Глава 2. Святость Бога и святость твари




Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Термин святость. 4

Глава 2. Святость Бога и святость твари. 5

Заключение. 9

Список использованных источников. 12

 


Введение

Понятие «святости» одно из центральных религиозных понятий, фундаментальное понятие христианского вероучения. Мы используем этот термин в отношении Бога, Его откровения, Церкви, Таинств, богослужебных предметов, отдельных людей, праздников и всего того, что посвящено Богу. Термин «святость» имеет библейское происхождение, мы встречаем его уже на первых страницах Священного Писания, его различные производные встречаются в Библии более 1000 раз, что свидетельствует о важности и актуальности раскрытия и правильного понимания святости для духовной жизни христианина. Для правильного понимания термина необходимо исследовать его происхождение, этимологию и первоначальное значение. Поэтому в данном реферате будет рассмотрено учение о святости, изложенное в Законоположительных книгах Ветхого Завета (Пятикнижии).

Целью данного реферата является раскрытие понятия о святости на основе Пятикнижия.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

— рассмотреть в каком контексте термин «святость» используется в Пятикнижии;

— раскрыть учение о святости, изложенное в Пятикнижии.

Структура реферата определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части и заключения. В конце приведен список использованных источников и литературы.

 

 


Глава 1. Термин святость

Термин святость в книгах Священного Писания Ветхого Завета и в частности Пятикнижия, как правило, передается словом с корнем qdš (кадош), которое означает «нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное»[1], «содержит идею отделения от мирского»[2]. Согласно еврейским экзегетам глагол с корнем qdš может быть переведен как «быть отделенным», «обособленным».[3] В этом смысле святость может означать нечто отделенное для Бога, выделенное из всего прочего и посвященное Ему. Именно в таком контексте мы и встречаем впервые это понятие в Пятикнижии применительно к категории времени: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3); в следующий раз уже к категории места (пространства и материи): «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » (Исх.3:5); а уже затем к живым существам и к самому человеку: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они » (Исх.13:2). Соответственно святость можно определить как некое состояние особой принадлежности Богу особой связи с Ним людей, живых существ, предметов, мест, и времени. Далее мы рассмотрим, в чем заключается Божественная святость и святость, которую Бог сообщает своему творению.


 

Глава 2. Святость Бога и святость твари

Но святость всех других существ и предметов, как и их бытие, сообщается им Богом. Святость есть неотъемлемое качество Бога, отличающее и отделяющее Его от всех созданий и всего сотворенного: «Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» (Исх. 15:11). Святость Бога обусловлена трансцендентностью, недостижимостью и величием Творца. Нравственным аспектом святости является не причастность греху, справедливость, милосердие и любовь. «Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло»[4]. Синонимом святости является понятие о праведности Бога. «Особенность Ветхозаветного Откровения в том, что святость, отделенность поставляется в связь со святостью Божией. И в первую очередь это показывает, что Бог, будучи абсолютным Духом, будучи Творцом, отделенный от всей твари и чуждый всякого греха и всего греховного, имеет полноту нравственного совершенства. И всякая святость человеческая является откликом и приобщением к этой святости Божией. И в библейском употреблении понятие святости приобретает именно значение нравственного совершенства»[5].

Святость Божия распространяется и на Имя Божие, так как по древним представлениям существует теснейшая взаимосвязь между именем и его носителем, отсюда запрет на произнесение Имени Божия напрасно: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). К тому же Имя Божие, открытое Моисею «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), содержит в себе высказывание о Божественной сущности, несет мысль о Его святости, трансцендентности и абсолютном отличии от всего сотворенного, не имеющего бытия в самом себе, но получающего его от Бога. Как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «В оригинале Имя Божие (в Исх. 3:14 звучит как «Эхье ашер эхье») означает одновременно как присутствие и покровительство Божие, так и Его абсолютную свободу и суверенность» [6].

Получается, что по Своей сущности свят только Бог, следовательно, все прочее становится святым только тогда, когда Бог освящает его, делая его Своим. Причиной святости человека является святость Бога: «Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). По слову святителя Кирилла Иерусалимского: «поистине един Свят, Кто по естеству свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве»[7].

Святость Бога понимается как Его несоизмеримость ни с чем тварным, но библейское мировоззрение переносит свойство святости на все, что становится причастным Богу, соприкасается с Ним. «Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, закон, храм Божий, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю»[8].

Святым именуется израильский народ, как удел Божий избранный из всех народов: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:5,6).

Но и из среды народа Господь выделяет особый класс священников, которые избраны и освящены Богом, предстоять пред Ним от лица всего народа: «Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы» (Лев. 21:6). Первосвященник даже должен был носить на себе золотую табличку с надписью: «Святыня Господня» (Исх. 28:36).

Места, связанные с явлением и откровением Божиим именуются святыми. Например, «земля святая» (Исх. 3:5) вокруг «неопалимой купины». Свято также и время посвященное Богу. Например, субботы: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11) и иные «праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время» (Лев. 23:4).

Священными признаются предметы, предназначенные для богослужения. Таковы священные сосуды и богослужебная утварь: «И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги» (Числ. 31:6), облачения священников: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия» (Исх. 28:2), святая вода: «И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду» (Числ. 5:17), святы и сами приносимые Богу жертвы: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27:30-32).

Наиболее ярко понятие о святости раскрывается в третьей книге Пятикнижия – Левит. Идейным центром книги экзегеты называют «Закон святости» (17,1–26,46). Книга содержит в себе культовые предписания, правила ритуальной и нравственной чистоты, смысл которых заключается в словах Божиих: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Поэтому большинство предписаний оканчиваются фразой «Я Господь», что подчеркивает их основание в святости Бога.

«Святость в данном контексте означает отделение ветхозаветной Церкви от языческого мира и ее бытие как удела Божия («святой» значит обособленный, принадлежащий Богу). Святость выражатся не только в культе, но и в соблюдении нравственных заповедей, основанных на Декалоге» [9].

Законы изложенные в книге Левит по своему достоинству гораздо выше законов иных древних народов, что свидетельствует о их божественном происхождении. Предписания обрядового закона, в отличии от нравственного закона, имели временный, но черезвычайно важный воспитательный характер для богоизбранного народа. Обрядовые законы были призваны поставить границу между народом Божиим и язычниками, сохранить Израиль от языческих пороков и идолопоклонства. К тому же поддержание телесной чистоты направляло мысль к чистоте духовной.


 

Заключение

«В основе всех ветхозаветных законов лежит мысль о святости Бога и греховности человека, о необходимости очищения грехов, о невозможности достигнуть этого силами самого человека и необходимости Божественного искупления. Таким образом, эти обрядовые законы обращали мысль к Искупителю, в Котором Одном только находят свое объяснение все богоустановленные жертвы, ибо невозможно, как говорит святой апостол Павел, чтобы кровь тельца и козлов сама по себе очищала грехи (Евр. 10:4). Словом, все говорило евреям о прообразовательно-мессианском значении этих обрядов, как это разъясняет апостол в своем Послании к евреям»[10].

С христианской точки зрения ветхозаветный закон достаточно жесток, нарушение многих заповедей несет за собой смертную казнь, а ветхозаветные праведники далеко не всегда являют собой «образ кротости». Сам Моисей за отступление в язычество повелевает вырезать треть выведенного им из Египта народа. И это рассматривается как прямое исполнение воли Божией. Как отмечает протоиерей Лев Шихляров: «Библия есть книга встречи Бога и человека, но и история есть, как было сказано, место этой встречи. И вот безгрешный и неизменный Бог встречается с падшим и упорствующим в своем падении человечеством... И воля Божия состояла не в том, чтобы проливать кровь, а чтобы в мире, где льются потоки крови, одна из линий человеческой истории привела бы в итоге к исполнению Божественного плана спасения. Богу нужно не то, чтобы место хананеян заняли израильтяне, а то, чтобы безбожные племена уступили историческую арену племени, организовавшему жизнь как служение единому Творцу. К сердцам людей, к Своему воплощению Бог пробивался через стену ненависти и бесчувственности»[11].

С этой точки зрения понятие о ветхозаветной святости, можно рассматривать, как постепенное возрастание, постепенное движение к Богу, освящение светом Его Истины. Например, относительно брачного права Моисеев закон уже отличается гораздо большей строгостью, чем брачные нормы патриархальной эпохи. Так праотец Авраам был женат на своей единокровной сестре Сарре (Быт. 20:12), что противоречит (Лев.18:9): «Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их», а Иаков - на двух родных сестрах Лии и Рахили, которые к тому же были двоюродными сестрами своего мужа, против (Лев.18:18): «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее».

Пятикнижие говорит о святости как свойстве Божием, которое народ Божий призван отразить в своей жизни. И хотя, святость ветхозаветных праведников есть понятие относительное, условное, и может рассматриваться нами лишь как «тень будущего» (Кол. 2:17), но, тем не менее, уже в Пятикнижии мы встречаем указание на ту нравственную высоту, которая во всей своей полноте открывается нам лишь в Господе нашем Иисусе Христе. Так во Второзаконии читаем: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:5), а в книге Левит: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

В общих чертах нравственный аспект понятия о святости по Пятикнижию выражается следующей заповедью: «Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни» (Втор. 11:1).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: