Тема. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебное занятие, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ называют «Современным уроком».
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок»:
· В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ.
· Н.Е. Щуркова даёт такое определение: «Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает, и никто никого не боится».
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Пидкасистый П.И. считает, что цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи.
Требования к современному уроку в начальной школе по ФГОС
К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования:
· Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства ее достижения).
|
· Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).
· Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.
· Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.
· Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.
· Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.
· Найти оптимальное место домашнему заданию.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
· логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
· используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
· соблюдены нормы педагогической этики;
· темп урока оптимален для данного коллектива детей;
· в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда;
· созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;
· дидактическая задача урока решена.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели.
Структура современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
|
Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно-воспитательном процессе применяются новые методы обучения:
· по виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия; практические методы обучения);
· по характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы);
· по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации);
· по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности);
|
· по логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения; дедуктивные методы обучения).
Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.
№ | Этапы урока по ФГОС в начальной школе | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
Организация начала занятия. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |
Проверка выполнения домашнего задания. | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. | |
Подготовка к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | |
Первичная проверка понимания. | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. | |
Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. | |
Обобщение и систематизация знаний. | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. | Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. | |
Контроль и самопроверка знаний. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. | |
Подведение итогов занятия. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. | |
Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, дающую требуемый результат. Дети при этом учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, – у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
В заключение хочется отметить, что технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников. Надеемся, что изложенный выше материал будет полезен всем практикующим учителям.