Методические рекомендации
Актуальным направлением деятельности учреждений образования является естественное природное оздоровление детей и подростков, профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни. Одной из самых активных форм оздоровления и общения с природой является проведение туристских походов, экологических экспедиций, краеведческих экскурсий и организация летних оздоровительных лагерей эколого-биологического профиля.
Природное окружение служит воспитанию любви к Родине, укреплению физического и психического здоровья школьников, способствует развитию эстетических и нравственных сторон личности.
Природа щедро и бескорыстно открывает свои кладовые для постижения ее тайн и сокровищ, для познания ее законов и премудростей. В процессе педагогически организованного общения детей с окружающей живой природой их знания по ботанике, зоологии подкрепляются чувственно-наглядным опытом, закрепляются в сознании, в морально-этических представлениях, связываются с жизненной практикой.
Жизнь среди природы создает благоприятные возможности для овладения необходимыми навыками, применяемыми, прежде всего для охраны и улучшения природной среды.
Продолжительность пребывания детей и подростков в лагере, сроки проведения и количество смен определяются учредителем лагеря с учетом рекомендаций органов образования, здравоохранения, природно-климатических условий.
Эколого-биологический лагерь как одна из форм оздоровительно-воспитательной работы с учащимися органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое обучение и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере детям, наряду с отдыхом от неблагоприятного воздействия урбанизированной городской среды, дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно-практических знаний биолого-экологического цикла с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по биологии, экологии и экологическому краеведению, проведение элементарных экологических полевых исследований, семинары и конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической направленности, лесохозяйственные конкурсы «Юные друзья природы».
|
Определить свою активную позицию в деле охраны природы, быть инициатором в проведении экологических акций, организаторами массовых экологических мероприятий, помогают ребятам общественные организации страны.
Программа профильного эколого-биологического лагеря разрабатывается с учетом осуществления принципа непрерывности экологического образования школьников, возрастных особенностей. Интересов, склонностей, дарований учащихся и особенностей экологической составляющей Беларуси.
Участники экологических смен: учащиеся 6-10 классов – активные члены объединений по интересам учреждений дополнительного и общего среднего образования, экологических общественных организаций, научных объединений учащихся, участники и призеры эколого-биологических олимпиад разных уровней районных, областных и республиканских конкурсов, слушатели республиканской заочной (дистанционной) биологической школы, члены школьных лесничеств.
|
Профильные экологические смены проводятся с целью:
- расширения и углубления знаний учащихся об экологических и природоохранных проблемах;
- воспитания любви к родному краю;
- формирования практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
- приобретения навыков самостоятельной исследовательской работы в природе и оценки состояния окружающей среды своего региона;
- повышения экологической культуры учащихся, воспитания потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и соблюдение здорового образа жизни;
- развития убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических природоохранных делах по защите окружающей среды родного края.
Разные формы организации проводимых занятий и виды деятельности в лагере обеспечивают системную организацию экологического образования.
Образовательная программа в лагере должна предусматривать ознакомление учащихся с наиболее распространенными видами растений и животных, средой обитания и условиями жизни. Большое внимание уделяется усвоению названий изучаемых объектов природы, наблюдению за ними, установлению взаимодействий между сообществами растений и животных разных биоценозов. Наряду с натуралистической, природоохранной работой, важное значение необходимо придавать эмоциональному развитию учащихся, умению принимать красоту творений природы.
|
Следует активно проводить практические занятия, экологические игры, викторины конкурсы экологических плакатов и рисунков, акции по очистке и уходу за природными объектами, лесами, выставки творческих работ из природного материала.
Учащимся (7-10) классов предлагается спецпрактикум по проведению экологического мониторинга окружающей среды. Старшеклассники дадут оценку экологического состояния луга, водоемов, лесных экосистем различными методами биоиндикации, оценку состояния воздушной среды методом лихеноиндикации.
Учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской работой, смогут получить консультации по организации и методике проведения исследований в природе преподавателей учреждений высшего образования, специалисты лесного хозяйства могут быть привлечены к проведению учебных занятий в лагере.
Учащиеся, увлеченные изучением биологических наук, смогут познакомиться с удивительным миром природы на ежедневных занятиях кружков.
Большую роль в образовательной программе необходимо уделять:
- природоохранным трудовым операциям и акциям;
- эколого-биологическим массовым мероприятиям (защита экопроектов, турниры знатоков природы, конкурсы, выставки, олимпиады);
- встречам с учеными-природоведами, специалистами лесхозов;
- культурно-массовым мероприятиям (эрудицион, показ мод экокостюмов, экологическая эстафета и робинзонада «Лесные Робинзоны» и т.д.);
- экскурсиям экологической направленности;
- работе профильных отрядов: экологов, лесоводов, исследователей природы, экологических общественных организаций.
Практические занятия, экскурсии, занятия кружков проводятся в непосредственном контакте с природой. Реализуя данную программу, мы исходим из того, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание.
В процессе реализации учебно-воспитательной программы профильной экологической смены учащиеся приобретут умения и навыки по определению натуральных объектов, оформлению учебных коллекций и гербарного материала, проведению фенонаблюдений в природе, составлению флористико-фаунистических описаний участков местности, разработке проектов и программ экологического обследования, практические навыки по созданию экологических троп, микрозаказников.
Итогом реализации программы профильного лагеря должны стать:
целостные, систематизированные знания по основам эколого-биологических наук, знания о взаимодействиях природной и социальной сферы;
понимание и умение объяснить проявления различных экологических процессов в окружающей среде; потребность в здоровом образе жизни; умение осуществлять диагностику и программирование процессов, происходящих в природе, предвидеть последствия своих воздействий на природные объекты; твердые экологические убеждения у школьников в необходимости охраны окружающей среды своего родного края