Касание антенны мячом при ударе.

· Заступ на игровую половину противника.

Регламент

· Нарушение расстановки.

· Неспортивное поведение одного из игроков или тренера.

· Касание верхнего края сетки.

Изменения в правилах

На XXXI конгрессе FIVB в Дубае были утверждены изменения в правилах, вступившие в силу с сезона 2009 года. Теперь заявка команды в официальных международных встречах составляет 14 игроков, 2 из которых либеро. Также изменено толкование ошибок «касание сетки» и «заступ» на игровую половину противника, уточнено определение блокирования, внесены процедурные изменения, касающиеся функций судей и порядка проведения замен.

Технологическая карта занятия по физической культуре

Преподаватель: Чистякова Н.В.

Дата: 9.09.2015г. – 25.05.2017г.

Длительность: 1час 30 мин. (вторник, четверг)

Тема: Волейбол. Командные действия в нападении.

Цель занятия: Усвоение учащимися основных приемов в нападении при игре в волейбол.

Образовательные задачи (предметные результаты):

1. Обучение командным действиям в нападении (познавательные УУД).

2. Закрепление техники верхней и нижней передачи (познавательные УУД).

3. Совершенствование техники подачи(познавательные УУД).

4. Развитие прыгучести (познавательные УУД).

5. Развитие ловкости, быстроты и скорости реакции(познавательные УУД).

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1. Формирование умения общаться в соревновательной деятельности (коммуникативные УУД).

2. Развитие умения планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивные УУД)

3. Развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем и улучшение эмоционального состояния учащихся(регулятивные УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

1. Воспитание устойчивого интереса к двигательной активности, чувства коллективизма, ответственности, товарищества (личностные УУД).

2. Формирование самооценки и личностного самоопределения к видам деятельности (личностные УУД).

3. Формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (личностные УУД).

Тип урока: с образовательно - тренировочной направленностью.

Инвентарь и Оборудование: волейбольная сетка, волейбольные мячи, скамейки, палка для прыжков, гимнастические коврики.

 

Содержание занятия Дозировка Целевая установка упражнения Вид УУД (универсальные учебные действия) Л – личностные, П - познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные
Подготовительная часть 18-20 мин    
Построение, приветствие, сообщение темы и задач урока, измерение пульса. 2 мин Организация учащихся на занятие. Мотивация к активной деятельности. Умение самоопределиться к задачам занятия и принять цель занятия(Л). Умение проявлять дисциплинированность и внимание(Л).
Ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, в полуприседе, перекатом с пятки на носок. 2 мин Разогрев мышц и суставов. Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета. Формирование красивой осанки(Р).
Бег без задания, приставными шагами правым и левым боком, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, в сторону, на каждый шаг выпрыгивая вверх. 4 мин Соотношение двигательных действий учащихся с командами преподавателя. Умение распознавать и выполнять двигательные действия(П).
Ходьба, восстановление дыхания. 1 мин Восстановление дыхания. Формирование бережного отношения к своему здоровью(Л).
Комплекс ОРУ, включающий прыжковые упражнения 6 мин Закрепление знаний по двигательным действиям и исходным положениям. Развитие прыгучести, гибкости и координации движений. Умение использовать имеющиеся знания и опыт. Формирование физических качеств(П).
Бег с изменением направления движения, с приседом по сигналу 2 мин Формирование быстроты реакции, развитие внимания. Умение быстро и четко реагировать на команду преподавателя, не нарушая строй.
Ходьба, остановка, восстановление дыхания. 1 мин Расслабление. Умение быстро расслаблять мышцы (Р) и чувствовать красоту движения (Л).
Отдых 1-2 мин    
Основная часть 60 мин    
Выполнение верхней прямой и нижней боковой подачи. 10 мин Закрепление умения подавать. Совершенствование техники подачи (П).
Работа в парах с волейбольными мячами. Верхняя и нижняя передачи. Броски мяча одной и двумя руками из-за головы, от пола, движение в парах вдоль волейбольной сетки лицом друг к другу, удерживая мяч над собой посередине кончиками пальцев, верхняя передача мяча в парах в движении вдоль сетки. 15 мин Формирование навыка верхней и нижней передачи Закрепление техники верхней и нижней передачи(П).
Отработка атакующего удара через волейбольную сетку в парах. 10 мин Обучение атакующему удару. Формирование основ атакующего удара(П).
Двусторонняя игра по упрощенным правилам. 20 мин Взаимодействие друг с другом в соревновательной деятельности. Формирование умения общаться в соревновательной деятельности(К).
Круговая тренировка: прыжки через скамейки, через палку с разбегу. 5 мин Развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Развитие прыгучести. Развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем и улучшение эмоционального состояния учащегося(Р).
Заключительная часть. 10 мин    
Упражнения на дыхание, растяжка 5 мин Восстановление. Расслабление. Формирование бережного отношения к своему здоровью(Л).
Построение, подведение итогов занятия, выставление отметок, сообщение домашнего задания. Занятие окончено. 5 мин Формирование самооценки. Умение контролировать и оценивать свои двигательные и поведенческие действия(Р).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: