Понятие о психологической подготовке пожарных
Первая концепция — авторы которой полагают, что психологическая подготовка есть самостоятельный вид подготовки и существует наравне с боевой, физической, тактической, огневой, медицинской и другими подготовками. | Другая концепция — психологическая подготовка специалиста включает научение навыкам управления психикой и неразрывна связана с профессиональной подготовкой. |
Под психологической подготовкой личного состава пожарных подразделений понимается системное обучение, направленное на активизацию профессиональных способностей и обеспечение состояния психики к эффективной деятельности в экстремальных условиях.
· Психологическая подготовка пожарных должна базироваться на профессиональной подготовке и умении личным составом управлять психикой, психическим состоянием в любой обстановке служебной и боевой деятельности.
· Психологическая подготовка пожарных должна быть единым целым с профессиональной подготовкой, развитием у пожарных профессионального мастерства и профессионально личностных качеств: памяти, мышления, воли и т. д. Нельзя психологическую подготовку выделять в отдельный предмет, так же как нельзя отделять сознание от мозга, дабы не иметь безмозглых действий в профессиональной деятельности пожарных.
· Личный состав должен всегда быть психологически готов к боевой деятельности в экстремальных условиях.
Психическая готовность — это способность мобилизовать свою психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности.
Состояние психической готовности пожарного к боевой деятельности, как всякое психическое состояние, является достаточно сложным целостным проявлением личности. Оно характеризуется:
|
1) стремлением выполнить свой профессиональный долг;
2) убежденностью в необходимости выполнить поставленную боевую задачу;
3) уверенностью в своих силах, надежности техники и поддержке товарищей по звену, боевому расчету;
4) стремлением активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за правильное и быстрое выполнение боевой задачи;
5) высокой помехоустойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях;
6) оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность работы на пожаре.
Психическая готовность в сочетании с профессиональным мастерством позволяет умело и быстро выполнять задачи в условиях пожара, способствует осуществлению активных, решительных и эффективных действий. Однако она не возникает сама по себе, а целенаправленно и систематически формируется в процессе всей служебной деятельности, на учебных занятиях и тренировках.
Различают два вида психологической подготовки пожарного: общую и непосредственную.
Общая психологическая подготовка пожарного
Общая психологическая подготовка пожарного проводится круглогодично и неразрывно связана с нравственной, морально-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-технической, пожарно-строевой подготовками. Общая психологическая подготовка направлена на выполнение служебного и профессионального долга. Основные ее задачи:
|
1. Формирование социальной направленности личности пожарного — воспитание важнейших нравственных качеств: любви к своему народу и государственного отношения к народному достоянию, любви к своей профессии, чувства долга, ответственности, чести.
2. Формирование характера, его стержневых черт трудолюбия и добросовестности, чувства коллективизма, скромности и аккуратности, чуткости и отзывчивости по отношению к своим товарищам по службе и другим людям.
3. Повышение интеллекта (развитие потребности постоянно приобретать и совершенствовать общие и специальные знания, выработка таких качеств, как самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления).
4. Развитие профессиональных ощущений и восприятий (быстроты и правильности ориентировки в задымленной среде, чувства пространства и времени, температурных ощущений и т. д.).
5. Развитие волевых качеств (целеустремленности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства).
6. Совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психических (волевых, интеллектуальных, готовности к опасности, риску).
7. Выработка способности в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи.
8. Обучение приемам саморегуляции эмоциональных и психических состояний, медитации.
Формы и содержание общей психологической подготовки
Воспитание на боевых традициях личного состава пожарной охраны:
|
- в пожарных частях создаются Комнаты боевой славы, которые оформляются стендами, где отражены подвиги пожарных и командиров. Ведется исторический формуляр, летопись части. Организуются встречи с ветеранами пожарной охраны и т. д.;
- пропаганда примеров героизма, взаимовыручки, дисциплинированности, бдительности;
- беседы и встречи с отличниками, классными специалистами, лучшими по профессии;
- наглядная агитация для поддержания боевого духа личного состава — лозунги, плакаты и т. д.
- постоянное поддерживание на службе уставного порядка;
- формирование здорового, крепкого коллектива, его традиций и стремлений:
- самовоспитание – это, прежде всего критический анализ собственной деятельности, это постоянный контроль над своими мыслями, чувствами, поступками. Нужно научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить причины успехов и закреплять их, находить причины неудач, чтобы не повторять их в будущем. Заниматься самовоспитанием — значит постоянно вырабатывать настойчивость в службе и боевой подготовке, накапливать личный опыт нравственного и волевого поведения;