Результативность диагностики познавательной сферы учащихся.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время»

(обобщение педагогического опыта)

 

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОУ Большетумановская СОШ

Арзамасского района

Лобанова Валентина Владимировна.

Педагогический стаж 20 лет.

Стаж работы учителем начальных классов 17 лет.

Образование высшее.

 

Нижний Новгород

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………… … 3

Глава I. Исследовательская деятельность в современном образовании

1.1.Исследовательская деятельность и психология исследовательского поведения...... 6

1.2. Основные подходы к организации исследовательской деятельности……………...11

Глава II. Организация исследовательской деятельности младших школьников

на уроках по окружающему миру и во внеурочное время

2.1. Развитие исследовательских умений младших школьников……………………….14

2.2. Технология организации исследовательской деятельности младших школьников………………………………………………………………………………………….19

2.3. Организация исследовательской деятельности младших школьников в курсе

предмета «Окружающий мир»…………………………………………………………….22

2.4. Организация исследовательской деятельности младших школьников во

внеурочное время. ………………………………………………………………………….25

2.5. Результативность работы по организации исследовательской деятельности. ……27

Заключение………………………………………………………………………………………….30

Литература…………………………………………………………………………………………..32

Приложения:

Приложение 1.Мини- исследования: «Лист от весны до лета», «Роль дождевых червей в природе»

Приложение 2. Исследовательская работа «Старые и памятные вещи в моей семье»

Приложение 3. Исследовательская работа «Комнатные растения в классе»

Приложение 4. Исследовательская работа «Улицы моего села»

Приложение 5. Конспект урока – исследования в 1 классе «Жизнь растений осенью»

Приложение 6. Конспект урока – исследования во 2 классе «Про кошек и собак»

Приложение 7. Исследовательская работа «Кошки»

Приложение 8. Конспект урока-исследования в 3 классе по теме «Планета заболела»

Приложение 9. Конспект урока-исследования в 4 классе по теме «Планета Земля – наш

космический дом»

Приложение 10. Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие растений»

Приложение 11. Тест «Выявление проблем, мешающих заниматься исследовательской

деятельностью»

Приложение 12. Тест «Шкала тревожности»

Приложение13. Исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на частоту пульса»

Приложение 14. Исследовательская работа «Туфелька! Но не для Золушки»

Введение

На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Данная работа, «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время», является результатом обобщения педагогического опыта по организации исследовательской деятельности с детьми младшего возраста с 2000г.

Цель работы – обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация роли учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.

Задача работы – распространить и внедрить в педагогическую практику технологию организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику исследовательской деятельности, показать отличие от проектной деятельности, познакомить с психолого-педагогическим обоснованием исследовательской деятельности, познакомить с основными подходами к исследовательской деятельности и развитием исследовательских умений, показать значимость исследовательских умений в развитии детей.

Новизна творческой работы заключается в значимости данной проблемы, в создании собственной технологии организации исследовательской деятельности у младших школьников, формирования исследовательских умений.

Изменение цели начального образования - развитие личности ребёнка в процессе учебной деятельности – предполагает вовлечение учащихся в такую деятельность, которая была бы направлена на максимальное развитие личности.

Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

В Конвенции о правах ребёнка говорится: «… образование ребёнка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;…» [2. c.11]

В Концептуальных основах комплекта «Школа России», автор А.А. Плешаков, указывается, что «произошедшие в России в последнее десятилетие коренные общественно-политические изменения освободили личность и вызвали к жизни разнообразные педагогические исследования, связанные с многоплановой проблематикой развития личности ребёнка, в том числе младшего школьника. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что чётко обозначено в стандарте начального общего образования» [12. с.7]

В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.

В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Творчество школьников наиболее полно проявляется и успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.

Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества: педагогического коллектива, учащихся и родителей.

Особенно актуальна это проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Актуальность проблемы вызвана ещё и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.

Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включён. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Формирование ключевых компетентностей, а к ним относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителем можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала учащегося. Педагог – это организатор исследовательской деятельности, выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя. Дети проходят мысленный путь учёного, приобретают активную позицию, усваивают новую информацию, ведь результат исследования заранее им неизвестен.

Работа адресована. завучам школ, руководителям методических объединений, учителям.

Глава 1 Исследовательская деятельность в современном образовании.

1.1. Исследовательская деятельность и психология исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижения общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Отличие исследовательской деятельности от проектной заключается в том, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.

При этом первым и одним из важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, обнаружения этого белого пятна, поэтому познавателтная потребность, мотивация исследовательской деятельности является неотъемлемой её характеристикой.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци и др.

В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в.

Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности.

В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е.Райков.

В 50-70-х годах XXв. В России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко и др.).

В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[9, c.10]

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.

Исследовательская работа помогает и учит школьников работать с различными источниками информации, давать анализ увиденному. Учащиеся непосредственным образом включаются в активный познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.

Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям, самому себе.

Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно- педагогических условий. Это систематическое поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной, внеурочной работы с учётом возрастных особенностей, мотивации учащихся; постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся в процессе работы, организацию сотрудничества учителей, учащихся, родителей.

Важно, чтобы пройти все этапы школьного обучения выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления – исследовательский и творческий.

Рассматривая метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности, Л.Левчук и В. Жинжило определяют его как «целенаправленную учебную школьную или внешкольную деятельность с определённой целью, по определённой программе для решения учебных, поисковых, исследовательских задач на предметной, межпредметной, интегрированной основе, надпредметной основе» [12, с. 9]

Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные - психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования. «с началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» [9.с 9.] По наблюдению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [7.с 99]. При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.

Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А.И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном в творчестве.[9,с.16].

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как универсальную характеристику, пронизывающие все другие виды деятельности. «Оно выполняет принципиально незаменимые функции развитии познавательных процессов всех уровней: в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь» [7,с.85].

Исследовательское поведение выступает одним из важнейших механизмов развития ребёнка, становления его интеллектуально-творческого потенциала. Другими словами, исследовательское поведение является основой будущих интеллектуальных и социальных достижений ребёнка. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок наиболее гибок, и за счёт предлагаемых форм обучения и занятий у него закладываются модели поведения, в том числе, исследовательского.

Традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленных на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. У ребёнка при этом в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность.

Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А.Н., Леонтович А.В., Шумакова Н.Б., Обухов А.С. и др.).

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Дети, от природы, полны желания учиться, и, как известно, именно период младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательское поведение – поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение - как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения. Родители, педагоги часто ограничивают исследовательскую активность малыша. Для этого придумано много приёмов и запретов. В первую очередь это многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «отстань, тебе ещё рано думать об этом».

Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж.Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Уровень потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Поисковая, исследовательская активность и является одним из этих механизмов.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя – деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. Стремление и способности к исследовательскому поведению – это некая универсальная характеристика творца.

Исследовательская практика – не самоцель, она средство развития личности ребёнка, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала.

 

1.2 Основные подходы к организации исследовательской деятельности.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности учащихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.

Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:

· во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

· в организации учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;

· в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;

· в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

· в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.

В своей статье Обухов А.С. пишет: «Проблема поиска способов и методов для наиболее эффективного развития исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения не нова, однако при её рассмотрении уделялось недостаточно внимания разработке системы педагогических условий для организации исследовательской деятельности учащихся.

Развитие исследовательской деятельности учащихся в условиях новой парадигмы образования и недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории обусловили необходимость более внимательного отношения со стороны педагогов школы и вузов» [5,с.146].

Идеям исследовательского обучения близко проблемное обучение. «При этом предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном»[12.c.11].При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он даёт возможность применять обширный арсенал методов и приёмов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога.

Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения, её решить. Для того, чтобы процесс обучения выполнил одну из основных своих функций – обучающую, - необходимо, чтобы проблема содержала в себе определённый познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема прежде проработана учителем. Программа учебной деятельности представляет собой стойкий логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых учебных проблем. Проблемное обучение предполагает, что учащиеся:

· выделяют и ставят проблему;

· предполагают возможные решения;

· делают выводы с результатами проверки;

· применяют выводы к новым данным;

· делают обобщения.

Содержание образования имеет ряд особенностей при использовании стратегии проблемного обучения: учебные проблемы должны отвечать потребностям и интересам данной группы детей. Ведущая роль педагога в процессе обучения должна сохраняться, но у учащихся в любом случае должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны им самостоятельно. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. В исследовательском методе в основу берётся не знание, преподносимое в готовом виде, а организованное искания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным материалом.

Результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученных материалов.

Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определённых действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а её решение строится адекватно логике исследования и предполагает определённые действия.

В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операционных действий, приёмов исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников.

Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Ситуативный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие её субъектов.

Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуативного и задачного подходов предполагает:

* тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциация этого опыта;

* создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем;

* конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), ориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в результат деятельности

Глава 2. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время.

2.1. Развитие исследовательских умений младших школьников.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает включение младших школьников в исследовательскую деятельность, её поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку.

Всё выше сказанное, легло в основу моей работы по организации исследовательской работы с детьми младшего школьного возраста на уроках по окружающему миру и во внеурочное время.

Изучив теоретический материал по организации исследовательской деятельности, я решила его применение организовать не только в учебное время, но и через внеклассную работу.

Свою работу по организации исследовательской деятельности младших школьников я начала в 2000 г.

Целью моей работы стало:

1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

2. Включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач

3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;

4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

Исходя, из поставленных целей были сформулированы задачи:

1. Формирование научных взглядов у учащихся;

2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу;

3. Пропаганда знаний об окружающем мире;

4. Знакомство с современными методами научно – исследовательской работы;

5. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.

Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом (по Савенкову А.И.) [9].

1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.

9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершённой работы.

В эту схему проведения исследовательской работы, я бы добавила пункт – работа с родителями.

Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка.

Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Учителя, так же как и я, впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, задают себе вопрос с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Каковы же должны быть у учащихся умения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: