Преимущества концентрированного обучения




Варианты реализации технологии концентрированного обучения

Классифицируя различные способы организации концентрированного обучения, Г. Ибрагимов предлагает три различные модели. Д. Г. Левитес даёт здесь описание двух из них, полагая, что именно они наиболее применимы в условиях общеобразовательной школы.

Первая модель предполагает изучение в течение определённого времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется:

особенностями содержания и логики его усвоения учащимися;

общим числом отводимых на изучение дисциплины часов;

наличием материально-технической базы и другими факторами.

При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3—5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени.

В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путём оперирования ими в стандартных ситуациях.

Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного изучения предмета учащиеся обучаются умениям творческого применения знаний.

Продолжительность одного урока при такой организации обучения сокращается до 35 минут. После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное занятие (физкультура и т. п.), домашние задания не задаются. В первой половине дня проводится 5—6 уроков. Во второй половине дня учащиеся работают (по желанию и выбору) на кафедрах, организуемых преподавателями. Это позволяет развивать их в выбранной ими сфере, и в то же время педагог готовит себе помощников— ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих к этому потребность учащихся.

Учебный день представляет собой органическое сочетание различных форм организации обучения, объединённых одной целью — сформировать систему знаний и умений учащихся по целостной теме изучаемого курса.

Важно подчеркнуть, что одно и то же содержание в течение дня прорабатывается в разных формах учебной деятельности при большом удельном весе самостоятельной работы учащихся. Содержательная доминанта придаёт учебному дню целостность, а деятельность учащихся приобретает активный характер благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений. Речь идёт и об умении сотрудничать в микрогруппе, коллективе, то есть об обучении технологии сотрудничества.

Организация обучения на уровне учебного плана представляет собой своеобразный «конвейер», когда учащиеся переходят от изучения одного предмета к изучению другого в определённой последовательности. Продолжительность концентрированного изучения одного предмета может быть разной, но не менее трёх учебных дней.

Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной организационной единицы — учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного-двух. В рамках же учебной недели число дисциплин сохраняется в соответствии с графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков с интервалом между ними в 40 минут (обед, отдых). Вторая половина дня посвящается деятельности по интересам.

Состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие, зачёт.

Лекция: знакомство с целью и планом всего учебного блока и самой лекции.

Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности учитель проводит первое изложение материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции — третье, ещё более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.

Самостоятельная работа: самостоятельная проработка ученика так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах, индивидуально).

Цель: углублённое освоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формирование общеучебных умений: работа с книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно-следственных связей и т. д.

Практическая работа: цель— формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний (происходит непосредственно после восприятия и осмысления).

Зачёт: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений. Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Преимущества концентрированного обучения

1. Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.

2. Обеспечивает восприятие, углублённое и прочное усвоение учащимися целостных завершённых блоков изучаемого материала.

3. Благотворно влияет на мотивацию учения.

4. Формируется благоприятный психологический климат (установка на длительное взаимодействие и сотрудничество друг с другом в процессе обучения).

 

§ 2 Практическая разработка

2.1 Разработка графика изучения дисциплины

Произведём анализ учебного плана подготовки специалистов по очной форме обучения по специальности «История дизайна» в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования. Данная предметная дисциплина изучается 3 семестре, программа рассчитана на 60 часов (30ч. лекции, 30ч.лаб-практические работы).

При расчете продолжительности изучения необходимо руководствоваться особенностями содержания и логикой усвоения материалов учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов, наличием материально-технической базы и другими факторами.

Воспользуемся вторым вариантом первой модели концентрированного обучения, которое предусматривает однократное в течение нескольких недель учебного года изучение одного предмета.

График изучения учебной дисциплины «История дизайна» представляет собой совокупность таких показателей как общее количество часов, длительность учебного дня, количество дней, количество дней в неделю, количество часов в неделю.

1) 60 часа;

2) 5 часов в день;

3) 12 дней;

4) 6 дней в неделю;

5) 30 часов в неделю.

№ недели 1-2 3-6 7-8        
Предмет     История дизайна        

 

2.2 Тематический план

№ п/п Дата Часов Тема Содержание
      Дизайн как вид проектно-художественной деятельности Понятие дизайна. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера. Виды современной дизайнерской деятельности. Мода и художественный стиль в дизайне Эргономика как основа проектирования в дизайне. Функциональный маркетинг в дизайне. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна.
      Начало дизайна На заре технической революции; первые орудия труда человека; ремесленное производство в средние века; предпосылки создания машинной техники Промышленная революция в Европе; научно-технические открытия и изобретения конца XVII - начала XIX века; техника как искусство; первые всемирные промышленные выставки. Первые теории дизайна. Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков.
      Поиск нового формообразования в начале xx века   Модерн; поиск нового стиля в Европе. Ранний американский функционализм; Чикагская архитектурная школа; Первые идеи функционализма; Германский Веркбунд. Художественный авангард в Европе начала XX века; группа Де-Стиль.
      Первые школы дизайна Баухауз 1919-1933; новые педагогические принципы; мастера. ВХУТЕМАС; подготовка художников-инженеров (1920-1930)
      Особенности промышленного развития России и проблемы художественно- промышленного образования. Архитектурно-художественное творчество в Советской России; производственное искусство
      Дизайн в предвоенную эпоху Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт- Деко. Американский дизайн в период всемирной депрессии; стримлайн.
      Послевоенный дизайн Германия - возрождение функционализма. Итальянское экономическое чудо; стиль Оливетти. Скандинавский дизайн.
      Дизайн 60-х   Дизайн-утопии. Неофункционализм; Ульмская школа дизайна. Стиль Браун
      Альтернативный дизайн в 70-е годы Поп-дизайн. Альтернативный дизайн; эксперименты с антидизайном. Алхимия: ре-дизайн.
      Дизайн постиндустриального общества Постмодерн. Арт-дизайн. Мемфис: новый дизайн. Хай-тек - стиль высоких технологий.
      Дизайн 90-х. Миниатюризация; исчезновение предметов; фирма Сони. Минимализм; Марио Ботта, Штефан Веверка.
      Дизайн-технологии будущего Дизайн и экология; городские ландшафты. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества; веб-дизайн; виртуальный дизайн

 

2.3 Учебный блок

Учебный блок представляет собой совокупность таких методов обучения как лекция, самостоятельная работа, практическая работа и контроль знаний.

2.3.1 Лекция

Первые школы дизайна

Баухауз. В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

1919-1933г.г. С первых дней свое­го существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и пос­ледышей свергнутой монархии. После шести лет пребыва­ния в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более друже­ственный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

Баухауз в Ваймаре (1919-1925 гг). Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа.

Основателем и первым директором Баухауза был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной шко­ле изобразительного и прикладного искусства в совокуп­ности с архитектурой. 12 апреля 1919 года предложение Гропиуса получило одобрение временного правительства Ваймарской республики и вновь образованная школа полу­чила статус "Государственный Баухауз в Ваймаре". В программе Баухауза Вальтером Гропиусом была постав­лена цель создать подлинное содружество учащих и уча­щихся, собрать воедино все виды художественного твор­чества по подобию средневековых сообществ строитель­ства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архи­текторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, рез­чиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украше­ния собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз").

Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эс­тетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос пер­вой программы Баухауза, в которой, в частности, говори­лось:

"Конечная цель всякой художественной деятельности - здание Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкну­той обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и жи­вописцы должны заново признать и научиться понимать расчлененную форму сооружения в единстве всех его час­тей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в са­лонном искусстве.

Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу. Нет больше "искусства как профес­сии". Не существует принципиальной разницы между ху­дожниками и ремесленниками. Художник лишь высшая сту­пень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязатель­ны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

Обучение в Баухаузе начиналось с вводного курса (фор-курса), на котором учащемуся нужно было приобрести ос­новные навыки, которые давали ему возможность научить­ся обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто ус­пешно заканчивал его, начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, тек­стиля, настенной живописи, сценических декораций, гра­фического и фотографического искусства.

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг. Переезд из славного своими культурными традициями Ваймара в город молодой авиационной и химической промыш­ленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Валь­тер Гропиус получил возможность спроектировать и пост­роить новую резиденцию Баухауза. Программа строительства комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудито­риями, мастерскими, столовой, административными поме­щениями, студенческим общежитием и домов с мастерски­ми преподавателей.

4 декабря 1926 года состоялось открытие нового здания Баухауза при участии тысяч гостей - выдающихся полити­ков, немецких и иностранных архитекторов, художников и ученых. Со строительством собственного здания школы возникли благоприятные рабочие условия. В Дессау, как позже отмечал сам Гропиус, укрепились ваймарские планы развития Баухауза и прояснилась их соци­альная значимость. Они нашли во многом свое завершение

Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа давала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебель из стальных труб.

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

В Москве на основе Строгановского художественно-про­мышленного училища и Училища живописи ваяния и зодче­ства были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем, в 1920 году, были слиты во ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его осно­ве созданы Высший архитектурно-строительный институт -ВАСИ,,Московский полиграфический инсти­тут, Художественный факультет Московского текстиль­ного института.

Учебные цели и структура ВХУТЕМАС. Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников-масте­ров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-тех­нического образования".

Структура ВХУТЕМАС была уникальной. Он состоял из вось­ми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полигра­фического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптур­ного. Немаловажным были совместимость обучения и воз­можность тесного взаимного общения учащихся и их твор­ческих контактов, рождавших плодотворную художествен­ную среду.

Деревообделочный и металлообрабатывающий факульте­ты Мастерских были своеобразной лабораторией форми­рования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизай­неров ("инженеров-художников") шел сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельно­сти дизайнера, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования.

Основным художественным материалом архитектуры счи­талось пространство. Пионеры советского дизайна в сво­их поисках средств художественной выразительности об­ращались прежде всего к конструкции. В материале про­педевтических упражнений они видели не только опреде­ленную физическую субстанцию - глину, гипс, масло, гу­ашь, акварель и т.д., но и элементы построения формы - объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выра­жалась художественная идея дизайнерского проекта.

На факультете по обработке дерева и металла преподава­ли А.Родченко, Эль Лисицкий, В.Татлин и другие предста­вители Производственного искусства. Ведущими принци­пами их работы были: экономичность материалов и конст­рукций, рациональность использования пространства, мно­гофункциональность и мобильность изделий. Категоричес­ки отвергалось всякое поверхностное украшательство.

Большое внимание обращалось на гигиеничность вещей. Многие из их принципов стали впоследствии канонически­ми для дизайна.

Учебные задания развивались по двум направлениям: кон­струирование вещи - "конструкция" - и лицевая обработка металла - "композиция".

Курс "Композиция" помогал студентам овладеть техноло­гиями обработки поверхностей, прививал навыки художе­ственно-декоративного решения изделия, "исходя из по­требительской целесообразности". Постановка конкретно­го задания подчиняла декоративный рисунок функции вещи. Это мог быть товарный знак, световая реклама, ри­сунок для облицовочной плитки или нагрудный значок. При этом оформление поверхности изделия опиралось не на ручную, а на промышленную технологию: изучались спо­собы штамповки, гравирования, гальванотехники, техно­логия окраски, способы печати.

Первыми учебными заданиями по конструированию были проектирование простейших обыденных вещей: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова. По мнению А.Родченко, нужно научиться в простейшей обы­денной вещи проявить творческий подход, найти ориги­нальное и вместе с тем рациональное решение конструк­ции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности. Большое внимание в обучении уделялось инженерно-тех­ническим дисциплинам, что объяснялось во многом перво­очередной необходимостью развития промышленности. Это проявилось в проектировании многофункциональных, мобильных предметов: складной киоск-витрина, кресло-кровать, трансформирующийся стол и другие. Художе­ственная сторона творчества проявилась, прежде всего, как изобретательская деятельность, направленная на по­иски оригинальной, функционально и технически оправ­данной конструкции. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза далеко выходит за рамки раз­работанных методик преподавания. Оба учебных заведе­ния дали оригинальные, не имевшие аналогов в прошлом, модели комплексных художественно-технических вузов. ВХУТЕМАС и Баухауз возникли и функционировали в пери­од, когда в ходе взаимодействия различных видов искус­ства и инженерно-научного творчества происходили слож­ные процессы формирования нового стиля современной архитектуры и становления нового вида проектно-художественной деятельности – дизайна.

 

2.3.2 Самостоятельная работа

Цель: ознакомиться с произведениями дизайнеров Баухауза и ВХУТЕМАСа (ВХУТЕИНа)

Задание: Используя литературу и Интернет заполнить таблицу

№ п/п Автор Дизайнерский обьект Год создания Заведение
         

 

2.3.3 Практическая работа

Задание: Зарисовать произведения Баухауза в обла­сти архитектуры и дизайна - дом "Ам Хорн" в Ваймаре; зда­ние Баухауза, ряд жилых домов. Биржа труда и поселок Тортен в Дессау; посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта; настольная лампа В.Вагенфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига; кресло "Василий" М.Бройера.

2.3.4 Контроль знаний

1. В каком году образовался Баухауз?(1919)

2. В каком городе образовался Баухауз?(Ваймар)

3. В резльтате объединения каких учебных заведений образовался Баухауз?(Школа изящных искусств и Академия прикладных искусств)

4. Кто был основателем и первым директором Баухауза? (берлинский архитектор Вальтер Гропиус)

5. В каких мастерских велось обучение в Баухаузе?(Мастерские мебели, керамики, металла, тек­стиля, настенной живописи, сценических декораций, гра­фического и фотографического искусства)

6. В каком году Баухауз переехал в Дессау? (1925)

7. Как расшифровывается ВХУТЕМАС? (Высшие художественно-технические мастерские)

8. Как расшифровывается ВХУТЕИН? (Высший художественно-технический институт)

9. В каком году образовался ВХУТЕМАС? (1920)

10. Из каких факультетов состоял ВХУТЕМАС?(архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полигра­фического, текстильного и керамического, живописного, скульптур­ного.)

 

Список использованной литературы

1. Гитман Е.К. Концентрированное обучение: Учебное пособие. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000

2. Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного обучения. – Казань: ИССО РАО, 1996

3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушкина. Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 320 с.

4. Программа учебной дисциплины «Основы педагогических технологий». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 1997. 13 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: