Психологическое значение.




 

Кратко описав основные черты традиционных посвящений, вернемся, прежде, чем закончить эту статью, еще раз к вопросу о значении инициаций в Традиции. Вернемся - но уже на другом уровне.

Если подойти к традиционным инициатическим технологиям с точки зрения психологии, несложно увидеть, что одной из непременных их частей является своего рода психологическое "очищение" инициируемого, освобождение от психологических зажимов и разного рода комплексов, накопленных за предыдущий отрезок жизни, - то, что в самой Традиции именуется иногда освобождением от наузов или шкур Дракона. Действительно, находясь в пограничной ("лиминальной") фазе инициации, человек представляет собой tabula rasa, "чистую табличку". Такое Освобождение, необходимое для заполнения "таблички" новым содержимым, и есть психологическая суть инициации.

 

Чтобы лучше понять, прочувствовать этот вывод, стоит сравнить человека традиционного с человеком современным, лишенным инициатической практики и вынужденным, соответственно, постоянно тащить за собой весь груз своих комплексов и "грехов", накапливающихся в течение жизни. Несложно увидеть то, что отличает современного человека, живущего вне Традиции, - он несвободен...

Далее, мы знаем, что инициатические практики представляют собой стержень обрядовой жизни традиционного сообщества - рода, племени, этноса. В ходе инициаций всё сообщество прикасается с Священному Времени Начала-всех-Начал, к Священной Истории, к самому бытию Богов. Сливаясь с Богами во время совершения инициации, вместе с Ними переживая извечно повторяющиеся Смерть и Возрождение, члены традиционного сообщества переживают и Их Бессмертие.

Так что же такое инициация? Едва ли будет преувеличением сказать, что инициация - это Свобода и Бессмертие человека Традиции...

Посвящение в Традиции не является ни "наградой", или "привилегией", ни результатом прохождения какого-либо пути, но - самим актом традиционного Пути. Так же, как мы говорим, что движение - это способ существования материи, мы должны признать, что Посвящение есть способ существования человека в Традиции и, более того, - способ существования самого традиционного сообщества...

 

(Антон Платов)

 

Психология возрастной инициации:

Как писал ведущий исследователь мифологии Мирча Элиаде, инициация позволяла подростку постичь "тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности". Все три вида опыта отсутствуют у ребенка. Инициируемый узнает о них, принимает их и включает в структуру своей новой - взрослой - личности. Кроме того, посвящаемый уподобляется культурному идеалу племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он и повторяет в инициации. Вся инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшими символами и являются проигрыванием сокровеннейших мифологем племени.

Исследования в глубиной психологии и мифологии (К.Г. Юнг, М. Элиаде, С. Гроф) показывают, что переживание "смерти - возрождения", "перехода" являются архетипическим процессом, т.е. проявлением механизмов бессознательного ("коллективного бессознательного" по К.Г. Юнгу). Это означает, что "ритуал перехода", инициация соответствует динамике архетипических процессов (и является ее выражением) в данный период развития личности. Т.е., можно сказать, что подростковому возрасту внутренне присущи свои архетипические темы, ситуации, потребности и психологические состояния. Они будут спонтанно проявляться в подростковый период в той или иной форме. Это такие темы как: побег/уход из дома, самостоятельность, риск, независимость, стремление к проверке/испытанию себя, утверждение себя в новом качестве, утверждение себя в группе себе подобных, разрушение родительских стереотипов и привязанностей к родителям, встреча с хаосом и стремление пройти через него, сексуальность, испытание себя болью, поиск примера, подражание герою, подвиги и т.д. И чисто с точки зрения логики – необходимо дать подростку пройти все эти «пороги». Но пройти их надо верной дорогой – и инициация дает эту дорогу.

 

Соприкосновение с состоянием смерти обусловливало в дальнейшем глубокую личностную перестройку. Личность человека, ее структура претерпевали глобальные изменения.

 

Примером комплексного испытания отрока на предмет зрелости его мировоззрения может служить, например, такой сценарий. В незнакомой (или малознакомой) лесистой местности испытуемому (после нескольких подготовительных "процедур", о которых он не догадывается) дается задание - например, ночью без фонаря пройти по лесной тропе (которую он видел в дневное время) и передать устное сообщение некому старцу, который будет его ждать в урочный час на условленном месте. Отрок, с трепетом и отвагой пробираясь по незнакомому ночному лесу, встречается с целой "подборкой" критических ситуаций (разумеется, контролируемых старшими), требующих от него проявления различных качеств - смелости, смекалки, решительности, рассудительности, великодушия и прочего. При этом он слышит крики неведомых зверей, ощущает чье-то таинственное присутствие и так далее. Однако решающим звеном испытания могут стать его ответы на вопросы незнакомого человека с посохом, к тусклому костру которого он "случайно" выходит на полпути к заветной цели - избушке "деда".

Если на вопрос незнакомца: "Кто ты?" он ответит: "Петька из села Нижние Верхушки", то пойдет дальше своей нелегкой дорогой. Но если он скажет что-нибудь вроде: "Я странник, вчера я был сыном Стыда и Страха, а теперь стал братом Лесу и Озеру", причем скажет это не наиграно, а в соответствии со своей внутренней сущностью, то получит от незнакомца заветный камешек, который будет хранить как память о пережитом. Испытуемый не знает, что именно этот Ключ-камень и даст знать "деду" в конечном пункте путешествия, что отрок прошел главное испытание.

 

 

Замечание.

 

Поскольку у ритуалов древнейшая мифологическая основа, они оказывают очень сильное воздействие на подсознание, и часто используются как один из способов "промывания мозгов". Полезно знать элементы, из которых составляется инициация, чтобы иметь возможность противостоять психологическому давлению, если вам случится подвергнуться ему помимо своей воли.

 

- Смена имени. Впервые ребенок сталкивается с этим, когда идет в первый класс. До этого его звали "Вовочка", а теперь он стал "Сидоров". Оказавшись в армии, он будет называться "рядовой Сидоров". Многие религии дают духовные имена (при крещении, при постриге в монахи). Девушки меняют фамилию при вступлении в брак.

- Одежда. Военная форма и монашеская ряса, пионерский галстук и желтый балахон кришнаита служат наглядным выражением того, что отныне ты другой человек. В наиболее жестких вариантах обряд посвящения включает в себя раздевание до гола. Новобранец, которому приходится стоять обнаженным в очереди на помывку, понимает, что вместе с гражданской одеждой он расстается и с прежней жизнью. И он чувствует себя новорожденным, рожденным для новой жизни.

- Ритуальная трапеза. Мы привыкли отмечать застольем любое важное событие, но при обряде инициации еда имеет особое значение. Демонстрируется, что став полноценным человеком ты теперь можешь есть полноценную пищу. Сюда относится и церковное причастие, и обычай круговой чаши.

- Нанесение несмываемых знаков на тело. В наше время такая манера все более признается варварской. Люди слишком ценят свое тело, и, к тому же, хотят оставить себе дорогу к отступлению. Остались только наколки уголовников и проколы ушей у модниц. Во многих закрытых группах, тем не менее татуировки до сих пор приняты. Например, бойцы, решившие остаться на всю жизнь во французском иностранном легионе делают татуировку "Великий неизвестный".

- Тесно связан с предыдущим элементом обычай отдавать при посвящении частицу своего тела - каплю крови, прядь волос а то и кусочек кожи. Когда-то японские самураи скрепляли присягу отрезанной подушечкой пальца. Теперь же сохранился обычай обрезания в восточных религиях и пострига у христиан.

- Испытание. Иногда приходится подтверждать свое соответствие высокому званию. Модный парке Горького аттракцион - прыжки но упругом тросе - восходит к ритуалу одного островного племени. Каждый юноша при посвящении в мужчины должен был доказать, что он способен повторить прыжок легендарной красавицы, сбежавшей таким образом от чересчур настойчивого поклонника.

- Клятва. Мы все еще верим словам. От торжественной президентской присяги до простого "Да" в Загсе, клятва "вбивает" в подсознание обязанности, которые возлагаются на посвящаемого. И если мы нарушаем ее, она начинает оттуда, из подсознания, свою разрушительную работу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: