О / Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПОД УДАРЕНИЕМ




1) буквы о / ё в корне

Ё О
в корнях с чередованием ё / е   Пишется буква ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова ей соответствует буква е: жёлудь ‒ желудей, печёнка ‒ печень, шёпот ‒ шептать, пощёчина ‒ щека; чёботы ‒ чеботарь, чечёткачечет. в корнях без чередования   Пишется буква о, если чередования с е нет: прожорливый, чопорный, шорох.
Запомнить
ожёг (глагол), ожог (сущ.)   Следует различать написание о / ё в корнях жёг и жог в существительных, производных от глагола жечь, и в однокоренных глагольных формах: Медвежонок прикоснулся к раскаленной печке и ожёг (глаг.) себе лапу, но ожог (сущ.) оказался незначительным (Пришв.). В корнях заимствованных слов в ударной и безударной позициях пишется буква о, как в языке-источнике(буква ё не пишется): капюшон ‘откидной головной убор, прикрепленный к вороту рубашки’ (от фр. capuchon), мажор ‘музыкальный лад или бодрое, радостное настроение’ (от ит. maggiore), шорты ‘короткие штаны’ (от англ. short ‘короткий’); жокей, жонглер, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр.   Примечание. Буква ё пишется в заимствованном суффиксе -ёр (от фр. -eur): дирижёр, коммивояжёр, монтажёр, стажёр, ухажёр, массажёр, тренажёр.

 

2) буква о в суффиксах и окончаниях
(именные части речи)

Под ударением ‒ о Без ударения ‒ е
В суффиксах отыменных существительных круг ‒ кружок, крюк ‒ крючок, ёж ‒ ежонок, лягушка ‒ лягушонок, река ‒ речонка, душа – душонка, треск – трещотка монах ‒ монашенка
отыменных прилагательных ёж ‒ ежовый, алыча ‒ алычовый, камыш ‒ камышовый, смех ‒ смешон (беглое о, ср. смешной) ландыш – ландышевый
наречий, образованных от прилагательных горячий ‒ горячо, свежий ‒ свежо, общий ‒ общо, хороший ‒ хорошо угрожающий ‒ угрожающе
В окончаниях существительных нож ‒ ножом, свеча ‒ свечой, ковш ‒ ковшом, плащ ‒ плащом пейзаж ‒ пейзажем
прилагательных большой ‒ большого, чужой ‒ чужого певучий ‒ певучего

 

3) буква ё в суффиксах и окончаниях
(глаголы и отглагольные прилагательные и существительные)

Глагол Личные формы глагола Причастия (полные и краткие) и отглагольные прилагательные Отглагольные существительные
прячь напряжёшь, напряжёт, напряжём, напряжёте напряжённый, напряжён напряжённость
коптить   копчёный копчёности
восхитить   восхищённый, восхищён восхищённость
сгустить   сгущённый сгущёнка
ночевать     ночёвка

О / Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (задание)*

*Ответы см. на с. 4

1. …Пластинку прокрутили несч•тное количество раз, а потом уговорили Ознобишина сыграть на гармошке. («Полуденный бес»)

2. Хорош «гуляка праздный», который в кабак с приятелем не может сходить, не доложив ж•нушке! («Скрипач не нужен»)

3. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет всё равно, где застал тебя этот день, в «мерседесе» или «запорожце», когда креветка покажется не слаще ч•рствой корочки… («Скрипач не нужен»)

4. Отч•т был составлен высококвалифицированным агентом, что Рябов немедленно оценил. («Полуденный бес»)

5. Срочно приехавший в Баден-Баден Тургенев наш•л его в ужасном состоянии. («Лев Толстой: Бегство из рая»)

6. [Крапива] была выше его ростом и напоминала тропические деревья. Первый ож•г пришелся одновременно на лицо и руки. («Полуденный бес»)

7. Саша заж•г спичку, потом огарок восковой свечи... («Страсти по Максиму»)

8. В письме к издателю журнала В. М. Лаврову Чехов ответил ж•стко. («Скрипач не нужен»)

9. [Старец] был одет в серый, вытертый на локтях, но еще опрятный пиджач•к и… ч•рное трико, подсевшее и коротковатое в щиколотках. («Полуденный бес»)

10. «Любопытная вещица, не так ли?!» – не удержавшись, воскликнул Барский, заглядывая через плеч• Джона в книгу. («Русский роман»)

11. Я говорил с врач•м из города. («Полуденный бес»)

12. Сердце мое как будто облилось в это мгновение горячим ключ•м крови. («Скрипач не нужен»)

13. [У Сергея Есина есть одно писательское качество, которое редко встречается не только среди писателей, но и вообще русских людей. Он не ленив и любопытен.] За время своего кризисного правления он изучил Литинститут насквозь, прощупал его рентгеновским луч•м. («Классики и современники»)

14. И ещ• Джон вдруг отчетливо понял, что отныне связан с этой невоспитанной девч•нкой самой кровной связью. («Полуденный бес»)

15. Моя белобрысая Муза по-девч•ночьи взвизгнула «ага!», вдарила красными сапожками и запилила на саратовской гармонике с бубенцами. («Скрипач не нужен»)

16. Под коньяч•к он выпытывал у меня разные городские новости. («Полуденный бес»)

17. «Эге! – думаю. ‒ Боится старич•к креста!» («Полуденный бес»)

18. Старуха попыталась заплакать, чтобы показать, какая она тут несчастная, но гребеш•к с зеркальцем терзали ее любопытство. («Полуденный бес»)

19. «Значит, мне счастья не будет?» – обиделась девочка. «Тебе будет, лягуш•нок », – успокоил ее старец. («Полуденный бес»)

20. Но ты меня, Асечка, все равно прости. Я не знала, что одеж•нка твоя таких сумасшедших денег стоит. («Полуденный бес»)

21. И ведь догадался, шельмец эдакий, что никакой это не алкаш•нок, а наш человечек. («Полуденный бес»)

22. Вдруг рядом раздался противный смеш•к. («Полуденный бес»)

23. Совершим скач•к через эпоху и обратимся к нашему недавнему прошлому и настоящему – посмотрим, как решается тема «барина и мужика» в современной литературе. («Скрипач не нужен»)

24. Кто же ближе к русской классической традиции – Борис Екимов или чистые художники с их вечно опущенной нижней губой и грош•вым эстетическим капиталом за душой? («Скрипач не нужен»)

25. Вспомните первые лозунги перестройки. Бездарные и нагловатые по сути своей, они, однако ж, звучали свеж• и упруго и, против смысла, «заражали». («Скрипач не нужен»)

26. Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской Божьей Матери, она широко, истово крестилась и шумно, горяч• шептала: «Богородица Преславная, подай милости Твоея на грядущий день, матушка!» («Страсти по Максиму»)

27. Но вдруг… я понял! То не мужич•нка плачет. Это плачет, исходя последней дурной кровью и непрощ•нными обидами, моя глупая провинциальная душа. («Скрипач не нужен»)

28. Половинкин бросил смущ•нный взгляд на сидевших за столом и уже оживленно приступивших к еде и выпивке сумасшедших. («Полуденный бес»)

29. Половинкин был смущ•н, как девушка во время сватовства. («Полуденный бес»)

30. Расходились далеко за полночь. Половинкин весь вечер сидел отреш•нный. («Полуденный бес»)

31. [Братья повели себя благоразумно: отвернув лица, вошли в шатер и накрыли отца одеждами; когда тот проснулся, обо всем доложили.] Взбеш•нный Ной проклял четвертого сына Хама, Ханаана. («Скрипач не нужен»)

32. Как он был взбеш•н, когда в Ясную заявилась полиция и обыскала его дом, пытаясь найти запрещ•нные книги. («Лев Толстой: Бегство из рая»)

33. Сальери решается на злодейство от сознания обреч•нности: его место в музыке занял Моцарт, не по справедливости, а по Божьему произволу. («Скрипач не нужен»)

34. Этот век с беспощадной ясностью показал, что без «легенды», хотя бы и крохотной, без «маски», хотя бы и самой нелепой, даже очень крупный по внутренней творческой возможности писатель обреч•н влачить полупризрачное существование, будучи лиш•н более или менее отч•тливой читательской аудитории. (Классики и современники)

35. Каким образом обыкновенный иркутский журналист, воспевавший стройки коммунизма, вдруг написал рассказ «Василий и Василиса» (1967) – очевидный шедевр, лучшую в русской литературе иллюстрацию к теме Прощ•ного Воскресенья? («Скрипач не нужен»)

 


О / Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (ответы)

36. …Пластинку прокрутили несчётное количество раз, а потом уговорили Ознобишина сыграть на гармошке. («Полуденный бес»)

37. Хорош «гуляка праздный», который в кабак с приятелем не может сходить, не доложив жёнушке! («Скрипач не нужен»)

38. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет всё равно, где застал тебя этот день, в «мерседесе» или «запорожце», когда креветка покажется не слаще чёрствой корочки… («Скрипач не нужен»)

39. Отчёт был составлен высококвалифицированным агентом, что Рябов немедленно оценил. («Полуденный бес»)

40. Срочно приехавший в Баден-Баден Тургенев нашёл его в ужасном состоянии. («Лев Толстой: Бегство из рая»)

41. [Крапива] была выше его ростом и напоминала тропические деревья. Первый ожог пришелся одновременно на лицо и руки. («Полуденный бес»)

42. Саша зажёг спичку, потом огарок восковой свечи... («Страсти по Максиму»)

43. В письме к издателю журнала В. М. Лаврову Чехов ответил жёстко. («Скрипач не нужен»)

44. [Старец] был одет в серый, вытертый на локтях, но еще опрятный пиджачок и… чёрное трико, подсевшее и коротковатое в щиколотках. («Полуденный бес»)

45. «Любопытная вещица, не так ли?!» – не удержавшись, воскликнул Барский, заглядывая через плечо Джона в книгу. («Русский роман»)

46. Я говорил с врачом из города. («Полуденный бес»)

47. Сердце мое как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови. («Скрипач не нужен»)

48. [У Сергея Есина есть одно писательское качество, которое редко встречается не только среди писателей, но и вообще русских людей. Он не ленив и любопытен.] За время своего кризисного правления он изучил Литинститут насквозь, прощупал его рентгеновским лучом. («Классики и современники»)

49. И ещё Джон вдруг отчетливо понял, что отныне связан с этой невоспитанной девчонкой самой кровной связью. («Полуденный бес»)

50. Моя белобрысая Муза по-девчоночьи взвизгнула «ага!», вдарила красными сапожками и запилила на саратовской гармонике с бубенцами. («Скрипач не нужен»)

51. Под коньячок он выпытывал у меня разные городские новости. («Полуденный бес»)

52. «Эге! – думаю. ‒ Боится старичок креста!» («Полуденный бес»)

53. Старуха попыталась заплакать, чтобы показать, какая она тут несчастная, но гребешок с зеркальцем терзали ее любопытство. («Полуденный бес»)

54. «Значит, мне счастья не будет?» – обиделась девочка. «Тебе будет, лягушонок », – успокоил ее старец. («Полуденный бес»)

55. Но ты меня, Асечка, все равно прости. Я не знала, что одежонка твоя таких сумасшедших денег стоит. («Полуденный бес»)

56. И ведь догадался, шельмец эдакий, что никакой это не алкашонок, а наш человечек. («Полуденный бес»)

57. Вдруг рядом раздался противный смешок. («Полуденный бес»)

58. Совершим скачок через эпоху и обратимся к нашему недавнему прошлому и настоящему – посмотрим, как решается тема «барина и мужика» в современной литературе. («Скрипач не нужен»)

59. Кто же ближе к русской классической традиции – Борис Екимов или чистые художники с их вечно опущенной нижней губой и грошовым эстетическим капиталом за душой? («Скрипач не нужен»)

60. Вспомните первые лозунги перестройки. Бездарные и нагловатые по сути своей, они, однако ж, звучали свежо и упруго и, против смысла, «заражали». («Скрипач не нужен»)

61. Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской Божьей Матери, она широко, истово крестилась и шумно, горячо шептала: «Богородица Преславная, подай милости Твоея на грядущий день, матушка!» («Страсти по Максиму»)

62. Но вдруг… я понял! То не мужичонка плачет. Это плачет, исходя последней дурной кровью и непрощёнными обидами, моя глупая провинциальная душа. («Скрипач не нужен»)

63. Половинкин бросил смущённый взгляд на сидевших за столом и уже оживленно приступивших к еде и выпивке сумасшедших. («Полуденный бес»)

64. Половинкин был смущён, как девушка во время сватовства. («Полуденный бес»)

65. Расходились далеко за полночь. Половинкин весь вечер сидел отрешённый. («Полуденный бес»)

66. [Братья повели себя благоразумно: отвернув лица, вошли в шатер и накрыли отца одеждами; когда тот проснулся, обо всем доложили.] Взбешённый Ной проклял четвертого сына Хама, Ханаана. («Скрипач не нужен»)

67. Как он был взбешён, когда в Ясную заявилась полиция и обыскала его дом, пытаясь найти запрещённые книги. («Лев Толстой: Бегство из рая»)

68. Сальери решается на злодейство от сознания обречённости: его место в музыке занял Моцарт, не по справедливости, а по Божьему произволу. («Скрипач не нужен»)

69. Этот век с беспощадной ясностью показал, что без «легенды», хотя бы и крохотной, без «маски», хотя бы и самой нелепой, даже очень крупный по внутренней творческой возможности писатель обречён влачить полупризрачное существование, будучи лишён более или менее отчётливой читательской аудитории. (Классики и современники)

70. Каким образом обыкновенный иркутский журналист, воспевавший стройки коммунизма, вдруг написал рассказ «Василий и Василиса» (1967) – очевидный шедевр, лучшую в русской литературе иллюстрацию к теме Прощёного Воскресенья? («Скрипач не нужен»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: