Тема 5.7. Основные элементы делового этикета




 

5.1. Основные понятия этикета

 

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

 

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения («Etiquette» в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии). На одном из дворцовых приемов XVII века у короля Людовика XIV гостям впервые вручили карточки с написанными на них правилами поведения. От названия карточки – «Этикетка» и пошло слово «этикет».

Понятие «этикет» вошло в русский язык в начале XVIII века. Правила

поведения, принятые на Руси излагались в «Поучении» Владимира Мономаха и в «Домострое».

 

Современный этикет наследует обычаи и традиции всех народов от древности до наших дней.

 

Функции этикета:

- регламентирующая (поведение в ситуации);

- символическая (отношение к ситуации и партнеру);

- коммуникативная (форма общения).

 

Составляющие этикета: внешний облик и одежда, манеры, правила поведения в регламентированных ситуациях и культура речи.

 

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

- придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

 

- дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

 

- воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

 

- общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом [1].

 

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

 

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше


 


считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

 

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

 

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

 

Таким образом, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.

 

5.2. Требования и принципы делового этикета

 

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм

целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.

 

К общепринятым принципам культуры поведения относят: - приоритет старшего и женщины; - принцип гигиены; - эстетический принцип.

 

Профессор Э.А. Уткин выделяет следующие основные требования

делового этикета:

1. Вежливость и корректность.

2. Тактичность и деликатность.

3. Скромность.

 

4. Пунктуальность и обязательность.

Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.

 

Кроме того, выделяют пять основных принципов бизнес-этикета:


 


1. Принцип разумного эгоизма – выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.

 

2. Принцип позитивности – если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать. А вот другие проявления этого принципа:

 

- не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что Вы запускаете копье, на самом же деле Вы запускаете бумеранг;

 

- не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности. Помните: то, что Петр говорит о Павле: «Больше говорит о Петре, чем о Павле»;

- если Ваше остроумие унижает других – воздержитесь от такого остроумия.

 

3. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях.

 

4. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.

5. Принцип уместности: определенные правила в определенное время,

в определенном месте, с определенными людьми.

 

5.3. Составляющие делового этикета: внешний вид, одежда, манеры, правила поведения

 

Сформировавшийся образ делового человека, в том числе и организации, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих, обычно называют имиджем (от англ, image – образ) [7]. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

 

Обретение привлекательного имиджа не является самоцелью, но составляет важную часть профессиональных качеств делового человека, поскольку от имиджа часто зависит готовность людей к сотрудничеству.

 

Важнейшим элементом имиджа делового человека является его внешний вид. Одежда – «визитная карточка» делового человека, так как при встрече, прежде всего внимание обращается именно на то, как он одет. Первое впечатление надолго остается в памяти людей, с которыми знакомятся. Поэтому пренебрежение своим внешним видом – непростительная ошибка. Например, аккуратность в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, умением ценить свое и чужое время. Неопрятность же – синоним суетливости, забывчивости. Самой распространенной и наиболее признанной на сегодняшний день одеждой делового человека является костюм. Деловой этикет предусматривает несколько правил ношения костюма. Представим несколько рекомендаций.

 

1. Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Исключения – пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но они не принадлежат к деловой одежде. Недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука. Светлые костюмы носят днем, темные – вечером.


 

 


2. Рубашка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если ее манжеты видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5-2 см. Лучше всего подобрать рубашку, на которой нет нагрудных карманов.

 

3. Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступал из-за его лицевой части. Завязанный галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.

 

4. Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимы по своему предназначению.

 

5. Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке.

 

6. Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном.

 

7. Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета – темно-синий, темно-серый, черный.

 

8. Не надевайте пестрых рубашек.

9. Носите не слишком яркие галстуки без броских узоров. Галстук должен быть светлее костюма и темнее рубашки.

 

10. Не допускайте несовместимости узоров деталей вашей одежды.

 

11. Всегда надевайте носки темных расцветок [1].

Манера держаться – это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как и опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

 

В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут, как подчеркивать достоинства человека, так и сводить к нулю его самые лучшие черты. Иногда человек ведет себя неестественно и при этом теряет не меньше, чем в предыдущем случае. Естественность – один из главных принципов поведения делового человека, так как попытка выглядеть иначе заметна со стороны.

Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе, в рабочее время подтянутость – неотъемлемая черта делового человека.

В случае нахождения среди людей, которые старше, необходимо быть более собранным и тактичным, чем среди людей вашего возраста. Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант – размеренные движения, прямая осанка.

 

Сидя на стуле, не следует раскачиваться, садиться на край. Не рекомендуется также облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нужно, не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взяв за спинку.

Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая посадка для деловой женщины: колени вместе,


 


ступни одна возле другой, голень повернута немного наискосок. Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость. Скрещивание рук на груди, в принципе, допустимо, но этот жест обычно воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность, производят впечатление замкнутости. Для расположения собеседника к разговору можно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление того, что человек внимательно слушает [5].

 

Наравне с имиджем делового мужчины существует и имидж деловой женщины. Деловой костюм, подобранный в соответствии с рекомендациями профессионалов моды и стиля, сам по себе действует, как убеждающее средство. Кроме того, он формирует образ человека, дает представление об его стабильности и профессионализме. Выбирать костюм следует согласно отражению ваших деловых качеств и чувство стиля.

Несколько рекомендаций по подбору делового женского костюма:

- женский деловой костюм – это, как правило, двойка или тройка, в состав которых могут входить либо брюки, либо юбка (юбка считается более консервативным предметом одежды);

 

- пиджак лучше выбирать с длинным рукавом, заканчиваться он должен примерно на косточке вашего запястья;

 

- не следует подходить к выбору костюма с позиций внешности и сексуальности (не приветствуется сильно облегающий костюм). Профессионалы в области стиля утверждают, что костюм сидит хорошо, если на нем нет горизонтальных и вертикальных складок;

 

- не следует выбирать черные, красные и белые костюмы, классические цвета – это синий и серый (летом носят светлые, теплые тона, а зимой – более холодные, темные);

 

- стандартные варианты рисунка костюма – клеточка, елочка или полоска. Отличные деловые женские костюмы изготавливаются из шерсти, сатина или льна, в разумных пределах можно использовать эластан. А вот вискоза и все виды тканей стрейч полностью исключаются;

- юбка должна быть прямой, допустимо легкое облегание бедер, оптимальный вариант длины юбки – до колен;

 

- не рекомендуется выбирать юбку с разрезом, поскольку он совершенно не сочетается с имиджем деловой женщины;

 

- не следует носить слишком прозрачные, яркие и декольтированные блузки, оптимальный вариант – белая непрозрачная блузка;

 

- обязательное ношение на работе даже в летнее время чулок или колготок нейтрального либо телесного цвета;

 

- обувь под костюм лучше подбирать классическую. Лучший выбор – это туфли-лодочки с закрытой пяткой и носком. Не следует использовать открытую обувь. В вечернее время можно надеть лакированные туфли. В зимний период времени в офисе всегда должна быть сменная обувь;

- минимум украшений;


 


- недопустимо, если на обнаженных частях тела будут пирсинг или татуировки;

 

- макияж деловой женщины не должен быть слишком ярким. Вполне можно обойтись легким тональным кремом, натуральной помадой и тушью для ресниц. Руки обязательно должны быть ухоженными, но без яркого маникюра, который издали, бросается в глаза [26].

 

Этикет приветствий и представлений – совокупность правилповедения, первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

 

При всей кажущейся простоте правил взаимных приветствий и представлений они требуют определенных знаний и достаточного внимания.

 

В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку. Первичное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.

 

В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в некоторых наиболее характерных ситуациях приведены в таблице 1.

 

Таблица 1- Правила приветствий и представлений

 

Ситуация или вариант встречи Должен быть первым при:
  сотрудников      
  приветствии рукопожатии представлении
1. Мужчина +   +
  Женщина   +  
2. Старший по возрасту   + +
  Младший по возрасту +    
3. Старший по должности   + +
  Младший по должности +    
4. Проходящий мимо группы + + +
  Стоящий в группе      
5. Входящий в комнату + + +
  Находящийся в комнате   +  
6. Обгоняющий идущего +    
7. Руководитель делегации, + + +
  входящей в комнату      
  Руководитель делегации,      
  находящийся в комнате      

 

 


Таким образом, существует ряд общепринятых правил этикета, которые необходимо соблюдать при представлениях и знакомствах. Так, мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. При равном положении (ранге) более молодой представляется более пожилому, подчиненный – начальнику, один человек представляется паре, группе, обществу, даже женщина представляется супружеской паре первой.

 

Когда в обществе (гостях) представляют одного человека сразу нескольким, обычно громко называют его фамилию, имя.

 

Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме значительно старше ее по возрасту или положению.

 

После представления человек, которому представляют нового знакомого, называет свою фамилию, и добавляют «Очень приятно», «Рад с Вами познакомиться». Тот, кого представляют, говорить этого в момент представления не должен. Новые знакомые, как правило, обмениваются несколькими словами, вступают в непродолжительную беседу. Инициатором такой беседы является человек, старший по рангу и положению, или женщина.

 

В гостях, на вечерах, ужинах и других подобных мероприятиях для представления лучше прибегать к помощи посредника из числа знакомых гостей или членов семьи хозяина. Однако если нет человека, который мог бы вас представить, можно представиться самому. Если кто-нибудь представляется вам, в ответ следует назвать свою фамилию.

Если кто-то знакомит двух людей, он должен сам назвать представляемых. Нельзя подвести их друг к другу и сказать: «Познакомьтесь», обязывая их самих назвать себя. Это невежливо.

 

Если надо познакомить женщину с мужчиной, следует сказать, обращаясь к женщине, например: «Ольга Ивановна, разрешите представить Вам Николая Олеговича» или «Разрешите Вас познакомить: это Николай Олегович».

В том случае, если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого человека более знакомому [20].

 

Этикет рукопожатий. После представления новые знакомыеобмениваются приветствиями и в большинстве случаев рукопожатиями. Первым руку подает тот, кому представляется новый знакомый. Подавать руку следует в последний момент, идти с протянутой рукой или обмениваться рукопожатием через стол не принято.

 

Если женщина или старший по положению, возрасту не предлагает руки, следует слегка поклониться. Протягивать вместо руки несколько пальцев или кончики пальцев нетактично. Как правило, следует протягивать для рукопожатия правую руку. Если она по какой-то причине занята или


 

 


повреждена (в повязке), можно протянуть левую руку, но предварительно извинившись.

 

Рукопожатие не должно быть слишком сильным или, наоборот, чрезмерно слабым. Трясти руку неприлично, не рекомендуется и пожимать ее двумя руками.

 

Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой. Неблагоприятное впечатление производит человек, который, протягивая правую руку для приветствия, левую руку держит в кармане, смотрит в сторону, вниз или продолжает разговаривать с другим человеком. Такая невежливость не располагает к продолжению знакомства.

Сидящий мужчина, приветствуя даму или старшего по возрасту или положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

 

Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин, и лишь после этого мужчины приветствуют друг друга.

 

Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчины, с женщиной, которая идет (или стоит) в одиночестве.

 

Женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет. Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице: делают

 

это только в помещении.

Вербальный этикет допускает так же применение различных психологических приемов, таких как, например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».

 

Если обращаются к незнакомому человеку с какой-то просьбой, обязательно используют вступительные слова: «Простите», «Извините», «Будьте добры», «Позвольте» и т. д.

 

При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает подчиненное положение [3].

 

В заключение следует отметить, что в этикете нет мелочей, поэтому всегда надо стремиться к проявлению максимальной вежливости и соблюдению общепринятых правил и норм поведения и общения.

 

5.4. Речевой этикет

 

Речевой этикет – выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в системе речевых формул [1].

 

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребенка здороваться, говорить спасибо, просить


 


прощения. С возрастом человек узнает все больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

 

Формулы речевого этикета – определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трех стадий разговора:

 

1) начало разговора (приветствие/знакомство);

2) основная часть;

3) заключительная часть разговора.

Разберем их ближе.

 

1. Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Перечислим основные формы приветствия собеседника (см. табл. 2).

 

Таблица 2 - Основные формы приветствия собеседника

 

Форма приветствия Пример
Пожелание здоровья Здравствуйте!
Указание на время встречи Добрый день!
Эмоциональные пожелания Очень рад!
Уважительная форма Мое почтение!
Специфическая форма Здравия желаю!

 

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

 

2. Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора [5]. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре (см. табл. 3).

 

Таблица 3 - Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

 

Приглашение Поздравление
Позвольте вас пригласить Разрешите вас поздравить
Приходите, будем рады Примите наши поздравления
Приглашаю вас От имени коллектива поздравляем
Могу ли я пригласить вас От всей души поздравляю


 


Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом (см. табл. 4).

 

Таблица 4 - Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете

Соболезнование Сочувствие, утешение
Позвольте выразить глубокие соболезнования Искренне сочувствую
Приношу вам искренние соболезнования Как я вас понимаю
Я вам сердечно соболезную Не падайте духом
Скорблю вместе с вами Все будет в порядке
Разделяю ваше горе Вам не стоит так волноваться
Какое несчастье постигло вас! Вам надо держать себя в руках

 

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой

к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ (см. табл. 5).

 

Таблица 5 - Примеры просьб и советов в речевом этикете

 

Просьба Совет
Сделайте одолжение, выполните… Позвольте вам дать совет
Если вас не затруднит, … Разрешите предложить вам
Не сочтите за труд, пожалуйста, … Вам лучше поступить таким образом
Могу ли я попросить вас Я бы хотел предложить вам
Убедительно прошу вас Я посоветовал бы вам

 

Просьба должна быть предельно вежливой по форме и понятной адресату, обращение с просьбой – деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме (см. табл.6).

 

Таблица 6 - Примеры согласия и отказа в речевом этикете

 

Согласие Отказ
Сейчас будет сделано Я не в силах помочь вам
Пожалуйста, не возражаю Я не могу выполнить вашу просьбу
Готов вас выслушать Сейчас это невозможно
Поступайте, как сочтете нужным Я вынужден отказать вам

 

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарностью. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и


 


по завершению разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской (см. табл. 7).

 

Таблица 7 – Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

Благодарность Комплимент  
Позвольте выразить благодарность Вы прекрасно выглядите  
Фирма выражает благодарность Вы так сообразительны  
сотрудникам  
   
Я вам очень благодарен за… Вы прекрасный собеседник  
Большое вам спасибо Вы отличный организатор  

 

Существует ряд этикетных правил ведения речи:

1. Вести разговор, если тема интересна, понятна всем собеседникам,

уместна.

2. Вести разговор, если говорящий хорошо ориентируется в теме.

3. Строить свою речь в соответствие с интересами, знаниями, социальным положением, возрастом, полом, мнением собеседников, официальностью/неофициальностью ситуации.

 

4. Начинать разговор с нейтральных, общепринятых тем, но стремиться надо к нетривиальным сообщениям, содержательным разговорам.

 

5. Уметь внимательно выслушивать своего собеседника, проявляя интерес к теме разговора и к самому говорящему, не перебивать его.

 

6. Не демонстрировать свое безразличие к теме беседы.

7. Не переносить свои отрицательные оценки речи собеседника на его личность.

 

8. Не произносить речь на повышенных тонах, даже для того, чтобы что-то доказать оппоненту.

 

9. Не замолкать при присоединении к беседующим нового собеседника,

 

а помочь ему включиться в общую тему.

10. Не использовать непонятные хотя бы одному из собеседников слова,

термины.

11. Не употреблять шутки, слова, избегать тем, вопросов, которые могут кого-либо обидеть, смутить.

 

12. Не слишком увлекаться рассказами о себе, своих близких, своих делах, быть скромнее в своей речи, в самооценках.

 

13. Ставить в центр внимания слушающего, но не задавать собеседнику бестактных вопросов по поводу его личной, частной жизни.

 

14. Не навязывать разговор человеку, не желающему беседовать.

15. Не навязывать свои советы, стараться смягчать свою речь, снимая излишнюю категоричность, поскольку говорящий может ошибаться.

 

16. Не отзываться дурно о других, иначе собеседник поймет, что говорящий может так же отзываться о нем самом, что испортит отношения.


 


17. Не выводить собеседника из терпения излишними словами, объяснениями, отступлениями от основной темы.

 

18. Не говорить в одиночку и слишком много, давать высказываться и другим и не утомлять их.

 

19. Уважительно, доброжелательно относиться к адресату.

20. Следовать логике, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин.

 

21. Употреблять короткие фразы, не превышающие порог смыслового восприятия и концентрации внимания человека (5-9 слов, 45-90 сек. без пауз).

 

22. Следить за тем, чтобы слушающий не уставал, давать ему передохнуть, пробуждать его внимание паузами, повторными обращениями, средствами авторизации и адресации текста.

 

23. Следить за невербальными знаками, сопровождающими речь: излишне не жестикулировать, не лгать, поскольку мимика все равно выдаст ложь.

 

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

- личности собеседников; - место; - тема; - время; - мотив; - цель.

 

 

Так, речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата – человека,

к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учет личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения – на «Ты» и на «Вы». Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая – на уважение и большую формальность в разговоре.

 

Общение в определенном месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодежная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, применяют разные разговорные приемы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развернутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

 

В современном мире, и тем более в городской культуре постиндустриального и информационного общества, понятие культуры речевого общения изменяется коренным образом. Скорость изменений,


 


происходящих в современности, ставит под угрозу сами традиционные основы речевого этикета, основанные на представлениях о незыблемости социальной иерархии, религиозных и мифологических верований.

 

Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникаций: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной – знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: