При планировании фандрейзинга эти источники должны быть представлены в виде перечня юридических и физических лиц — адресатов запросов на поддержку. Поэтому можно говорить о четырех основных группах доноров
и жертвователей средств:
1) государственные и межгосударственные организации и инстанции (отечественные и зарубежные);
2) представители коммерческих сфер, включая банковскую, промышленную, торговую, сферу услуг;
3) представители некоммерческой сферы, прежде всего — благотворительные фонды (отечественные, зарубежные, международные);
4) частные лица.
Полноценная база данных потенциальных доноров должна включать представителей всех четырех групп.
4) По каждому потенциальному донору нужно иметь как такие сведения как:
· полное и сокращенное название организации, ее организационно-правовая форма;
• ее юридический адрес;
• фамилии, имена, отчества, социальный статус (должности, звания, степени и пр.) первых должностных лиц, а также лиц, принимающих решения по вопросам спонсорства, благотворительности, патронажа;
• контакты этих лиц: телефон, факс, e-mail;
• их личные пристрастия, хобби и т. д.;
• сфера, виды деятельности компании, ее потребители, клиенты, товары, партнеры;
• экономическое состояние фирмы;
• географическая зона деятельности фирмы;
• сферы и виды деятельности, являющиеся для этого донора предпочтительными для оказания поддержки;
• традиционные для этого донора формы и объемы оказания поддержки.
Главным условием, обеспечивающим успех фандрейзинга, является качество предлагаемого проекта, его понятность и привлекательность для потенциального донора. Очень важен правильный выбор потенциальных доноров проекта — компаний или физических лиц, интересы которых прямо или косвенно могут быть реализованы в ходе деятельности по
|
осуществлению проекта. Не менее важно, кем и как проект будет представлен потенциальному донору, а также сможет ли фандрейзер понять внутренние мотивы потенциального спонсора и доказать ему выгодность его спонсорского участия в проекте для его бизнеса. Наконец, необходимо обеспечить «прозрачность» предлагаемого проекта: понятность механизмов участия спонсора в проекте, гарантии надлежащего использования выделяемых спонсором средств и реализации целей спонсорского участия в проекте.
Фандрайзинг в социально-культурной сфере:
Данный вид деятельности с уверенностью можно назвать творческим, поскольку некоммерческих организаций не так и мало. По этой причине обращение с целью помочь должно быть действительно оригинальным. Чем необычнее и интереснее будет само обращение, тем больше появится шансов получить эту помощь.
В культурной сфере фандрайзинг направляется на поддержку изобразительного, музыкального искусства, литературы, театров, кино, музеев и библиотек. Многих бизнесменов в данной сфере привлекают широкие возможности для рекламы и формирование репутации фирмы в культурной среде, которая позволяет максимально выйти в общество. Для иностранных благодетелей это превосходный способ вырваться на международный рынок, показав свою заинтересованность в культуре страны. Так поддерживаются творчество и человеческие ценности. Многие крупные музеи, театры, музыкальные коллективы в России имеют своих постоянных спонсоров.
|
Фандрайзинг в сфере образования:
Сфера образования (начальная, средняя и высшая школы) обладают своими привлекательными чертами для потенциальных спонсоров. Это и особо привлекательный имидж заботы о подрастающем поколении, и возможности ранней профориентации еще со школьной скамьи, и установление связей с молодыми перспективными специалистами — выпускниками соответствующих вузов и средних специальных учебных заведений.
Спонсорство может осуществляться и в виде оказания услуг кафедрам, курсам, проектам; организации поощрительных поездок студентов; финансирования исследовательских и научных работ и т. д. Многие спонсоры выбирают то учебное заведение, которое они сами когда-то заканчивали, где учатся их дети. Особый вид спонсорства — специальные стипендии, которые учреждают как крупные компании, так и отдельные бизнесмены, политические лидеры.
Фандрайзинг в церкви:
Успешная фандрайзинговая деятельность бывает в духовной сфере. Нередко служители церкви и посторонние люди, которым небезразлична духовная сфера, обращаются за помощью. Часто цель сбора денег – построение церкви, храма. Иногда материальные средства нужны для лечения или питания малоимущего населения. Просить о помощи можно бизнесменов, представителей государственных органов управления.
Фандрайзинг в благотворительности:
Благотворитель, оказывая поддержку, демонстрирует акт свободной воли Благотворительность в сфере культуры и искусств в Рос- сии называется также меценатством.
Оформляться благотворительность может не только простым перечислением денег, но и актом дарения, передачей с баланса на баланс, оплатой счетов, передачей
чека.
Основная задача благотворительной организации в сфере фандрайзинга – это разработка и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий: подготовка проектов на донорские организации, социальное партнерство с органами власти, корпоративный фандрайзинг и т. д.