1) Единицы отбора (что отбирать)
Много мнений что это! а) слово (CAN – 1 единица);
б) слова + словосоч., кот. представляют смысловое единство, и части слов, которые несут смысловую нагрузку;
в) слово или фразеологический оборот
2) Принципы отбора (как отбирать – измерительные признаки и показатели, на основе кот происходит оценка лексики)
По характеру:
Статические – выделяют часто употребляемые и распространенные слова;
Методические – ориентируются на цели обучения и принадлежность к программным темам; ТЕМА→ЛЕКСИКА→УЧЕБНИК
Лингвистические – сочетаемость с другими словами
3) Источники (откуда отбирать) + СКОЛЬКО
Устные и письменные источники, дающие образцы аутентичных текстов разных по стилю и значимости + лит-ра спец назначения (словари)
Этапы работы с лексикой:
1. ознакомление, введение слова
2. первичное закрепление
3. тренировка, развитие умений и навыков использования лексики в различных ВРД.
Все стороны работы составляют единое целое и формирование навыков начинается с ознакомления с материалом (введения)
Задачи:
- формирование очень четких графических, фонетических и моторных образов,
- установление звукобуквенных (правила произношения) и букво-звуковых (правила чтения) соотношений,
- ознакомить со значением слова (семантизация).
Семантизация: переводная и беспереводная.
Переводной – включает 2 основных приема (перевод слова и перевод толкование)
Беспереводный – объясняет значение не прибегая к переводу.
Способы:
- Демонстрация/наглядность - четкость изображения и соответствие картинке (опасаться сформировать искаженные соответствия)
- Определение/дифиниции - (a library – place where you can borrow books)
- Перечисление – (lions, wolves, cats are animals)
- Синонимы и антонимы – Но надо быть осторожными, так как абсолютных синонимов нет!
- Догадка – слово используется в контексте.
- Контекстуальная (фрагмент текста)
- Словообразование (суффиксально-префиксальный, словосложение, конверсия)
Переводные – экономны во времени и универсальны, но увеличивают возможность межъязыковой интерференции.
Беспереводные – развивают догадку, создают опору для допонимания, усиливают ассоциативные связи, увеличивают практику в языке, но они требуют больше времени и не всегда обеспечивают точность понимания.
Выбор способов семантизации определяется на основе тщательного анализа слова и его дальнейшего функционирования в речи учащегося и зависит:
- от качественных характеристик слова (конкретное или абстрактное),
- от степени обучения и языковой подготовки,
- от формы презентации (на слух, при чтении с опорой на наглядность)
- от места ознакомления со словом (в классе, в тексте при сам/работе).
Этапы работы препода:
1) определить дозировку слов на урок,
2) провести тщательный анализ слов (форма: графическая, структурная, грамматическая; значение: основное, второстепенное; употребление: типичное или специфическое). Для каждого слова составляется комментарий.
3) Определить основные трудности слова, возможную интерференцию.
4) Определить формы организации ознакомления, то есть способ предъявления слова С чего я начну?
5) Определить способ семантизации
6) Подобрать иллюстративный материал (+ примеры)
7) Определить упражнения для закрепления и последовательного их выполнения
На лексическом уровне вся лекция подразделяется на на опред. лексич. единицы: слова, словосочетания, речевые клише, идиомы.
Ученики должны знать вышеперечисленные единицы и уметь их использовать в речи:
к 9кл. 850-900 (общеобразоват) + 800 пассив
2800-3000 (спецшкола) + 300 пассив
Рецептивная (пассивная) лексика:
- надо идти от языковой формы к значению,
- с какой формы начать? (все зависит от слова),
- для каждого нового слова надо сообщать различные значения,
- объяснить информативные структурные признаки.
Упражнения → неотъемлемая часть объяснения!
Задачи упражнений:
1. объяснить правильность и точность восприятия образа слова и значения (+ связь между ними)
2. обеспечить правильную соотнесенность слова с другими словами
3. обеспечить правильное и разнообразное комбинирование новых слов с другими словами ИЯ
Задачи должны обеспечивать:
- усвоение слухо-моторных и графических образов (послушай и повтори, определи компоненты)
- установление связи между различными формами слова (найдите то, что вы слышите, в тексте)
- соотнесите слова с его семантикой во всем многообразии значений, подлежащих усвоению (покажи предмет, который назван)
- формирование связей между словами (найдите все существительные; выберите все слова, которые обозначают животных)
Рекомендации:
1) охватывать работу каждого учащегося,
2) максимально сосредоточить внимание на каждой отдельной единице материала, на преодолении отдельных трудностей,
3) обеспечить большое количество повторений и «встреч» с каждой единицей в различных сочетаниях и в разных контекстах,
4) активно задействовать зрительный и слуховой каналы при выполнении упражнений
5) по мере необходимости привлекать РЯ
6) по возможности с самого начала предусматривать решение реальных и коммуникативных задач
7)усложнение упражнений по линии укрупнения языковых единиц и увеличения стоящих трудностей.
Система лексических упражнений.
На уровне слова:
1) выразить то же самое с помощью одного слова
2) подобрать синонимы/антонимы
3) образовать однокоренные слова
4) исключить лишнее слово
5) сгруппировать по определённому принципу
На уровне СС:
1) составить СС с предложенными словами
2) добавить глаголы к сущ.
3) Соединить разрозненные слова
4) Составить идеоматические выражения
На уровне предложения:
1) ответить на вопросы (общие, альтернативные, с хвостиком..)
2) поставить вопросы
3) закончить предложение
4) перефразировать
5) прокомментировать
6) составить развёрнутый план
7) ситуации
8) пересказ
9) рассказ
8 типов ЛЕ:
1) интернациональные и заимствованные слова
2)производные и сложные слова, компоненты которых знакомы
3)слова, объём значений которых, не противоречат семантическому объёму слова в родном языке
4)специфичные по своему содержанию для изучаемого языка
5) слова общего с родным языком корня, но отличные по содержанию
6) слова и СС, отдельные компоненты которых известны, но идеоматичны и не сходны по смыслу
7) слова, объём которых шире объёма значений соответствующего слова в родном языке
8) слова, объём которых уже чем в родном языке
Контроль