Тема. Механизмы взаимопонимания в общение:




идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, стереотипы

Процесс восприятия одним человеком другого высту­пает как обязательная составная часть общения и пред­ставляет то, что называют перцепцией, или перцептив­ной стороной общения.

«Социальная перцепция» - это восприятие, по­нимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп. Термин «социальная перцепция» был введен аме­риканским психологом Дж. Брунером, который в ходе экспериментов выявил, что восприятие человеком дру­гих людей зависит от его личностных особенностей и со­циокультурных факторов. Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в про­цессе восприятия внешних признаков собеседника и соотнесения их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании на этой основе поступ­ков собеседника. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Восприятие - это целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в рас­чет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мо­тивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: иден­тификацию и рефлексию. В межличностном общении вос­приятие и понимание осуществляются за счет таких ме­ханизмов, как идентификация, эмпатия, аттракция, реф­лексия и каузальная атрибуция.

Идентификация – это процесс, посредством которого человек сознательно или бессознательно ведет себя так, как будто он есть некоторый другой человек, с которым он себя как личность отождествляет.

Идентификация формирует способность к установлению положительных отношений с людьми. В социальной пси­хологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии че­ловеком социальной роли при вхождении в группу: через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоци­ональные состояния, мораль значимых окружающих лю­дей, используя их в качестве эталона.

Эмпатия (от греч. «сопереживание») — способность эмо­ционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Уровни разви­тия эмпатии:

· первый уровень — низший; общаясь с собеседни­ком, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собесед­ника;

· второй уровень — по ходу общения у человека воз­никают отрывочные представления о переживани­ях другого человека;

· третий уровень отличает умение сразу войти в со­стояние другого человека не только в отдельных си­туациях, но и на протяжении всего процесса взаи­модействия.

На развитие эмпатии большое влияние оказывают детско-родительские отношения. Если родители поощряют выражение эмоций у своих детей, понимают их чувства, проявляют доверие, любовь к ним, принимают участие в их делах, то у таких детей развивается высокий уровень эмпатии. И наоборот, ребенок, не получающий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, понима­нии, впоследствии характеризуется низкой способностью к сочувствию и эмпатии.

Аттракция (от франц. «притяжение») — возникновение при восприятии другого человека чувства симпатии, при­влекательности, привязанности, когда общение с ним ста­новится приятным. Понимание партнера по общению воз­никает в результате появления привязанности к нему, дружеского или влюбленного отношения.

В общем виде идентификацию, эмпатию, аттракцию можно рассматривать как эмоциональную форму воспри­ятия и понимания другого человека.

Рефлексия - это по­пытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его по­ступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие, и частные вы­воды делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректи­руются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания друг друга «осложняется» явле­нием рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осо­знание действующим индивидом того, как он восприни­мается партнером по общению. Это своеобразно удвоенный процесс зеркаль­ных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является вос­произведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внут­ренний мир.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который

Неразвитость рефлексии является причиной многих искажений в понимании других людей, в частности, тако­го явления, как проецирование или проекция. Эффект «про­ецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные ка­чества и эмоциональные состояния. Человек, восприни­мая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомо­го через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные — не исключено, что он судит по себе.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них та­ковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеж­дений, которые имеются у наблюдателя до того, как ре­ально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соот­ветствии с которыми наблюдаемые люди заранее отно­сятся к определенной категории и формируется установ­ка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем по­лучена исчерпывающая и достоверная информация. Не­которые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстре­чали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяют­ся в целостный образ только строго определенные лично­стные черты и тогда всякое понятие, которое не вписыва­ется в этот образ, отбрасывается.

5. «Эффект ореола» проявляется в том, что первона­чальное отношение к какой-то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем об­щее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцени­ваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправды­ваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не за­мечаются или истолковываются превратно как своеко­рыстные.

6. «Эффект первичности» проявляется в том, что пер­вая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отноше­ние к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать уже имеющую­ся, все равно помнить и учитывать вы больше будете пер­вичную информацию. На восприятие другого влияет и на­строение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о че­ловеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы пер­вое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

7. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собствен­ное впечатление о человеке, отстаивать его.

8. Отсутствие изменений в восприятии и оценках лю­дей, происходящих со временем по естественным причи­нам. Имеется в виду тот случай, когда однажды выска­занные суждения и мнение о человеке не меняются, не­смотря на то, что накапливается новая информация о нем.

9. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информа­цию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет со­бой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. В ходе обще­ния люди не ограничиваются получением внешне на­блюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин по­ведения других людей. У каждого человека есть привычные объяснения (или атрибуции) своего и чужого поведения. Можно выделить личностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию. При личностной атрибуции причины про­исшедшего приписываются конкретному человеку. В слу­чае преобладания обстоятельной атрибуции причина про­исшедшего приписывается обстоятельствам; при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Объяснение причин поведения человека может быть осуществлено через внутренние причины (внутренние дис­позиции человека, устойчивые черты, мотивы, склоннос­ти человека) либо через внешние причины (влияние внеш­них ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа пове­дения:

· постоянное поведение — в сходных ситуациях пове­дение однотипно;

· отличающееся поведение — в других случаях пове­дение проявляется иначе;

· обычное поведение — в сходных обстоятельствах та­кое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях пока­зал, что постоянное, мало отличающееся поведение, да к тому же необычное, объясняется через внутренние при­чины, через специфику личности и характера человека («Таким он уродился»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посред­ством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные ин­терпретации. Но человек склонен приходить к заключе­нию, будто намерения и диспозиции других людей соот­ветствуют их действиям.

Культура также влияет на ошибку атрибуции. За­падное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации, являются причиной событий. Но индусы в Ин­дии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолку­ют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они при­дадут большее значение ситуации.

По мере роста значимости случившегося люди более склонны переходить от обстоятельной и стимульной ат­рибуции к личностной, т. е. искать причину случившего­ся в осознанных действиях другого человека, в особенно­стях его личности.

К психологическим механизмам восприятия незнако­мых людей и групп в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого за­ключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представ­ление о каких-либо явлениях или людях, свойственное членам той или иной социальной группы Разные соци­альные группы, взаимодействуя между собой, вырабаты­вают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, или национальные, стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точ­ки зрения других. Например, стереотипные представле­ния о вежливости англичан, легкомысленности францу­зов или о загадочности славянской души.

Стереотипы — привычные упрощенные представ­ления о других группах людей, о которых мы распо­лагаем скудной информацией.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмо­циональная оценка каких-либо людей как хороших или пло­хих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

Формирование образа другого человека осуществляет­ся тоже путем стереотипизации — отнесения собеседника к определенному имеющемуся стереотипу.

Почти каждый взрослый человек, имеющий опыт об­щения, способен по внешности человека, его одежде, ма­нере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, при­мерную профессию. Но эта точность бывает только в ней­тральных ситуациях. В других же ситуациях почти все­гда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтере­сованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

По каким признакам мы можем судить о превосход­стве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника ин­формации:

■ одежда человека, его внешнее оформление, вклю­чая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определен­ных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т. д.;

■ манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них все­гда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе.

Действие фактора привлекательности при восприя­тии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недо­оцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т. д., то есть опять-таки переоценивать многие его лич­ностные характеристики.

В разное время у разных народов были непохожие друг на друга, свои каноны красоты. Значит, привлекатель­ность нельзя считать только индивидуальным впечатле­нием, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социаль­ном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом типы внеш­ности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который мак­симально одобряется той группой, к которой мы принад­лежим.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприя­тия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом пред­полагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуе­мые попросту не замечали.

На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным при­вычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформиро­ванным образом без полного анализа конкретной ситу­ации.

Установки имеют 3 измерения:

■ когнитивное измерение — мнения, убеждения, ко­торых придерживается человек относительно како­го-либо субъекта или предмета;

■ аффективное измерение — положительные или от­рицательные эмоции, отношение к конкретному че­ловеку или информации;

■ поведенческое измерение — готовность к определен­ным реакциям поведения, соответствующим убеж­дениям и переживаниям человека.

Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 года­ми, а затем меняются с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяю­щихся ситуациях.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого об­щения не могут существовать теплые и близкие отноше­ния с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями дру­гих людей на его поступки в конкретных ситуациях, учи­тывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь воз­можность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обес­печение других обратной связью — сведениями о том, ка­кие чувства и мысли вызывает у нас их поведение — мо­жет повышать взаимное доверие. Для того, чтобы выска­зывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресо­ванное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чув­ства вызывает у меня его поведение.

Правила обратной связи:

1. Г овори о том, что конкретно делает данный чело­век, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства;

  1. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить;
  2. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе не­приятно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: