Дети исполняют песню - «Родной Башкортостан»




Вед: Еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. На этом наш праздник заканчивается, до новых встреч, дорогие друзья!

 

Занятие «Мой родной Башкортостан»

Цель: Обобщить, углубить и расширить знания детей по истории и экологии современного Башкортостана.

Задачи:

образовательные: развивать связную речь; закрепить знания детей о Башкортостане;

развивающие: развитие памяти, произвольного внимания, логического мышления, мелкой моторики, слухового восприятия

воспитательные: воспитывать чувство национальной гордости за родную республику через соприкосновение с лучшими и наиболее интересными образцами литературы, искусства, фактами из истории и национальными традициями.

Оборудование:

-.CD проигрыватель с записью мелодии курая;

- географическая карта;

- башкирский мёд,

Ход занятия

Организационный момент.

Сегодня у нас, ребята, не совсем обычная встреча. Мы совершим путешествие по нашей родной республике, по удивительному краю, который зовётся Башкортостаном. Башкортостан расположен на крупнейшем материке на Земле - в Евразии.

2.Дидактическая игра «Обведи по контуру». Дети обводят географический контур республики Башкортостан.

3. Дидактическая игра «На что похоже? ». Что по форме вам напоминают очертания республики на карте России? (Ответы детей).

-Да, действительно, очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные ассоциации и поэтические представления. Одни сравнивают его с человеческим сердцем, другие – с ладонью дружественной руки.

-А народный поэт Башкортостана М. Карим назвал нашу республику зелёным листком берёзы России. (Декламирование логопедом стихотворения «О берёзовом листке»)


Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…


Мустай Карим

Обучающий момент.

Итак, мы начинаем наше путешествие! В Башкортостане проживают представители более 30 национальностей (назовите их).

В Башкортостане - 21 город,столица – г. Уфа.

-В начале нашего путешествия я предлагаю вам совершить небольшой экскурс в прошлое.

-Вы задумывались когда-нибудь, почему наша республика называется Башкортостан?

-История слова «башкорт» имеет природные начала и два самых распространённых научных толкования: первая половина в обоих вариантах означает «голова», а вторая половина «корт» одними исследователями переводится как «волк», а другими «пчела»

БАШ КОРТголова волк пчела

Первое толкование объясняется существующей с давних времён легендой о волке-спасителе, волке-основателе башкирского народа.

Второе толкование связано с поклонение башкирской пчеле и с исторически древним занятием пчеловодством и бортничеством.

-Какие цвета преобладают на физической карте Башкортостана? (коричневый и зелёный). Коричневый цвет означает горы, а зелёный – равнину.

- Есть башкирская легенда о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс этот был огромный. Однажды великан растянул свой пояс, и он лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

-Как вы думаете, что означает слово «Урал» по-башкирски? (пояс)

-Непосредственно с горами связано и формирование рек в Башкортостане.

Всё хорошо в природе, но вода- красота всей природы.С. Т. Аксаков

-Удивительны и прекрасны реки Башкортостана. Многие из них берут своё начало в Уральских горах. Какие реки Башкортостана вы знаете?

-В башкирском народном творчестве Агидель - «белую как серебро» реку часто называют Идель. В знаменитом эпосе «Урал-батыр» Идель- один из сыновей Урала, давший людям воду, прорубив в скалах дорогу Белой реке. Имя Иделя народ дал реке, кормилице и поилице, тем самым, увековечив его на все времена. Может быть поэтому за рекой и закрепилось нынешнее название – Агидель - Белая река, в противоположность Караидели- чёрной реке, у которой воды темнее и мутнее. Или потому, что Агидель течёт с юга, со светлого полудня, а Караидель- с севера, с чёрной полуночи.

-Любой путешественник, отправляясь в дальнюю дорогу должен задуматься о том какая погода его ждёт.

-Климат Башкортостана: зима обычно снежная и холодная, лето жаркое

Игра «Отгадай загадки».

В них загаданы погодные явления, которые мы можем часто наблюдать в нашем родном Башкортостане.


Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает,

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).


Нашумела, прогремела,

Всё полила и ушла

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза).


Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса).


Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния).


На дворе переполох-

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангина. (Град).


Без крыльев – летят,

Без ног – бегут,

Без паруса – плывут. (Облака).


Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман).


Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь).


- Но в какое путешествие интересно отправляться в одиночку? Лучше и веселее взять с собой друзей, чтобы вместе полюбоваться красотами и богатствами родного края.

- Чем же богат Башкортостан? Вспомните легенду о великане, носившем пояс «Урал». Какие богатства он упрятал в недрах своих глубоких карманов?

- Полезные ископаемые, которые добываются на территории Башкортостана.

-Более 800 различных минералов хранятся в недрах уральских гор. Тысячи месторождений железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Урал – родина малахита, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней и минералов.

-Но главное богатство нашей республики – это уголь и нефть.

-Одно из главных богатств Башкортостана – это его природа. Республика богата лесами. У нас растут: березы, ели, пихты, сосны, липы, дубы, клён, черёмуха, рябина, а в горной местности – и лиственница. Из кустарников наиболее распространённые орешник, боярышник, шиповник, можжевельник.

- В Башкирских лесах наполненными душистыми цветами, цветущими кустарниками и деревьями, издавна обитают дикие пчёлы.

-С. Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: «Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи стоят твои раздольные леса и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом… »

-Башкирский мёд славился всегда. Своими уникальными вкусовыми качествами он известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был отмечен золотыми медалями на международных выставках: в Париже – в 1900 году, в Эрфурте – 1961 году. Начало 21 века башкирский лакомый продукт ознаменовал новой победой: на международной выставке «Золотая осень» в Москве – одиннадцатью золотыми и двумя серебряными медалями.

- Богаты исторические традиции башкирского народа в области коневодства. А точнее, в вопросе разведения особой породы лошадей – башкирской лошади. Это тоже является очень значительным и примечательным фактом в истории Башкортостана.

- Богат и животный мир Башкортостана. Это объясняется разнообразием растительности и рельефа республики. В степях встречаются волки, лисицы, хори, зайцы, а из птиц – серая куропатка. В лесах – лоси, косули, волки, рыси, медведи, барсуки, куницы, норки, из птиц – тетерев, глухарь, рябчик.

- Возле рек и озёр селятся лебеди, серые гуси, казарки, различные утки. В озёрах и реках много рыбы хищных карповых и ценных пород.

- Всё это богатство требует охраны и защиты во имя будущего. Поэтому на территории республики были созданы заповедники.

- Завершая наше сегодняшнее путешествие по родному краю, давайте обобщим, чем же богат Башкортостан? Что можно считать главным и истинным богатством нашей республики? (Дети приходят к мысли, что главное богатство нашей республики это люди, которые своим трудом добиваются её процветания).

Итог.

- Понравилось ли вам путешествие?

- Что нового и интересного вы из него узнали?

- Что особенно запомнилось и заинтересовало? Оценивание.

Использованная литература:

«Любовь моя- Башкортостан» методическое издание, Стерлитамак, 2005

«Мой край- Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева

Стихотворения К. Киньябулатовой, А. Тагировой, А. Ахметкужина, Р. Молодцова

«Музыка в детском саду»А. Кубагушева

«Мой край родной»

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие - (нравственное и патриотическое воспитание);

- познавательное развитие - (приобщение к социально-культурным ценностям)

- речевое развитие - (развитие речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи.);

- художественно-эстетическое развитие – (приобщение к искусству (к музыке, музыкальная деятельность (слушание, пение, музыкально-ритмические движения.);

- физическое развитие – (физическая культура – (подвижные игры.).

Цель:

- воспитание у детей патриотизма;

- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;

- развивать двигательную активность через игры.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;

- познакомить детей с творчеством МустаяКарима;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

Развивающие:

- развивать память, сообразительность, находчивость;

- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

- обогащать словарный запас и расширить кругозор;

- развивать двигательную активность.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;

- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

- формировать чувства толерантности.

Предварительная работа:

- проведение ООД: «Наша Родина – Башкортостан! », «Символика Башкирии: гимн, герб, флаг», «Наш город», «Башкирский поэт – Мустай Карим»;

- рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок;

- прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;

- проведение праздника: «Край мой родной, Башкортостан! »;

- экскурсии в мини - музей, по достопримечательностям родного города;

Словарная работа: культура, традиции, поэт, портрет, легенда, кубыз, думбыра, курай, кубызист, думбырист, кураист, озон кой, кыска кой.

Индивидуальная работа:

- продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливого произнесения слов и словосочетаний в рассказывании легенд;

- над выразительным чтением стихотворения «Родина»;

- с подгруппой детей над совершенствованием диалогической речи: умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- совершенствовать развитие навыков пения с инструментальным сопровождением;

- с подгруппой детей над формированием умения двигаться по кругу и в хороводах, ритмично выполнять движения, простейшие перестроения;

- с подгруппой детей над закреплением правил народных игр и умением выполнять действия взятой на себя роли, согласовывая слова с игровыми действиями.

Демонстрационный материал: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию МустаяКарима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай, головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.

Оборудование: мультимидийный проектор, указка.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, исправления, дополнения, оценка ответов, объяснение, загадки, художественное слово.

Игровые: народные п/и: «Курай», «Назаэбей».

Наглядные: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию МустаяКарима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай).

Инновационный метод: презентации.

Ход образовательной деятельности:

Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Ребята, сегодня у нас необычное, праздничное мероприятие. Мы поговорим о культуре нашего края, вспомним, что мы о нем знаем.

- В какой республике мы с вами живем?

- Столица республики Башкортостан?

- Кто такой Салават Юлаев?

- Как называется наш город?

- Каждый из нас Башкортостан называет своей Родиной. Но свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.

Песня: «Башкортостан – Родина моя! »

- Ребята, давайте внимательно посмотрим на этот портрет. Это знаменитый поэт Башкортостана – МустайКарим. В этом году наша республика празднует 100-летие со дня его рождения. И чтобы поближе познакомиться послушаем его стихотворение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: