Ситуационные задачи по теме «Простые фенолы. Фенилпропаноиды. Кумарины, хромоны. ЛР и ЛРС, содержащие данные группы БАВ»




Занятие 24

Тема:«Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие лигнаны, кумарины, хромоны»

Цель занятия:

Изучить лекарственные растения и лекарственное растительное сырьё, содержащие лигнаны, кумарины, хромоны.

Задачи:

· рассмотреть классификацию и общую характеристику фенольных соединений;

· обучить студентов распознавать лекарственные растения по внешним признакам на гербарных образцах и отличать их от возможных примесей, анализировать лекарственное растительное сырье, содержащее лигнанах, кумаринах, хромонах, определять подлинность сырья макро- и микроскопическими методами анализа и давать заключение о качестве сырья с использованием научно-технической документации (НТД);

· изучить латинские названия, географическое распространение, условия местообитания, районы культуры; сроки и приёмы сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья; химический состав, структурные формулы действующих веществ; медицинское применение лекарственного растительного сырья и препаратов, содержащих лигнаны, кумарины, хромоны.

Воспитательное значение темы: диалектико-материалистическое воспитание; санитарно-гигиеническое воспитание.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- понятие о фенолах, их химический состав, классификацию;

- физико-химические свойствах фенолов;

- иметь представление о строении основных групп фенолов.

2. после изучения темы:

- применение групп фенолов в медицине;

- ботаническое описание лекарственных растений, их ареал распространения;

- описание лекарственного растительного сырья, основные группы БАВ, входящих в его состав, фармакологическое действие и применение лекарственного растительного сырья, группы фенолов.

Студент должен уметь:

1. Проводить макроскопический анализ ЛРС, содержащего изучаемые группы фенолов.

2.Проводить микроскопический анализ ЛРС, содержащего изучаемые группы фенолов.

3. Различать по гербарным образцам ЛР, содержащие изучаемые группы фенолов.

5. Идентифицировать возможные примеси к ЛРС, содержащему изучаемые группы фенолов.

Методика проведения занятия:

Хронометраж занятия.

1. Текущий тестовый контроль по теме (15 мин)

2. Устный опрос по теме (25 мин).

3. Выполнение практической части занятия (60 мин).

4. Подведение итогов занятия (35 мин).

Итого 135 мин

Вступительное слово.

Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для будущей практики

Контроль исходного уровня знаний.

Проверяется исходный уровень знаний студентов в виде контрольных вопросов и тестовых заданий.

Вопросы к занятию:

1. Определение понятий «кумарины», «хромоны» и «лигнаны».

2. Лигнаны как представители группы фенилпропаноидов (классификация, распространение в растениях, качественный и количественный анализ, фармакологические свойства).

3. Классификация кумаринов. Формулы БАВ: кумарин, умбеллиферон, эскулетин, скополентин, псорален, ксантилетин, куместрол, хромон.

4. Локализация простых кумаринов, их физиологическое значение. Биосинтез кумаринов.

5. Физические и химические свойства кумаринов.

6. Методы выделения и очистки кумаринов.

7. Качественные реакции, количественное определение кумаринов в ЛРС.

8. Хромоны как самостоятельный класс фенольных соединений (классификация производных, качественное и количественное определение).

9. Латинские и русские названия производящих растений и семейств всех растений

Фенилпропаноиды

IV) лигнаны

  1. Лимонник китайский (Schizandra chinensis)
  2. Лопух большой (Arctium lappa)
  3. Лопух войлочный (Arctium tomentosum)
  4. Лопух малый (Arctium minus)
  5. Подофилл щитовидный (Podophyllum peltatum)
  6. Подофилл гималайский (Podophyllum hexandrum)

Кумарины

  1. Донник лекарственный (Melilotus officinalis)
  2. Донник высокий (Melilotus altissimus)
  3. Вздутоплодник сибирский (Phlojiodicarpus sibiricus)
  4. Пастернак посевной (Pastinaca sativa)
  5. Псоралея костянковая (Psoralea drupacea)
  6. Инжир обыкновенный (Ficus carica)
  7. Амми большая (Ammi majus)
  8. Горичник русский (Peucedanum ruthenicum)
  9. Горичник Морисона (Peucedanum morisoni)

Хромоны

16. Виснага морковевидная (Visnaga daucoides)

Беседа по теме занятия.

Вопросы для собеседования:

1. Дайте определение кумаринам, фурокумаринам и хромонам.

2. Приведите классификацию кумаринов. Напишите формулы основных представителей каждой группы.

3. Напишите формулы псоралена, бергаптена, ксантотоксина, ангелицина, виснадина, келлина.

4. Физико-химические свойства кумаринов.

5. Приведите реакции обнаружения кумаринов в лекарственном растительном сырье.

6. Перечислите методы количественного определения кумаринов в лекарственном растительном сырье. Какие свойства кумаринов лежат в основе этих методов?

7. Охарактеризуйте морфологические особенности вислоплодника пастернака посевного?

8. Чем различаются плоды амми большой и амми зубной?

9. Какие препараты получают из корневищ и корней вздутоплодника си­бирского, плодов пастернака посевного, плодов псоралеи костянковой, плодов амми зубной и амми большой?

Практическая работа.

Практическая работа: «Фармакогностический анализ ЛРС, содержащего фенилпропаноиды (лигнаны) и кумарины».

6. Заключение. Взаключительной части подводятся итоги практической работы, студенты оформляют дневники и альбомы и предоставляют их преподавателю на подпись.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения: учебное пособие под ред. Г.П. Яковлева СПб.: СпецЛит, 2010

Дополнительные источники:

Государственная фармакопея СССР, Х1 издание, вып. 1, 2,   М., «Медицина», 1987, 1990
Фармакогнозия: Учебник – 4-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2002.
Фармакогнозия: Учебник – 5-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2007
Фармакогнозия: учебная практика Под ред. И.А. Самылиной М.: Медицина, 2011
Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие под.ред. И.А. Самылиной М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Ответственный редактор Н.Д. Круглов Смоленск: Смол.гос. пед. ин-т., 1997

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

Нормативная документация и государственная фармакопея:

· Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // https://www.rosminzdrav.ru/;

· Электронный справочник «Информио» для высших учебных заведений ( www.informuo.ru);

· Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова // https://www.emll.ru/newlib/;

· Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России // https://vrachirf.ru/company-announce-single/6191/;

· Российское образование. Федеральный образовательный портал. www.edu.ru/;

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМУЛ К ЗАНЯТИЮ


 

Ситуационные задачи по теме «Простые фенолы. Фенилпропаноиды. Кумарины, хромоны. ЛР и ЛРС, содержащие данные группы БАВ»

1. Сделайте заключение о качестве сырья "Плоды амми большой" согласно ФС 42-1996-83 [1] на основании следующих числовых показателей: суммы фурокумаринов -0,5%, влаги - 9%, золы общей -7%, посторонних примесей: органической - 6%, минеральной - 1%.

2. Рассчитайте показатель "зола общая" для сырья плоды амми зубной. Получены следующие результаты: масса навески воздушно-сухого сырья 5.0235 г. Масса навески после прокаливания 0,8412 г.

3. В аптеке приготовили 2 отвара: один из листьев толокнянки, другой из листьев брусники. В контрольно-аналитической лаборатории при анализе отваров с помощью реактивов один из них окрасился в черно-синий цвет, а другой - в черно-зеленый. Какой реактив и для какой группы биологически активных веществ использовал аналитик? Почему отвары имели различное окрашивание? [2]

4. При определении количественного содержания арбутина в листьях толокнянки получили следующие данные: масса навески-0, 513 г, влажность сырья-10%, объем раствора йода, израсходованный на титрование-1,3 мл. Рассчитайте содержание арбутина в листьях толокнянки. Соответствует ли оно требованиям НД (ГФ XI изд., вып.2, статья 26)?

5. Врач назначил больному плоды инжира. В аптеке этого сырья не оказалось, и провизор отпустил листья инжира. Имел ли оно право сделать такую замену? Почему? [3]

6. В контрольно-аналитическую лабораторию поступило сырье трава донника лекарственного. Проведя анализ, аналитики обнаружили в сырье недопустимые примеси. Какие примеси были обнаружены? По каким признакам они отличались от донника лекарственного? [3]

7. В контрольно-аналитическую лабораторию поступило сырье семена лимонника. Провизор-аналитик проверил его подлинность и доброкачественность. В ходе исследований получил следующие результаты: внешние признаки- семена игольчатой формы, сине-зеленые, шероховатые, запах - свежий, вкус- слегка соленый. Числовые показатели: влажность-14%, золы общей не более 3%, золы, нерастворимой в 10% растворе хлористоводородной кислоты- 13%, органических примесей- 10%, минеральных примесей-1%. После проведения анализа составил акт о соответствии сырья требованиям НД (ГФ XI изд., вып.2. статья 80) и подал акт на проверку начальнику лаборатории. Начальник лаборатории не утвердил результаты анализа. Почему?

8. Двое рабочих вышли на заготовку травы донника лекарственного. Сырье они собрали в разных местах: один - на сыроватом лугу, другой - на сухом лугу. Начали и закончили работу примерно одновременно, но у одного оказалось сырья в 2 раза больше, чем у другого. Какой заготовитель собрал больше сырья и почему? [3]

9. Врач назначил больному настойку корневищ и корней элутерококка. В аптеке этой настойки не оказалось, и провизор отпустил жидкий экстракт корневищ с корнями родиолы розовой. Имел ли оно право сделать такую замену? Почему? [1, 2, 3]

10. Какой микрохимической реакцией можно отличить арбутин от дубильных соединений?

Литература.

1. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: Учебное пособие/ Под ред. И.А Самылииой, А.А. Сорокиной. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007 -с. 288 и 282.

2. Государственная фармакопея - XI изд. (2 т.). - Москва: Медицина. - 1987.

3. Куркин, В. А. Фармакогнозия: учебник для студентов фармацевтических вузов / В. А Куркин. - Самара: ООО «Офорт». ГОУВПО «Сам ГМУ», 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: