Тема: Фандрайзинг как поисковая деятельность по привлечению средств для реализации социально- культурных проектов.




1) Лишь немногие социальные проекты могут быть реализованы без привлечения материальных и финансовых ресурсов. Даже если деятельность руководителей и участников проекта не оплачивается, материальные и финансовые ресурсы необходимы для организации связи, решения транспортных проблем, приобретения продуктов питания, одежды или иных материальных ценностей. Для организации финансирования крупных социальных проектов необходимы значительные материальные средства, привлекаемые из различных источников: дотации из местных и региональных бюджетов, гранты, выделяемые различными организациями, спонсорские средства бизнеса и другие.

Технологии привлечения средств из различных источников для реализации социального проекта принято называть фандрейзингом.

Фандрейзинг — от английского fundraising — привлечение и акумулирование средств из различных источниковна реализацию проектов и программ. Фандрейзинг — одна из комплексных технологий современного менеджмента, управленческой деятельности в условиях рыночной экономики.

Деятельность эта, в том числе на профессиональной основе, имеет давние традиции в сфере искусства, политики, религии, науки и образования.

Фандрейзинг следует отличать от поиска и привлечения инвестиций. В обоих случаях

предпринимаются конкретные усилия по привлечению интереса к разработанным проектам и программам в расчете на то, что государственные органы, бизнес, другие организации, учреждения, физические лица вложат свои средства и ресурсы в реализацию этих проектов и программ.

Целью инвесторов является извлечение прибыли, которую они непосредственно получат в результате вложения своих средств в предлагаемые их вниманию проекты и программы. Фандрейзинг же обычно связан с поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут быть реализованы в коммерческом режиме. Речь идет о поддержке социально значимых проектов и программ преимущественно в некоммерческой сфере, когда участники реализации таких проектов извлекают не прибыль, а некоторые выгоды социально-экономического, политического, коммуникативного и т. п. планов. В качестве примера можно привести реализацию политических, конфессиональных, социальных целей, дополнительные возможности рекламы, формирование и продвижение позитивного имиджа и репутации, известности и узнаваемости.

Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми вы- деляются два основных вида фандрейзинга: проектный и оперативный.

Проектный фандрейзинг имеет целью привлечение не обходимых средств под реализацию проектов и программ. Он является наиболее удобной формой привлечения и аккумулирования средств, как для организаторов проекта, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением конкретных выгод от участия в осуществлении социально-значимых проектов и программ.

Оперативный фандрейзинг связан с привлечением средств на покрытие текущих расходов организаций и учреждений, занимающихся деятельностью, которую невозможно осуществить в коммерческом режиме. Оперативный фандрейзинг является менее эффективной формой привлечения средств, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в текущем бюджете организации. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании.


 

2) Виды: По способу осуществления каждый успешный фандрайзинг делят на такие виды:

  1. Внутренний фандрайзинг – способами разработки и реализацией поиска финансирования занимаются сотрудники организации самостоятельно.
  2. Внешний – поисками финансирования занимаются профессиональные консультанты по фандрайзингу. В этой роли нередко выступают независимые эксперты и специальные фандрайзинговые фирмы.

Среди методов организации фандрайзинга можно выделить:

· телефандрайзинг (обращение к потенциальным спонсорам по телефону),

· почтовый фандрайзинг (обращение к потенциальным спонсорам в письме),

· индивидуальный фандрайзинг (персональное обращение к потенциальному спонсору в личной беседе),

· солофандрайзинг (приобретение поддержки известных лиц),

· событийный фандрайзинг (проведение различных мероприятий)

Среди технологий фандрайзинга, одной из наиболее популярных является орга-

низация различных акций и мероприятий. Примеры мероприятий:

· ярмарки (покупки и пожертвования),

· марафоны (взносы за участие и пожертвования зрителей),

· аукционы (покупки лотов),

· выставки (плата за вход, внутренний аукцион, пожертвования),

· балы (плата за вход, внутренний аукцион, пожертвования),

· фестивали (взносы за участие и пожертвования зрителей) и т.д.

С точки зрения фандрайзинга, акции - разовый импульсный сбор средств. Но акции имеют и косвенные бонусы: привлечение внимания к проблеме, PR, иногда, в отдельных случаях даже тимбилдинг. Тогда даже при минимальном сборе средств, эффект от акции, в итоге, оказывается положительным

Процесс фандрайзинга должен быть хорошо спланирован.

Планирование фандрайзинга позволяет организации определить новые возможности и потенциальные риски деятельности в области сбора средств, определить свою целевую аудиторию и сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях, разработать схему будущей деятельности для достижения поставленных задач меньшими ресурсами в определенный период времени.

Чтобы начать фандрайзинг, важно иметь определенные цели, то есть знать кому и для чего нужны материальные средства. Примером может быть сбор денежных средств для открытия выставки художника, или получение денег на поездку танцора для участия в соревнованиях.

Процесс фандрайзинга содержит в себе ряд основных взаимосвязанных этапов, тем самым образуя цикл:

· Вначале определяются приоритетные потребности организации, формулируется предложение о необходимости ресурсов, т.е. определяется ценность проекта с точки зрения потенциальных инвесторов. Затем проводят анализ потенциальных источников фандрайзинга (частные лица, фонды, государственные органы и т.д.).

· Следующий этап - выбор необходимой методологии, т.е. способов привлечения средств (это могут быть членские взносы, заявка на гранты и т.д.). Затем следует назначение ответственных лиц за проведение, определение количества средств на проведение кампании.

· Немаловажным этапом является осуществление контроля над ходом реализации фандрайзинга.

· И завершается все анализом полученных результатов.

Под результатом фандрайзинга подразумеваются не только денежные средства, но это могут быть и материальные ресурсы, товары (услуги), новые партнеры и единомышленники, и т.д.

Анализ полученных результатов доложен давать ответ на три основных вопроса:

1) насколько поставленные цели кампании соответствовали объективным потребностям (эффективность поставленных целей);

2) насколько полученные результаты соответствуют поставленным целям (результативность кампании);
3) насколько эффективными оказались затраты средств (денег, времени, людей) на получение этого результата.

3) Помимо того, особенности фандрайзинга состоят в умении правильно сформулировать обращение к потенциальным благодетелям. Здесь важно рассказать про важность материальных средств в конкретном случае. Если сбор денег связан с конкретным человеком (актером, художником, музыкантом), нужно показать его достижения и познакомить лично. Спонсор должен убедиться, что такое вложение действительно значимое.

Для того, чтобы фандрайзинг был более эффективным необходимо осуществлять аудит фандрайзинг. Аудит фандрайзинг представляет собой анализ внешней и внутренней среды, в которой функционирует некоммерческая организация и включает в себя:

1. Анализ факторов внешней среды − совокупности фундаментальных сил, которые оказывают определяющее воздействие на деятельность организации по сбору средств, оставаясь полностью неподконтрольными ей.

К основным факторам внешней среды относятся: политико-правовые, экономические (доходы, занятость и пр.), технологические (интернет-технологии, мобильные технологии, автоматизированные банковские платежи и пр.) и социально-демографические и культурные факторы (основные ценности, уровень участия в благотворительных практиках, уровень доверия к людям в целом, уровень доверия к некоммерческим организациям и пр.).

2.Анализ стейкхолдеров −организаций и людей, заинтересованных в деятельности социально-культурных организаций, в том числе прямых и косвенных благополучателей, доноров, конкурентов, партнеров, органов государственной власти, других некоммерческих организаций, в том числе фондов, коммерческих организаций, СМИ, широкой общественности и т.д.

 

3.Анализ факторов внутренней среды −совокупности сил, действующих внутри организации, и отношений, возникших в процессе их взаимодействия. Внутренняя среда полностью контролируется организацией. К основным силам внутренней среды относятся руководство, система управления, персонал.

 

Фандрайзинг может быть направлен, на привлечениетаких средств как:

1) грант (средства, безвозмездно передаваемые дарителем некоммерческой организации для выполнения конкретной работы);

2) спонсорство (взаимовыгодный обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможность размещение рекламы и т.д.);

3) пожертвование-донорство (оказание материальной, финансовой помощи на безвозмездной основе);

4) субсидии (безвозмездное предоставление денежных средств, при соблюдение получателем определённых условий обговоренных в процессе финансирования);

5) средства от коммерческой деятельности;

6) волонтёрские ресурсы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: