1) буквы о / ё в корне
Ё | О |
в корнях с чередованием ё / е Пишется буква ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова ей соответствует буква е: жёлудь ‒ желудей, печёнка ‒ печень, шёпот ‒ шептать, пощёчина ‒ щека; чёботы ‒ чеботарь, чечётка ‒ чечет. | в корнях без чередования Пишется буква о, если чередования с е нет: прожорливый, чопорный, шорох. |
Запомнить | |
ожёг (глагол), ожог (сущ.) Следует различать написание о / ё в корнях жёг и жог в существительных, производных от глагола жечь, и в однокоренных глагольных формах: Медвежонок прикоснулся к раскаленной печке и ожёг (глаг.) себе лапу, но ожог (сущ.) оказался незначительным (Пришв.). | В корнях заимствованных слов в ударной и безударной позициях пишется буква о, как в языке-источнике(буква ё не пишется): капюшон ‘откидной головной убор, прикрепленный к вороту рубашки’ (от фр. capuchon), мажор ‘музыкальный лад или бодрое, радостное настроение’ (от ит. maggiore), шорты ‘короткие штаны’ (от англ. short ‘короткий’); жокей, жонглер, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр. Примечание. Буква ё пишется в заимствованном суффиксе -ёр (от фр. -eur): дирижёр, коммивояжёр, монтажёр, стажёр, ухажёр, массажёр, тренажёр. |
2) буква о в суффиксах и окончаниях
(именные части речи)
Под ударением ‒ о | Без ударения ‒ е | ||
В суффиксах | отыменных существительных | круг ‒ кружок, крюк ‒ крючок, ёж ‒ ежонок, лягушка ‒ лягушонок, река ‒ речонка, душа – душонка, треск – трещотка | монах ‒ монашенка |
отыменных прилагательных | ёж ‒ ежовый, алыча ‒ алычовый, камыш ‒ камышовый, смех ‒ смешон (беглое о, ср. смешной) | ландыш – ландышевый | |
наречий, образованных от прилагательных | горячий ‒ горячо, свежий ‒ свежо, общий ‒ общо, хороший ‒ хорошо | угрожающий ‒ угрожающе | |
В окончаниях | существительных | нож ‒ ножом, свеча ‒ свечой, ковш ‒ ковшом, плащ ‒ плащом | пейзаж ‒ пейзажем |
прилагательных | большой ‒ большого, чужой ‒ чужого | певучий ‒ певучего |
3) буква ё в суффиксах и окончаниях
(глаголы и отглагольные прилагательные и существительные)
Глагол | Личные формы глагола | Причастия (полные и краткие) и отглагольные прилагательные | Отглагольные существительные |
прячь | напряжёшь, напряжёт, напряжём, напряжёте | напряжённый, напряжён | напряжённость |
коптить | копчёный | копчёности | |
восхитить | восхищённый, восхищён | восхищённость | |
сгустить | сгущённый | сгущёнка | |
ночевать | ночёвка |
О / Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (задание)*
*Ответы см. на с. 4
1. …Пластинку прокрутили несчтное количество раз, а потом уговорили Ознобишина сыграть на гармошке. («Полуденный бес»)
2. Хорош «гуляка праздный», который в кабак с приятелем не может сходить, не доложив жнушке! («Скрипач не нужен»)
3. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет всё равно, где застал тебя этот день, в «мерседесе» или «запорожце», когда креветка покажется не слаще чрствой корочки… («Скрипач не нужен»)
4. Отчт был составлен высококвалифицированным агентом, что Рябов немедленно оценил. («Полуденный бес»)
5. Срочно приехавший в Баден-Баден Тургенев нашл его в ужасном состоянии. («Лев Толстой: Бегство из рая»)
6. [Крапива] была выше его ростом и напоминала тропические деревья. Первый ожг пришелся одновременно на лицо и руки. («Полуденный бес»)
7. Саша зажг спичку, потом огарок восковой свечи... («Страсти по Максиму»)
8. В письме к издателю журнала В. М. Лаврову Чехов ответил жстко. («Скрипач не нужен»)
9. [Старец] был одет в серый, вытертый на локтях, но еще опрятный пиджачк и… чрное трико, подсевшее и коротковатое в щиколотках. («Полуденный бес»)
10. «Любопытная вещица, не так ли?!» – не удержавшись, воскликнул Барский, заглядывая через плеч Джона в книгу. («Русский роман»)
11. Я говорил с врачм из города. («Полуденный бес»)
12. Сердце мое как будто облилось в это мгновение горячим ключм крови. («Скрипач не нужен»)
13. [У Сергея Есина есть одно писательское качество, которое редко встречается не только среди писателей, но и вообще русских людей. Он не ленив и любопытен.] За время своего кризисного правления он изучил Литинститут насквозь, прощупал его рентгеновским лучм. («Классики и современники»)
14. И ещ Джон вдруг отчетливо понял, что отныне связан с этой невоспитанной девчнкой самой кровной связью. («Полуденный бес»)
15. Моя белобрысая Муза по-девчночьи взвизгнула «ага!», вдарила красными сапожками и запилила на саратовской гармонике с бубенцами. («Скрипач не нужен»)
16. Под коньячк он выпытывал у меня разные городские новости. («Полуденный бес»)
17. «Эге! – думаю. ‒ Боится старичк креста!» («Полуденный бес»)
18. Старуха попыталась заплакать, чтобы показать, какая она тут несчастная, но гребешк с зеркальцем терзали ее любопытство. («Полуденный бес»)
19. «Значит, мне счастья не будет?» – обиделась девочка. «Тебе будет, лягушнок », – успокоил ее старец. («Полуденный бес»)
20. Но ты меня, Асечка, все равно прости. Я не знала, что одежнка твоя таких сумасшедших денег стоит. («Полуденный бес»)
21. И ведь догадался, шельмец эдакий, что никакой это не алкашнок, а наш человечек. («Полуденный бес»)
22. Вдруг рядом раздался противный смешк. («Полуденный бес»)
23. Совершим скачк через эпоху и обратимся к нашему недавнему прошлому и настоящему – посмотрим, как решается тема «барина и мужика» в современной литературе. («Скрипач не нужен»)
24. Кто же ближе к русской классической традиции – Борис Екимов или чистые художники с их вечно опущенной нижней губой и грошвым эстетическим капиталом за душой? («Скрипач не нужен»)
25. Вспомните первые лозунги перестройки. Бездарные и нагловатые по сути своей, они, однако ж, звучали свеж и упруго и, против смысла, «заражали». («Скрипач не нужен»)
26. Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской Божьей Матери, она широко, истово крестилась и шумно, горяч шептала: «Богородица Преславная, подай милости Твоея на грядущий день, матушка!» («Страсти по Максиму»)
27. Но вдруг… я понял! То не мужичнка плачет. Это плачет, исходя последней дурной кровью и непрощнными обидами, моя глупая провинциальная душа. («Скрипач не нужен»)
28. Половинкин бросил смущнный взгляд на сидевших за столом и уже оживленно приступивших к еде и выпивке сумасшедших. («Полуденный бес»)
29. Половинкин был смущн, как девушка во время сватовства. («Полуденный бес»)
30. Расходились далеко за полночь. Половинкин весь вечер сидел отрешнный. («Полуденный бес»)
31. [Братья повели себя благоразумно: отвернув лица, вошли в шатер и накрыли отца одеждами; когда тот проснулся, обо всем доложили.] Взбешнный Ной проклял четвертого сына Хама, Ханаана. («Скрипач не нужен»)
32. Как он был взбешн, когда в Ясную заявилась полиция и обыскала его дом, пытаясь найти запрещнные книги. («Лев Толстой: Бегство из рая»)
33. Сальери решается на злодейство от сознания обречнности: его место в музыке занял Моцарт, не по справедливости, а по Божьему произволу. («Скрипач не нужен»)
34. Этот век с беспощадной ясностью показал, что без «легенды», хотя бы и крохотной, без «маски», хотя бы и самой нелепой, даже очень крупный по внутренней творческой возможности писатель обречн влачить полупризрачное существование, будучи лишн более или менее отчтливой читательской аудитории. (Классики и современники)
35. Каким образом обыкновенный иркутский журналист, воспевавший стройки коммунизма, вдруг написал рассказ «Василий и Василиса» (1967) – очевидный шедевр, лучшую в русской литературе иллюстрацию к теме Прощного Воскресенья? («Скрипач не нужен»)
О / Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (ответы)
36. …Пластинку прокрутили несчётное количество раз, а потом уговорили Ознобишина сыграть на гармошке. («Полуденный бес»)
37. Хорош «гуляка праздный», который в кабак с приятелем не может сходить, не доложив жёнушке! («Скрипач не нужен»)
38. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет всё равно, где застал тебя этот день, в «мерседесе» или «запорожце», когда креветка покажется не слаще чёрствой корочки… («Скрипач не нужен»)
39. Отчёт был составлен высококвалифицированным агентом, что Рябов немедленно оценил. («Полуденный бес»)
40. Срочно приехавший в Баден-Баден Тургенев нашёл его в ужасном состоянии. («Лев Толстой: Бегство из рая»)
41. [Крапива] была выше его ростом и напоминала тропические деревья. Первый ожог пришелся одновременно на лицо и руки. («Полуденный бес»)
42. Саша зажёг спичку, потом огарок восковой свечи... («Страсти по Максиму»)
43. В письме к издателю журнала В. М. Лаврову Чехов ответил жёстко. («Скрипач не нужен»)
44. [Старец] был одет в серый, вытертый на локтях, но еще опрятный пиджачок и… чёрное трико, подсевшее и коротковатое в щиколотках. («Полуденный бес»)
45. «Любопытная вещица, не так ли?!» – не удержавшись, воскликнул Барский, заглядывая через плечо Джона в книгу. («Русский роман»)
46. Я говорил с врачом из города. («Полуденный бес»)
47. Сердце мое как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови. («Скрипач не нужен»)
48. [У Сергея Есина есть одно писательское качество, которое редко встречается не только среди писателей, но и вообще русских людей. Он не ленив и любопытен.] За время своего кризисного правления он изучил Литинститут насквозь, прощупал его рентгеновским лучом. («Классики и современники»)
49. И ещё Джон вдруг отчетливо понял, что отныне связан с этой невоспитанной девчонкой самой кровной связью. («Полуденный бес»)
50. Моя белобрысая Муза по-девчоночьи взвизгнула «ага!», вдарила красными сапожками и запилила на саратовской гармонике с бубенцами. («Скрипач не нужен»)
51. Под коньячок он выпытывал у меня разные городские новости. («Полуденный бес»)
52. «Эге! – думаю. ‒ Боится старичок креста!» («Полуденный бес»)
53. Старуха попыталась заплакать, чтобы показать, какая она тут несчастная, но гребешок с зеркальцем терзали ее любопытство. («Полуденный бес»)
54. «Значит, мне счастья не будет?» – обиделась девочка. «Тебе будет, лягушонок », – успокоил ее старец. («Полуденный бес»)
55. Но ты меня, Асечка, все равно прости. Я не знала, что одежонка твоя таких сумасшедших денег стоит. («Полуденный бес»)
56. И ведь догадался, шельмец эдакий, что никакой это не алкашонок, а наш человечек. («Полуденный бес»)
57. Вдруг рядом раздался противный смешок. («Полуденный бес»)
58. Совершим скачок через эпоху и обратимся к нашему недавнему прошлому и настоящему – посмотрим, как решается тема «барина и мужика» в современной литературе. («Скрипач не нужен»)
59. Кто же ближе к русской классической традиции – Борис Екимов или чистые художники с их вечно опущенной нижней губой и грошовым эстетическим капиталом за душой? («Скрипач не нужен»)
60. Вспомните первые лозунги перестройки. Бездарные и нагловатые по сути своей, они, однако ж, звучали свежо и упруго и, против смысла, «заражали». («Скрипач не нужен»)
61. Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской Божьей Матери, она широко, истово крестилась и шумно, горячо шептала: «Богородица Преславная, подай милости Твоея на грядущий день, матушка!» («Страсти по Максиму»)
62. Но вдруг… я понял! То не мужичонка плачет. Это плачет, исходя последней дурной кровью и непрощёнными обидами, моя глупая провинциальная душа. («Скрипач не нужен»)
63. Половинкин бросил смущённый взгляд на сидевших за столом и уже оживленно приступивших к еде и выпивке сумасшедших. («Полуденный бес»)
64. Половинкин был смущён, как девушка во время сватовства. («Полуденный бес»)
65. Расходились далеко за полночь. Половинкин весь вечер сидел отрешённый. («Полуденный бес»)
66. [Братья повели себя благоразумно: отвернув лица, вошли в шатер и накрыли отца одеждами; когда тот проснулся, обо всем доложили.] Взбешённый Ной проклял четвертого сына Хама, Ханаана. («Скрипач не нужен»)
67. Как он был взбешён, когда в Ясную заявилась полиция и обыскала его дом, пытаясь найти запрещённые книги. («Лев Толстой: Бегство из рая»)
68. Сальери решается на злодейство от сознания обречённости: его место в музыке занял Моцарт, не по справедливости, а по Божьему произволу. («Скрипач не нужен»)
69. Этот век с беспощадной ясностью показал, что без «легенды», хотя бы и крохотной, без «маски», хотя бы и самой нелепой, даже очень крупный по внутренней творческой возможности писатель обречён влачить полупризрачное существование, будучи лишён более или менее отчётливой читательской аудитории. (Классики и современники)
70. Каким образом обыкновенный иркутский журналист, воспевавший стройки коммунизма, вдруг написал рассказ «Василий и Василиса» (1967) – очевидный шедевр, лучшую в русской литературе иллюстрацию к теме Прощёного Воскресенья? («Скрипач не нужен»)