Формы правления.
Монархия как форма государственного
правления.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству. Для изучения монархии как формы государственного устройства необходимо подробно рассмотреть состояние общества и особенности отношений внутри него.
Исторически существовало большое разнообразие монархических форм правления: древневосточная деспотия, эллинистическая монархия, Римская империя, раздробленная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, самодержавие в России как её разновидность, конституционная монархия.
Виды монархий.
Главной особенностью в определении видов монархии является их рассмотрение в контексте цивилизационного развития общества. По этому деление монархий часто происходит по временному признаку. Об этом можно судить по их названиям.
1. Древневосточная монархия.
Древневосточная монархия может по праву считаться первой формой государственного правления в истории человечества. Первые государства использовали именно ее для организации управления своим обществом. Появление и развитие рабовладельчества лежало в основе появления первых государств древнего Востока. Поддержка рабовладельцев была главной задачей древневосточной монархии. Осуществление такой поддержки проводилось при помощи деспотии. В своем правлении деспоты опирались на сильную армию и не менее сильный бюрократический аппарат. Отсутствие ответственности за действия правителя позволяло создать достаточно крепкое государство. Но при его расширении централизация власти терялась и на окраинах страны власть деспота не была достаточно сильна, для предотвращения возможных восстаний и бунтов. Это заставляло верховного правителя искать поддержку у влиятельных, в общественном плане, слоев общества. По этой причине древневосточная монархия не была абсолютной. Во многих странах правитель вынужден был делить власть с аристократией.
|
Такая форма государственного устройства существовала в таких странах Древнего Востока как Египет, Китай, Вавилон, Индия и т.д.
2. Древнеримская монархия.
Древнеримская монархия, как следует из названия, сложилась на территории Римской Империи в период развала республики, в 1 веке до нашей эры. В отличие от древневосточной древнеримская монархия появилась в развитом рабовладельческом государстве. Вся монархия в Риме делится на 2 этапа.
Первым этапом является "принципат". Его характерной особенностью является большая роль республиканских органов власти в системе управления. Несмотря на правление монархов в стране продолжают действовать и принимать обязательные решения сенат и народное собрание. Однако выбираемые этими органами должностные лица: трибуны, преторы, и стратеги, теряют властные полномочия. Должность одного из двух консулов, управлявших государством по принципу равенства, упраздняется, а второй из них автоматически становится императором. К нему переходят все полномочия глав законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом представительные органы продолжают существовать, но избираемые ими должностные лица не имеют властных полномочий.
|
Существовавшая при принципате система скоро изжила себя. Республиканские органы власти не могли существовать при монархии. Это привело к тому, что в 3 веке нашей эры представительские органы были упразднены. С этого момента в истории древнеримской монархии начался новый этап называемый периодом "доминанта". Характерной особенностью системы управления в то время было сосредоточение верховной власти в руках императора. Назначение чиновников на высокие посты римской бюрократической системы осуществлялось только по воле верховного правителя. Он так же являлся главнокомандующим армии, которая была опорой власти. Громадные территории Римской империи требовали создания большого государственного аппарата. Главным чиновником, которого был император. Несмотря на попытки императоров централизовать и усилить власть в стране древнеримская монархия не смогла предотвратить развал и уничтожение Римской империи.
3. Феодальная монархия.
Феодальная монархия относится к совершенно новому виду общественных отношений, чем существовавшие до нее. После крушения рабовладельческого строя и появления первых феодальных государств, в странах западной и центральной Европы, старые виды государственного устройства применяемые в античном мире стали неприемлемы. В основе общественных отношений в древнеримской и древневосточной монархиях лежал рабовладельческий способ производства. В условиях феодализма низшие слои населения имеют личную свободу, но не являются собственниками земли. За право пользоваться землей феодала крестьяне отдавали ему часть урожая, а также вынуждены были служить своему хозяину.
|
Главной проблемой государственного устройства в начальный период феодальной монархии была децентрализация власти. Отсутствие крепкого аппарата управления привело к тому, что феодалы являлись единовластными правителями на своей земле. Государства могли появиться только благодаря захватнической политике отдельных феодалов. Но, как правило, существовать они переставали сразу после смерти правителя. Основным способом управления было использование военной силы для проблем. Подобная государственная система, называемая часто раннефеодальной монархией, являлась во многих странах переходной. Примитивные способы управления и слабая централизация приводили к распаду стран средневековой Европы.
В крупных государствах роль феодалов была очень высока, и с течением времени стало очевидно, что монарх не обладает всей полнотой верховной власти. После периода борьбы феодалов за расширение своего влияния на политическую жизнь страны, называемого феодальной раздробленностью, верховная власть была вынуждена пойти на уступки. Подобной уступкой стало создание представительного органа. С этого момента начинается история сословно-представительных монархий. Монархии этого типа характерны обязательным существованием представительного органа в структуре управления. В сословные органы входили представители аристократии. Их главной задачей была законотворческая деятельность, но в некоторых странах они получали и судебные функции. При этом монарх становился главой исполнительной власти. Законы, прини-маемые, аристократами защищали интересы богатейших слоев общества. Существование сословных органов давало правителю необходимую поддержку и помощь в управлении страной. Зачастую назначение на высокое посты в органы исполни-тельной власти осуществлялось не по профессионализму чиновника, а по его родству. Качество работы государственных органов при этом была не высокой.
Власть аристократов в конечном итоге привела к упадку те государства, в которых существовала сословно-представительная монархия. Ей на смену пришло новое государственное устройство называемое абсолютной монархией. Теперь монарх имел всю полноту власти законодательной, исполнительной и судебной. Главной опорой государства становится служивое сословие. Государственные аппараты формируются на основе иерархии и строгой субординации. Для проверки соответствия чиновника занимаемой должности вводятся экзамены на чин. Принадлежность к знатному роду больше не было привилегией при поступлении на службу. Исполнительная власть, избавившись от пережитков сословной монархии, стала более эффективной, а появившаяся строгая вертикаль власти позволяла монарху держать страну в полном подчинении.
Законодательная власть так же полностью переходит в руки верховного правителя, обеспечивая поддержку действий власти исполнительной. Главой обоих ветвей власти становится монарх. Все законодательные органы, существовавшие до абсолютизма, становятся совещательными. Сами же советники назначаются правителем, который обладает верховной законодательной властью.
Судебная система при абсолютизме по своему строению очень похожа на исполнительную. Она имеет строгую иерархию на вершине, которой находится монарх. Как и в период сословно-представительской монархии при абсолютизме судебная власть защищает интересы отдельного класса, но если раньше это были алигархированные рода, то теперь это служивое сословие. Верховным судьей являлся правитель государства. Он имел право отменять любое решение нижестоящих судов.
Эпоха феодальных монархий, закончившаяся революциями во всех странах, где она существовала, имела, однако важное значение для человеческой цивилизации. Она привела к созданию мощных централизованных государств в странах Европы и Азии, а также к развитию науки, культуры, искусства и техники. Но народное недовольство, связанное с бесправным положением низших слоев населения переросло, в конечном итоге, в революции и изменение государственного устройства.
4. Конституционная монархия.
Развитие общественных отношений постепенно приводит к экономическому усилению низших и средних слоев общества. При этом их права ущемляются высшими слоями. Постепенно первые буржуа начинают требовать выравнивания своих прав с дворянами. Не желая терять власть, монархи вынуждены были пойти на создание представительного сословного органа. Однако существовавшие при абсолютизме законодательство не предусматривало независимого представительского органа власти. Это неминуемо приводило к проблемам в функциони-ровании государственного аппарата. При конституционной монархии представительным всесословным органом, который во многих странах называют парламентом, была создана конституция, которая защищала законодательную власть от вмешательства в нее со стороны исполнительной власти. Монарх не мог вносить изменения в главный закон страны, которым являлась конституция, без согласия парламента. Помимо этого правитель вынужден был каждый принятый им закон выносить на обсуждение парламента и в случае если закон противоречил конституции или не отражал интересов общества, он отменялся. При этом представительный орган зачастую следил за функционированием органов судебной власти. Подобная государственная система показала свою эффективность в период складывания буржуазных отношений.
Существует две главные разновидности конституционной монархии: парламентарная и дуалистическая монархии.
Особенностью парламентерской монархии состоит в том, что верховная власть в ней принадлежит главе партии и имеющей большинство депутатских мест в парламенте. Правительство формируется из членов этой партии. Ее глава становится председателем правительства и главой государства, а власть монарха становится чисто символической. Он не принимает участия в фактическом управлении государством. Правительство отчитывается не перед монархом, а перед парламентом.
При дуалистической монархии полномочия монарха ограничиваются только исполнительной властью. Он делит власть в стране с парламентом, который, как правило, защищает интересы буржуазии. В то время как монарх поддерживает феодалов. Вопросы формирования правительства лежат только в компетенции главы исполнительной власти и не зависят от законодательной и судебной власти.
Черты монархии.
Монарх персонифицирует государство, выступает от имени государства во внешней и внутренней политике.
2. Монарх осуществляет правление единолично (вне зависимости от структуры и механизмов функционирования ветвей власти). В современных монархиях этот признак носит по преимуществу формальный характер.
3. Власть монарха носит наследственный характер. Из этого принципа имелись и, конечно, имеются ныне исключения. Так, Речь Посполитая (объединённое польско-литовское государство со времён Люблинской унии 1569-1795 гг.) не знала института наследования. Король здесь избирался на срок. В Малайзии король избирается сроком на 5 лет особым Советом, который состоит из правителей 13 монархических штатов, образующих малазийскую федерацию.
4. Монарх свободен от ответственности, он подсуден не «человеческим», а «божественным» законом (во всяком случае, так обосновывалась харизма единоличного правителя на протяжении многих веков).
Можно выделить два основных типа монархий: неограниченная (абсолютная) монархия и ограниченная (конституционно парламентская) монархия.
Абсолютная монархия характеризуется отсутствием в государстве представительных учреждений, которые выражали бы непосредственные интересы населения, воздействовали бы на государственную власть. В непосредственном подчинении монарха находятся основные рычаги осуществления власти: централизованный бюрократический аппарат, армия, полиция.
При абсолютизме окончательно оформляется бюрократическое государство, в котором власть в центре и на местах находится в руках чиновников, увольняемых и назначаемых монархом и целиком зависимых от его воли.
Логика движения форм правления, как и логика исторического процесса в целом – это движение от абсолютной (неограниченной) монархии к ограниченной (конституционно парламентской) монархии.
Республика как форма государственного правления.
Республика – одна из древнейших форм правления. Главная отличительная её черта в сравнении с монархией в том, что здесь формальное верховенство остается за представительными органами власти (во всяком случае, в парламентских республиках). Республиканская модель государства формировалась и совершенствовалась вместе с совершенствованием государственности как таковой, начиная со времён античности.
Чтобы коллективное правление осуществлялось оптимальным образом, как мыслили идеологи либеральной демократии, данная форма правления должна иметь чёткую организацию публичной власти. Такая организация была названа разделением властей (закрепление за каждой из них – законодательной, исполнительной, судебной – чётких функций, значительных прерогатив, суверенности при условии наличия механизма сдерживания и контроля одной ветви власти над другой).
Ещё одна собирательная черта республики в том, что здесь высшие органы исполнительной власти либо избираются населением, либо формируются парламентом (в парламентских республиках), либо ими утверждаются (президентские республики). Сменяемость высших органов власти также является одним из неотъемлемых элементов республиканской идеологии и практике. Заметим, что в монархии также практикуется сменяемость парламента, правительства, зависимого от представительного органа.
Современной государственной практике известно несколько разновидностей республик:
1. Президентская республика.
Она существует, в частности, в Российской Федерации, США, Аргентине, Бразилии, Мальте, Португалии и других странах. В президентской республике президент, как правило, совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Государственное управление здесь строится по принципу жёсткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы.
Высшие органы государственной власти в президентской республике, как правило, обладают значительной самостоятельностью. Ещё одна характерная черта рассматри-ваемой модели – внепарламентский способ избрания президента. Он избирается всенародно. Такова политическая практика России, США. Данной разновидности республики также свойствен внепарламентский способ формирования правительства.
Важная функция президента – назначение высших государственных чиновников, которое он осуществляет по совету и с согласия верхней палаты. Он также заключает международные договоры (их должен одобрить сенат) и исполнительные соглашения (для них такого одобрения не нужно). Президент стоит во главе громадного внешнеполитического аппарата, что позволяет ему решать многие международные проблемы без участия Сената. Президент неподотчетен никакими органами и может быть отстранён от должности, только если в порядке импичмента будет призван виновным в измене или другом тяжком преступлении ил проступке.
2. Парламентская республика.
Она существует в целом ряде стран, в частности в Италии, Испании, ФРГ, Греции, Португалии, Индии, Финляндии, Исландии, Турции, Австралии, Швейцарии и др. В парламентской республики, в отличии от президентской, верховенство принадлежит парламенту, перед которым правительство несёт ответственность за свою деятельность.
Можно выделить следующие собирательные характерные черты рассматриваемой модели республики. Прежде всего, здесь премьер-министра избирает парламент. Правительство в парламентской республике формируются из представителей партии (партий), победившей на очередных парламентских выборах и соответственно располагающих парламентским большинством. Из этого вытекает и то, что правительство, кабинет, действует в данном составе до тех пор, пока располагает поддержкой однопартийного или коалиционного большинства представительного органа.
Характерной чертой парламентской республики, как и в целом в парламентской модели организации высших органов государств, является то, что члены кабинета не вправе избираться депутатами парламента. Здесь существует институт недопустимости совмещения депутатского мандата и министерского портфеля.
Хотя конституции парламентских стран наделяют президента значительными полномочиями, на практике он не оказывает заметного влияния на осуществление государственной власти. Практически любоё его действие в сфере внутренней политики в качестве главы государства осуществляется с согласием правительства в частности, нормативные акты, принимаемые президентом, приобретают юридическую силу, как правило, после одобрения их правительством и соответственно парламентом.
Президент обнародует законы, принятые правительством, сам издает декреты, имеющие силу закона. Он обладает также правом отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством обеих палат.
3. Советская республика.
Характеристика республиканской формы правления была бы неполной без изложения основ организации власти в предшествующей модели государственности в России. Основные отличительные черты данной формы правления можно свести к следующим.
1. Ведущая роль представительных органов власти – Советов, которые составляли основу всего аппарата власти.
2. Объединение высших и местных органов в единую представительную систему, которая была основана на принципе демократического централизма, т.е. подчинения нижестоящих Советов вышестоящими.
3. Соединение законодательной и исполнительной власти в лице работающих представительных учреждений. Как видно, советская республиканская форма правления коренным образом отличается от западноевропейской, основанной на разделении властей. Советская республика сочетает выгоды парламентаризма (формальной демократии) западного образца с выгодами прямой демократии. Такая модель организации публичной власти могла стать шагом всемирно-исторического значения, когда управление осуществляется непосредственно народом-сувереном в лице системы Советов. Однако, как показала практика социалистического строительства, такая унитаризация публичной власти привела к борьбе этого аппарата с собственным народом.
4. Специфической чертой Советской республики, а период строительства социализма являлось то, что советы строились по принципу открытого классового представительства – как Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Представительные органы власти формировались на основе избирательного права, которое исключало участие иных социальных слоёв, кроме рабоче-крестьянских. Существовало также неравное избирательное право. Преимущество отдавалось городскому населению.
5. Характерная черта Советского государства – принципиальное неприятие такого принципиально значимого для западной модели государственности принципа организации политической системы, как многопартийность. Советская государственность базировалась на другом принципиальном положении. КПСС была единственной политической партией, имевшей официальное название – государственная партия. По своей изначальной сути коммунистическая партия мыслилась и являлась как бы государством в государстве, вернее, его олицетворяла.