Тема: «Законность и правопорядок».




1. Что такое законность и каково её значение в жизни общества.

В теории государства и права дефиниция законности занимает особое место, причем актуальность ее значения всегда была и остается неизменной, а связь с практическими задачами - общепризнанной.

Законность - функциональная категория юридической науки и практики, ее уровень и состояние служат и будут служить главными критериями оценки правовой жизни современного общества.

Само юридически закрепленное понятие «законности» появилось сравнительно недавно, однако отдельные положения дефиниции законности в том или ином виде встречаются в работах многих правоведов древности и современности. Так, положения об обязательности исполнения жестких законов как основного средства управления страной встречаются в учениях древнекитайских легистов, изложенных в трактате IV в. до н.э.

В России представления о необходимости следования конкретным правилам существовали еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса, а становление идеи законности берет свое начало с утверждения государственности и права.

Окончательно формализация идеи законности происходит позже. Условно это можно выразить следующей схемой: по справедливости - по закону - законность.

Но только в работах Ганса Кельзена теория законности приобрела известную фундаментальность. В соответствии с кельзеновским нормативизмом «не имеет значения содержание самой Конституции или созданного на ее основе государственного правопорядка: неважно, справедливый он или нет, обеспечивает ли он состояние относительного мира в рамках конструируемого им сообщества или нет», важно, чтобы нормы закона неукоснительно соблюдались.

Необходимость неукоснительного соблюдения требований закона всеми участниками общественных отношений в своих трудах отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс.

В разных работах В.И. Ленина также были упомянуты, а затем обобщены и подробно изучены принципы законности, разработанные правоведами советского периода: верховенство закона, гарантированность прав и свобод личности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, взаимосвязь законности и культурности, установление ответственности за нарушение законности.

Получило широкое распространение понимания законности как принципа или требования строгого соблюдения, исполнения правовых норм (работы С.Э. Жилинского, А.Т. Боннера, Н.Г. Кобеца, Ю.А. Соколова, А.Н. Чашина и др.) либо как системы таких требований (Н.Н. Вопленко). Данное толкование категории законности через призму исполнения правовых норм также отражает важнейшие черты законности, подчеркивая ее особую значимость в современных условиях, согласуясь с буквой и духом Конституции РФ, которая гласит, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Таким образом, законность выступает в качестве конституционно закрепленного принципа деятельности государства, его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Однако этимология категорий «принцип», «требование» переносит саму законность из сферы практической деятельности в область идеологии. Ведь провозглашение какого-либо принципа еще не означает его претворения в жизнь, что ярко иллюстрируется многочисленными примерами авторитарных государств (Китай, Вьетнам, Чили и др.), в Конституциях которых провозглашаются принципы законности и обеспечения прав личности, но в действительности законы нарушаются, а права человека попираются.

С целью подчеркнуть реальность законности, ее понятие многими теоретиками раскрывается через категорию «режим» (Н.Г. Адександров, А.Ф. Гранин, В.М. Корельский, П.Е. Недбайло и др.). Данные ученые рассматривают законность как устойчивый общественный (или правовой) режим, обеспечивающий всеобщее, строгое и неуклонное исполнение, применение и соблюдение правовых норм и защиту граждан, режим, в котором неукоснительно пресекаются всякие произвольные действия.

Это определение отражает также весьма существенную черту законности, поскольку большинство участников общественных отношений сознательно и добровольно соблюдает законы и другие правовые акты в определенном установленном режимом правовом поле.

Существенно отличаются от приведенных выше те определения законности, которые рассматривают ее как метод государственного руководства или регулирования общества, «состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов» (В.В. Борисов, Е.А. Лукашева). Данные авторы несколько расширяют содержание понятия «законность», включая в него процессы нормотворчества и правореализации.

Понимаемая как метод регулирования общественных отношений в государстве законность предполагает, что свои функции государственные органы осуществляют через призму правовых норм путем издания соответствующих нормативно-правовых актов и обеспечения их неукоснительного исполнения.

Соглашаясь с целесообразностью создания комплексного определения законности, отражающего все ее основные черты и свойства, следует подчеркнуть позицию Н.Л. Гранат, которая отмечает, что эта задача вряд ли может быть решена чисто механическим соединением разноплановых дефиниций. Определения получаются громоздкими, недостаточно четкими и затруднены для использования в учебной и иной практической деятельности.

Вместе с тем В.С. Афанасьев на основе анализа и обобщения многочисленных позиций ученых и практиков приходит к выводу, что законность - это принцип, метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права, установленных законами и основанными на них другими нормативными актами.

Принимая во внимание данное определение, приходим к выводу, что законность как специфическое социальное состояние имеет сложную структуру и проявляется в различных аспектах, различные подходы к пониманию законности являются правильными, обоснованными и востребованными. В реалиях современного общества законность, как многоаспектное и многоплановое явление, исследуется и интерпретируется с разных точек зрения:

§ как непосредственно соблюдение и исполнение нормативно-правовых актов всеми субъектами права;

§ как принцип (или требование), состоящий в соблюдении нормативно-правовых актов теми, к кому они обращены;

§ как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;

§ как идея права, выраженная в законах государства;

§ как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов.

Таким образом, можно предположить, что наиболее полное определение законности можно получить на основе интеграции всех имеющихся точек зрения на рассматриваемую дефиницию.

2. Каковы основные принципы режима законности.

Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности:

§ верховенство закона

§ единство

§ целесообразность

§ реальность законности

1. Верховенство закона - главенство его в системе нормативных актов; равенство граждан перед законом; равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан.

2. Единство, т.е. всеобщность. На всей территории России действуют федеральные законы и законы субъектов федерации, отражая местную специфику, которые не должны противоречить федеральным законам.

3. Целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

4. Реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

 

3. Гарантии законности

Гарантии законности — это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Они носят комплексный характер, связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни и могут быть эффективными лишь в своей совокупности, в тесном переплетении объективных и субъективных условий и предпосылок социальной жизни со специальными юридическими и организационными средствами, направленными на обеспечение режима законности. Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии

Среди такого рода гарантий общественной жизни, создающих благоприятную среду эффективного правового регулирования, можно выделить следующие.

Экономические гарантии. Они коренятся в самом социально-экономическом строе общества, характере собственности, организации системы хозяйствования, возможностях частнопредпринимательской и иной хозяйственной деятельности и являются основной отправной базой для всех других гарантий. Экономические факторы во многом предопределяют стабильность социально-политической обстановки в стране, эффективность законодательства и деятельности всего аппарата государства по реализации правовых норм. В число экономических гарантий входят обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции и фактов несвоевременности выплаты зарплаты и пенсий ослабляется режим полноценного действия юридических норм, дезорганизуются социальные связи, повышается уровень преступности, причем не только в хозяйственной сфере.

Политические гарантии — это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного парламентаризма и т.д.

Идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на его высоком авторитете, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умения использовать правовые нормы в повседневной жизни. Повышение уровня моральных установок личности, их общей культуры, формирование черт законопослушания, преклонения перед законом, активной жизненной позиции — важные идеологические предпосылки укрепления законности. Недостатки системы воспитания, а тем более его разрушение создают благоприятные условия для ослабления дисциплины, организованности, роста преступности. К идеологическим условиям относятся также уровень развития правовой науки, полнота воплощения в теоретических исследованиях демократических, гуманистических идей и концепций (теория правового государства, обеспечение и охрана прав личности, парламентаризм и т.д.), обоснование их внедрения в правотворческую и правоприменительную практику.

Социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне) также оказывают существенное влияние на уровень законности. Рост безработицы, задержки в выплате зарплаты, пенсий и других социальных выплат, повышение стоимости жизни создают питательную среду для незаконного обогащения, игнорирования юридических норм, социальных, национальных и бытовых конфликтов.

Общественные гарантии — активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: