КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ»
Подготовила:
педагог-психолог
Вступление.
Общеизвестно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромное интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания ». Став «п устым », утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог?
Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх долга, оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и многое другое.
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.
Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребенка. Словно педагога не существует! У него только растет объем отчетной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остается наедине со своими проблемами.
Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души и духа, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания».
Замечательным инструментом является так называемая арт-терапия, т.е. излечение искусством.
Арт-терапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. Во всяком случае, многими учеными получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.
Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное — разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.
Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает излечение искусством. Я предлагаю вам поработать в «мастерской», которая называется «Цвет твоей судьбы».
Письменная рефлексия – 3 мин.
Перед тем, как мы приступим, я прошу Вас описать своё состояние на данный момент, а также – ожидания, исходя из названия «мастерской».
Приветствие.
Цель: Создание обстановки доверия и эмоционального комфорта.
Давайте возьмёмся за руки и с поклоном произнесём: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны с тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами. Сегодня нас здесь объединила мастерская. - Итак, здравствуйте! (все кланяются и опускают руки).
Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает нас, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит. Сегодня мы будем работать с цветом. Попробуем заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного мира своего собственного «Я». Но вначале пусть это «Я» прозвучит так, чтобы его заметили, обратили на него внимание и приблизились к нему. Мы с вами познакомимся.
4. Упражнение «Знакомство» — 5 мин.
Цель: в игровой форме познакомить участников друг с другом и подготовить их к дальнейшей совместной работе. Эти упражнения помогают показать участникам, чем они отличаются или похожи друг на друга.
Я предлагаю каждому приоткрыть завесу тайны и дать нам возможность хоть немного вас узнать. Итак, закончите предложение, которое начинается словами: «Вы еще не знаете, что я...». Например, вы еще не знаете, что я... очень люблю Москву! А теперь назовите цвет, который вы ассоциируете со своей личностью, и поясните почему.
Чаще всего самих себя мы видим в зеркале, особенно когда примериваем обновку и смотрим, подходит ли нам тот или иной цвет. И так хочется, чтобы отражение всегда было прекрасным! Но известно, что наш мир — большое зеркало, и оно показывает нам нас же.
5. Упражнение «Зеркало» — 5 мин.
Цель: почувствовать себя в разной роли, умение работать в паре.
Сейчас мы попробуем почувствовать, в какой роли существовать проще. Разделитесь на пары и поочередно в паре вы будете то зеркалом, отражающим движения другого человека, то человеком перед зеркалом. Запоминайте, пожалуйста, свои ощущения. Итак, поделитесь впечатлениями, ощущениями и мыслями от упражнения. Что было проще выполнять, в какой роли испытывали вы затруднения?
Тестирование по Люшеру — 5 мин.
Цель: измерение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативные способности.
Мы проявляем свою личность по-разному, но основные ее черты уже знаем. С помощью цветодиагностики по тому, какой цвет человек ставит на первое место, можно узнать собственный характер более детально. Автор теста известный французский психолог Макс Люшер. Решите, какой из восьми цветов вы бы поставили па первое место. Каждый выбрал? Назовите, какие цвета вы предпочли.
Теперь я назову черты характера, типичные для выбранного цвета, а вы соотнесите их с тем, что знаете о себе. Если возникнет несогласие — что ж, стопроцентного попадания быть не может, мы, ведь непрерывно меняемся. Но, возможно, это повод задуматься над тем, знаем ли мы себя.
Поделитесь, пожалуйста, у кого были совпадения, у кого — расхождения.
7. Рисунок настроения — 15 мин.
Цель: педагогов в творческий процесс, саморазвитие, поднятие настроения и снижение напряжения участников.
Теперь настроение, которое у вас сейчас, перенесите па листок бумаги с помощью красок — с помощью цвета. Не старайтесь изображать сюжет, а просто отпустите свою руку и берите те краски, к которым она потянется. Вольно кладите их па лист — ограничений нет, все позволительно. После того как рисунок завершен, походите с ним и поищите себе партнера по рисунку. Нужно подвигаться, так как в движении цвет воспринимается иначе. Когда пары определятся, опираясь па свой рисунок, выберите какой-либо цвет и составьте устную рекламу своему цвету. Представлять рекламу можно любым способом: песней, стихотворением, пантомимой, скульптурой, рекламным роликом — все можно!
А теперь внимание: презентация цвета! Следите за своими ощущениями.
8. Игровое упражнение «Найди цвет!»— 5 мин.
Цель: упражнение на осознанность.
В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю: «Синий!», и все в этой комнате находят только синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение педели будете выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше!
Итак, красный! желтый! черный! зеленый! (...)
Цветное дыхание — 5 мин.
Цель: оказание укрепляющего и целебного воздействия.
Цвет нас лечит — это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители уже создают в своих фирмах комнаты цветотерапии для снятия стрессов. Мы сейчас проделаем очень простое, по важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе снять боль, поднять настроение.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в теле, которое болит, или проблемную зону и представьте, что па вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?
10. Работа с цветными полотнами — 15 мин.
Цель: оказание укрепляющего и целебного воздействия.
Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуют носить жёлтое, если с сердцем – зелёное. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и судьба человека. У нас есть возможность убедиться в этом. Предлагаю вам по очереди закутываться в ткань то одной цветовой гаммы, то другой и запоминать свои ощущения. Потом мы ими поделимся.