Контроль исходного уровня знаний.





Занятие 21

Тема: «Дубильные вещества. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие дубильные вещества»

Цель занятия:изучить дубильные вещества, а также лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие дубильные вещества (ПК-5, ПК-17).

Задачи:

• рассмотреть классификацию дубильных веществ и их общую характеристику, физико-химические свойства, методы качественного и количественного анализа, физиологическую роль для растений, медико-биологическое значение;

• обучить студентов распознавать лекарственные растения (ЛР) по внешним признакам на гербарных образцах и отличать их от возможных примесей, анализировать лекарственное растительное сырье (ЛРС), содержащее дубильные вещества, определять подлинность сырья макро- и микроскопическими методами анализа и давать заключение о качестве сырья с использованием научно-технической документации (НД);

• изучить латинские названия, географическое распространение, условия местообитания, районы культуры; сроки и приёмы сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья; химический состав, структурные формулы действующих веществ; медицинское применение лекарственного растительного сырья и препаратов, содержащих дубильные вещества.

Содержание занятия:практическая работа «Фармакогностический анализ ЛРС, содержащего дубильные вещества. Качественный и количественный анализ ЛРС, содержащего дубильные вещества».

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- понятие о дубильных веществах, их химический состав, классификацию;

- физико-химические свойства дубильных веществ, методы качественного и количественного определения дубильных веществ;

- иметь представление о строении основных представителей таннинов;

- ботаническое описание лекарственных растений, их ареал распространения;

- описание лекарственного растительного сырья, основные группы БАВ, входящих в его состав, фармакологическое действие и применение лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества.

2. после изучения темы:

- применение дубильных веществ в медицине;

- особенности проведения фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества.

 

Студент должен уметь:

1. Проводить макроскопический анализ ЛРС, содержащего дубильные

вещества.

2.Проводить микроскопический анализ ЛРС, содержащего дубильные вещества.

3.Проводить качественные реакции на обнаружение дубильных веществ

в ЛРС.

4. Уметь отличать по гербарным образцам ЛР от примесных видов растений.

5. Идентифицировать возможные примеси к ЛРС, содержащему дубильные вещества. 6. Проводить количественный анализ сырья, содержащего дубильные вещества.

Методика проведения занятия:

Хронометраж занятия.

1. Текущий тестовый контроль по теме (15 мин)

2. Устный опрос по теме (25 мин).

3. Выполнение практической части занятия (60 мин).

4. Подведение итогов занятия (35 мин).

Итого 135 мин

Вступительное слово.

Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для будущей практики

Контроль исходного уровня знаний.

Проверяется исходный уровень знаний студентов в виде контрольных вопросов и тестовых заданий.

Вопросы к занятию:

1.Определение понятия «дубильные вещества». Формулы: общая формул; танина, галловая кислота, эллаговая кислота, гексагидроксидифеноваз кислота, катехин, лейкоантоцианидин.

2. Классификация дубильных веществ и ЛРС, содержащего эту группу БАВ.

3. Физические и химические свойства дубильных веществ.

4. Локализация дубильных веществ в растениях, их физиологическо* значение.

5. Методы выделения и очистки дубильных веществ.

6. Качественные реакции, микрохимические реакции, количественно! определение различных групп дубильных веществ в ЛРС.

7. Латинские и русские названия производящих растений и семейств все: растений, ЛРС изучаемой темы.

1. Дуб лузитанский (Quercus lusitanica)

2. Сумах китайский (Rhus chinensis)

3. Горец змеиный (Polygonum bistorta)

4. Горец мясо-красный (Polygonum carneum)

5. Кровохлёбка лекарственная (Sanguisorba officinalis)

6. Бадан толстолистный (Bergenia crassifolia)

7. Ольха клейкая (Alnus glutinosa)

8. Ольха серая (Alnus incana)

9. Скумпия кожевенная (Cotinus coggygria)

10.Сумах дубильный (Rhus coriaria)

11.Дуб обыкновенный (Quercus robur)

12.Дуб скальный (Quercus petraea)

13.Лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta)

14. Лапчатка серебристая (Polentilla argentea)

15.Черника обыкновенная (Vaccinium myrtillus)

16.Черёмуха обыкновенная (Padus avium)

17.Черёмуха азиатская (Padus asiatica)

8. Морфологическая характеристика растений, ареалы, места районы возделывания.

9. Внешние признаки ЛРС.

10.Рациональные приёмы сбора сырья, первичная переработка, сушк

хранение ЛРС.

11. Возможные примеси к различным видам ЛРС.

12. Препараты на основе ЛРС, содержащего дубильные вещества, применение.

Заключение.В заключительной части подводятся итоги практической' работы, студенты оформляют дневники и альбомы и предоставляют их преподавателю на подпись.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения: учебное пособие под ред. Г.П. Яковлева СПб.: СпецЛит, 2010

Дополнительные источники:

Государственная фармакопея СССР, Х1 издание, вып. 1, 2,   М., «Медицина», 1987, 1990
Фармакогнозия: Учебник – 4-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2002.
Фармакогнозия: Учебник – 5-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2007
Фармакогнозия: учебная практика Под ред. И.А. Самылиной М.: Медицина, 2011
Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие под.ред. И.А. Самылиной М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Ответственный редактор Н.Д. Круглов Смоленск: Смол.гос. пед. ин-т., 1997

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

Нормативная документация и государственная фармакопея:

· Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // http://www.rosminzdrav.ru/;

· Электронный справочник «Информио» для высших учебных заведений(www.informuo.ru);

· Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова // http://www.emll.ru/newlib/;

· Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России // http://vrachirf.ru/company-announce-single/6191/;

· Российское образование. Федеральный образовательный портал. www.edu.ru/;

 


 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМУЛ К ЗАНЯТИЮ № 21

 

 





Читайте также:
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.