Тема 2.10. Тематический натюрморт
Задание:
Поставить и написать тематический натюрморт в определенном колорите или написать по фотографии.
Формат: 40*50
Материал: гуашь, бумага.
Количество: 1 работа
Домашнее задание:
Этюды тематических натюрмортов из предметов быта в разной гамме.
Формат А5 или А4.
Количество: 5 этюдов
Методика выполнения этюда
При выполнении задания следует учитывать, что работа над этюдом делится на два этапа подготовительный и исполнение.
· визуальное изучение, анализ натуры, определение места;
· поиск композиционного решения этюда;
· выполнение подготовительного рисунка под живопись.
· на предметах легкими линиями намечаются характерные детали, границы и характер световых граней;
· в первой прописке намечаются тонально световые отношения крупных предметов постановки, ведущих цветов натуры, имеющих решающее значение для колористического построения этюда. Передать их различия по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности цвета, его теплохолодности, наметить широкий свет, полутона, тени, рефлексы в соответствии с характером формы каждого предмета, освещением и удаление предмета;
· разнообразить техническое исполнение живописи различных планов, предметов натюрморта можно прописать широкими акварельными заливками с мягкими переходами одного цвета в другой или лепить мозаичными мазками. В живописи уместно используется сочетание тех и других приемов;
· вторая прописка предполагает уточнение, активную моделировку формы предметов на освещенных местах, мазки краски кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая фактурная обработка и более тщательная прописка предмета «выдвигает» его вперед. В тени же напротив, надо писать обобщеннее, с мягкими переходами, без резких контрастов света. Цвета, краски мягко «впаивать» друг в друга. Применение этих приемов способствует тому, что предмет как бы отступает в глубь пространства;
· нельзя писать обособлено один предмет за другим, прорабатывать его форму до определенной законченности, оставляя в то же время незаписанным, например фон или соседние предметы;
· уделить внимание к изменению цвета под влиянием освещения, среды, цветовой рефлексной взаимосвязи. Чтобы рефлексы не разрушали форму предметов, а предметы на свету и в тени под влиянием рефлексов сохраняли материальные качества и обличия;
· особое внимание живописи переднего плана. Его необходимо крепко строить в пластическом отношении, внимательно лепить форму предметов, выявлять освещенность, материальность, писать детали, чтобы он служил активным входом в композицию, воспринимался устойчиво, материально, «поддерживал» предметы последующих планов. Когда передний план плохо проработан, мало активен, возникает ощущение, что он как бы опускается, проваливается, а предметы второго и последующих планов (наиболее проработанные) кажутся подвешенные или падающими на зрителя;
· на завершающей стадии работы над этюдом необходимо вновь вернуться к уточнению тонально-цветовых отношений ведущих цветов натуры, подчинить частности общей форме, проверить, нет ли излишне ярких и резких пятен, контрастов, разрушающих цельность или, напротив, не потеряны ли насыщенность цвета, четкость деталей, контрастов. От общего к частному и от частного, обогащенного деталями к общему таков путь поиска наибольшей выразительности этюда.
Закрепляем теоретические знания о последовательности работы над натюрмортом, передаче в живописи цветовых отношений между объемной формой и фоном, об определении общетонового и цветового состояния постановки и взаимного влияния контрастных цветов. Учимся при помощи живописных приемов передавать цветовые отношения, объём, характер, материальность и пространственное положение предметов.
Задачи:
- найти композиционное решение формата;
- найти основные пропорциональные отношения;
- построить натюрморт с учетом перспективных сокращений;
- определить и передать основные цвето-тоновые отношения;
- «пролепить» объем предметов цветом, учитывая фон и падающую тень.
- обратить внимание на характер освещения, на разницу между светом и тенью, на присутствие рефлексов.
- передать влияние окружающей среды на предметов
Примеры работ
Характерные ошибки при написании этюдов:
- работа по контуру;
- вялость тоновых отношений;
- использование «открытых» цветов;
- отсутствие связи с фоном;
- отсутствие взаимовлияния цветов.