Отбор лексики связан с решением 3-х основных проблем




1) Единицы отбора (что отбирать)

Много мнений что это! а) слово (CAN – 1 единица);

б) слова + словосоч., кот. представляют смысловое единство, и части слов, которые несут смысловую нагрузку;

в) слово или фразеологический оборот

2) Принципы отбора (как отбирать – измерительные признаки и показатели, на основе кот происходит оценка лексики)

По характеру:

Статические – выделяют часто употребляемые и распространенные слова;

Методические – ориентируются на цели обучения и принадлежность к программным темам; ТЕМА→ЛЕКСИКА→УЧЕБНИК

Лингвистические – сочетаемость с другими словами

3) Источники (откуда отбирать) + СКОЛЬКО

Устные и письменные источники, дающие образцы аутентичных текстов разных по стилю и значимости + лит-ра спец назначения (словари)

Этапы работы с лексикой:

1. ознакомление, введение слова

2. первичное закрепление

3. тренировка, развитие умений и навыков использования лексики в различных ВРД.

Все стороны работы составляют единое целое и формирование навыков начинается с ознакомления с материалом (введения)

Задачи:

- формирование очень четких графических, фонетических и моторных образов,

- установление звукобуквенных (правила произношения) и букво-звуковых (правила чтения) соотношений,

- ознакомить со значением слова (семантизация).

Семантизация: переводная и беспереводная.

Переводной – включает 2 основных приема (перевод слова и перевод толкование)

Беспереводный – объясняет значение не прибегая к переводу.

Способы:

- Демонстрация/наглядность - четкость изображения и соответствие картинке (опасаться сформировать искаженные соответствия)

- Определение/дифиниции - (a library – place where you can borrow books)

- Перечисление – (lions, wolves, cats are animals)

- Синонимы и антонимы – Но надо быть осторожными, так как абсолютных синонимов нет!

- Догадка – слово используется в контексте.

- Контекстуальная (фрагмент текста)

- Словообразование (суффиксально-префиксальный, словосложение, конверсия)

Переводные – экономны во времени и универсальны, но увеличивают возможность межъязыковой интерференции.

Беспереводные – развивают догадку, создают опору для допонимания, усиливают ассоциативные связи, увеличивают практику в языке, но они требуют больше времени и не всегда обеспечивают точность понимания.

Выбор способов семантизации определяется на основе тщательного анализа слова и его дальнейшего функционирования в речи учащегося и зависит:

- от качественных характеристик слова (конкретное или абстрактное),

- от степени обучения и языковой подготовки,

- от формы презентации (на слух, при чтении с опорой на наглядность)

- от места ознакомления со словом (в классе, в тексте при сам/работе).

Этапы работы препода:

1) определить дозировку слов на урок,

2) провести тщательный анализ слов (форма: графическая, структурная, грамматическая; значение: основное, второстепенное; употребление: типичное или специфическое). Для каждого слова составляется комментарий.

3) Определить основные трудности слова, возможную интерференцию.

4) Определить формы организации ознакомления, то есть способ предъявления слова С чего я начну?

5) Определить способ семантизации

6) Подобрать иллюстративный материал (+ примеры)

7) Определить упражнения для закрепления и последовательного их выполнения

На лексическом уровне вся лекция подразделяется на на опред. лексич. единицы: слова, словосочетания, речевые клише, идиомы.

Ученики должны знать вышеперечисленные единицы и уметь их использовать в речи:

к 9кл. 850-900 (общеобразоват) + 800 пассив

2800-3000 (спецшкола) + 300 пассив

Рецептивная (пассивная) лексика:

- надо идти от языковой формы к значению,

- с какой формы начать? (все зависит от слова),

- для каждого нового слова надо сообщать различные значения,

- объяснить информативные структурные признаки.

Упражнения → неотъемлемая часть объяснения!

Задачи упражнений:

1. объяснить правильность и точность восприятия образа слова и значения (+ связь между ними)

2. обеспечить правильную соотнесенность слова с другими словами

3. обеспечить правильное и разнообразное комбинирование новых слов с другими словами ИЯ

Задачи должны обеспечивать:

- усвоение слухо-моторных и графических образов (послушай и повтори, определи компоненты)

- установление связи между различными формами слова (найдите то, что вы слышите, в тексте)

- соотнесите слова с его семантикой во всем многообразии значений, подлежащих усвоению (покажи предмет, который назван)

- формирование связей между словами (найдите все существительные; выберите все слова, которые обозначают животных)

Рекомендации:

1) охватывать работу каждого учащегося,

2) максимально сосредоточить внимание на каждой отдельной единице материала, на преодолении отдельных трудностей,

3) обеспечить большое количество повторений и «встреч» с каждой единицей в различных сочетаниях и в разных контекстах,

4) активно задействовать зрительный и слуховой каналы при выполнении упражнений

5) по мере необходимости привлекать РЯ

6) по возможности с самого начала предусматривать решение реальных и коммуникативных задач

7)усложнение упражнений по линии укрупнения языковых единиц и увеличения стоящих трудностей.

Система лексических упражнений.

На уровне слова:

1) выразить то же самое с помощью одного слова

2) подобрать синонимы/антонимы

3) образовать однокоренные слова

4) исключить лишнее слово

5) сгруппировать по определённому принципу

На уровне СС:

1) составить СС с предложенными словами

2) добавить глаголы к сущ.

3) Соединить разрозненные слова

4) Составить идеоматические выражения

На уровне предложения:

1) ответить на вопросы (общие, альтернативные, с хвостиком..)

2) поставить вопросы

3) закончить предложение

4) перефразировать

5) прокомментировать

6) составить развёрнутый план

7) ситуации

8) пересказ

9) рассказ

8 типов ЛЕ:

1) интернациональные и заимствованные слова

2)производные и сложные слова, компоненты которых знакомы

3)слова, объём значений которых, не противоречат семантическому объёму слова в родном языке

4)специфичные по своему содержанию для изучаемого языка

5) слова общего с родным языком корня, но отличные по содержанию

6) слова и СС, отдельные компоненты которых известны, но идеоматичны и не сходны по смыслу

7) слова, объём которых шире объёма значений соответствующего слова в родном языке

8) слова, объём которых уже чем в родном языке

Контроль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: