Как систематизировать свои знания при подготовке к ЕГЭ
В чем главная проблема выпускника школы?
Главная проблема школьника при изучении любого предмета — это отсутствие системы.
Темы по обществознанию в школе изучаются с 5 по 11 класс вперемежку. Разделы и даже названия тем иногда повторяются, что приводит к ощущению простоты и лёгкости предмета.
Но при подготовке к экзамену иллюзорные ожидания элементарного варианта на ЕГЭ могут привести к серьёзным разочарованиям, поэтому необходимо систематизировать свои знания и готовиться серьёзно и основательно.
Как навести порядок в своих записях я уже рассказывала в своей статье " Что почитать перед ЕГЭ по обществознанию?" (см. фото конспекта).
Сегодня хочу поделиться опытом по созданию системного образа знаний по обществознанию. Для этого я использую майнд-карты. Подробнее об интеллект-картах можете почитать в статьях: "Как Тони Бьюзен поможет в подготовке к ЕГЭ" и "Все карты на стол!".
Что лежит в основе системы?
В самом начале изучения предмета ученики усваивают, что общество состоит из четырех подсистем.
На этом уроке я обычно объясняю, что каждую подсистему изучают разные науки. Именно эти пять наук и лежат в основе школьного курса обществознания:
Майнд-карта 1 из методических разработок автора. Рисунок 1
Далее выясняю
Почему на моей схеме "право" есть, а в учебнике (в перечне сфер общественной жизни) нет?
Ребята высказывают свои суждения и сами доказывают необходимость этого элемента в жизни общества.
Далее вместе с учениками начинаю дополнять (разворачивать) майнд-карту:
Майнд-карта 1 из методических разработок автора. Рисунок 2
Ещё до начала детального изучения курса ученики должны усвоить, что каждая наука имеет свои вопросы изучения, которые относятся к соответствующей сфере жизни общества.
Как детализировать систему?
Детализацию системы знаний по предмету я покажу только на одном разделе. В кодификаторе он называется «Человек и общество» и включает в себя 18 различных тем.
Я предлагаю объединить эти темы в четыре блока, которые связаны между собой определенной логикой:
Майнд-карта 2 из методических разработок автора. Рисунок 3
Ученикам предлагаю образные характеристики блоков (см.рис.3). Далее на уроке провожу групповую работу по подбору в эти модули тем из кодификатора.
Что включаю в первый блок?
Первый модуль включает в себя три темы кодификатора.
Обращаю Ваше внимание, что для создания системы знаний важны логические связи тем, а не порядок их расположения в кодификаторе.
Майнд-карта 2 из методических разработок автора. Рисунок 4
Поэтому в первый блок вошли темы:
1.1. Природное и общественное в человеке.
1.6. Потребности и интересы.
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Что войдёт во второй модуль?
Майнд-карта 2 из методических разработок автора. Рисунок 5
Второй модуль также содержит три темы:
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
1.9. Основные институты общества.
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
В этом блоке собрано всё, что связано с обществом.
После его разбора можно перейти к изучению созвучных вопросов социологии, чтобы обеспечить связи между разделами курса.